Новости культуры  Вернуться на главную страницу
Архив
Режим поиска:
и или

ИНТЕРЕСНОЕ
ПАРТНЕРЫ


Новости культуры. Пермь
31.01.2008
С внутренним чувством джаза

С точки зрения блюстителей «правильного», академичного искусства, «органный джаз» – это оксюморон. Совмещение несовместимого. С точки зрения джазового органиста Владимира Хомякова, никакого противоречия здесь нет. «Джазовость» – неизбежный элемент современной импровизационной музыки. А в сетовании по поводу того, что исполнение экспериментальных вещей на органе оскверняет инструмент, есть что-то ханжеское. В программу Владимира Хомякова «Рождественская музыка», с которой он выступил в минувшее воскресенье в Органном зале Пермской филармонии, помимо произведений И.-С. Баха (которые, как выяснилось, принимаются в России «на ура» всеми, всегда и в любом контексте) и его современника К. Бальбатра вошли не по-рождественски ритмизованные и сложные музыкальные опыты композиторов XX века – П. Эбена, Б. Матера, М. Дюпре и О. Мессиана. В результате концерт получился живым, разнообразным, динамичным, и, что очень важно, орган, ведомый техникой и энергетикой Владимира Хомякова, получил возможность зазвучать голосами разных времен, у каждого из которых существует своя, очень узнаваемая интонация.


онцерт, прошедший в рамках абонемента № 1 «Органисты России» Пермской краевой филармонии, удивил даже самых искушенных меломанов: игра Владимира Хомякова, участника джазовых фестивалей и победителя немецкого джазового конкурса, органиста и органного мастера, пусть не в Сочельник, а двадцатью днями позже, подарила нам «рождественскую» и «экспериментальную» музыку в одном флаконе. И люди поняли: в органной музыке нет табу на импровизации.

– Владимир Викторович, вы часто принимаете участие в экспериментальных джазовых проектах. Между тем в общественном сознании орган прочно связан с академической музыкой…

– Видите ли, я не играю джаз в общепринятом смысле слова. Кроме того, есть масса джазовых направлений, и некоторые из них давно утратили связь с мейнстримом и тяготеют к современной академической музыке. То, что я исполняю, – это не джаз в чистом виде. Скорее, это новая импровизационная музыка. Однако «новая импровизационная музыка» – длинное, громоздкое название, которое плохо смотрится на афишах, и для удобства слушателей чаще всего пишут «free jazz» (свободный джаз) или просто «jazz». Я довольно часто выступаю с такими программами.

– Как вы пришли в органный джаз, или, если вам так больше нравится, в «новую импровизационную музыку»?

– В 2001 году я прошел отбор на первый в истории музыки конкурс «Джаз на церковном органе». Он проходил в Германии, участникам предоставлялись замечательные условия, организаторы взяли на себя все расходы… Я поехал туда, ни на что не рассчитывая, движимый одним лишь любопытством: мне хотелось услышать, как джаз исполняется на духовом органе. В конкурсе участвовали тринадцать органистов, большая часть – из Германии, были еще американцы, англичане, поляк… ну и я, представитель российской глубинки. К большому моему удивлению, жюри сочло мою программу самой интересной и присудило мне первую премию – я выиграл конкурс. При этом Рода Скотт, легендарная женщина, джазовая органистка, которая записала свою первую пластинку в Нью-Йорке в 60-м или 61-м году, заняла только второе место. Позже, когда мы вместе с другими лауреатами конкурса отправились в концертный тур по Германии, я спросил у нее: «Рода, скажи, разве то, что я играл, это – джаз? Почему мне дали первую премию?» Она ответила: «У тебя есть внутреннее чувство джаза, и его ясно слышно – что бы ты ни играл».

– Возможно ли вообще сформулировать четкое определение джаза?

– Известных джазменов часто спрашивают, что такое джаз, и они не могут ответить. Наверное, джазовое выступление отличается от академических импровизаций тем, что в нем больше внутренней свободы, кроме того, в джазе уделяется особое внимание ритмической стороне дела. Джаз – это ритмизированная и внутренне свободная музыка – вот так бы я сформулировал. Вообще, есть ортодоксальные джазмены, а есть экспериментаторы. Бывает, ортодоксы от джаза говорят тебе: «Сыграй стандарт». А ты им отвечаешь: «Я стандарт не умею». Они этого не понимают: если ты не знаешь стандарт, какой же ты джазмен? Но мне и не нужны стандарты. Знание стандартов требуется для спонтанного совместного музицирования, например, на джем-сейшнах, когда человек начинает играть общеизвестную тему и остальные ее подхватывают. Существует толстый сборник джазовых стандартов – для джазмена это как Библия. Я не знаю ее, и мне не стыдно в этом признаться. Мне это не- интересно – мне интересны другие вещи.

– Например, ваша сегодняшняя программа, кажется, не имеет с джазом ничего общего…

– Да, у программы «Рождественская музыка» – не джазовая, а «рождественская» образующая ось. С другой стороны, в нее входит музыка XX века, в которой всегда можно найти джаз. Ее создатели не могли не попасть под джазовое влияние, джаз не мог пройти мимо них… В общем, при желании можно сказать, что и эта программа – отчасти джазовая.

– Отчасти джазовая, но, в первую очередь, рождественская…

– Я попытался собрать самые прекрасные образцы разных видов органной рождественской музыки. По большей части это вариации или фантазии на темы рождественских песен. Также я включил в программу Баха. У него нет ни одной пьесы, про которую было бы известно, что она написана к Рождеству, но соль-мажорная фантазия, которую я взял, традиционно исполняется в Сочельник – считается, что это история о том, как волхвы шли на свет Вифлеемской звезды. Другая пьеса – пастораль – опять же принадлежит к традиционному для этого праздника органному жанру… Остальные произведения не имеют привязки к Рождеству, но, как мне кажется, они подходят для рождественской программы по настроению.

– Наверное, органная музыка в принципе хорошо ложится на церковную «почву». Не случайно органные залы нередко располагаются на территории бывших или действующих храмов.

– Да, органная музыка и церковь очень хорошо сочетаются друг с другом. В храме публика волей-неволей настраивается на более торжественный лад… Но большая часть российских органов стоит в обычных концертных залах, и лишь некоторые из них находятся в церковных помещениях с хорошей акустикой. Причем акустика в храме будет хорошей, даже если помещение совсем маленькое. Церковные своды дают какие-то особенные звуковые отражения, преломления, которые обогащают звук органа. Любой органист скажет, что играть в церковном помещении с настоящей органной акустикой лучше, чем в концертном зале. Хотя концертные залы тоже бывают разные. К примеру, в Пермском органном зале было все сделано для формирования благоприятной акустики, и она здесь великолепна: звук получается не «сухой», а живой и объемный.

– Справедливо ли будет сказать, что хороший орган – старый орган? Уступают ли «новоделы» по качеству звучания органам с историей?

– Органы очень сильно отличаются друг от друга… Как люди. Нет двух одинаковых людей, и нет двух одинаковых органов. У каждого из них свой характер, свои достоинства и недостатки. Но интереснее, конечно, играть на исторических инструментах. Это, кстати, всегда требует определенного репертуара: если инструмент находится где-нибудь на юге Испании, то бессмысленно исполнять на нем северонемецкую музыку. Ничего не получится! Что касается «новоделов», как вы их называете, то в последние десятилетия все больше строят копии конкретных инструментов либо стилизации. Такая сейчас мода… России она, впрочем, вряд ли коснется. У нас, наверное, все-таки будут преобладать универсальные органы, на которых одинаково хорошо или одинаково плохо можно играть все что угодно. А в Западной Европе в одном городе может быть сразу несколько совершенно разных органов.

– Есть ли разница между русским и европейским восприятием органной музыки?

– Пожалуй, западноевропейская органная публика – более образованная. Она знает музыку, знает репертуар, знает, что хорошо, что плохо, может отличить белое от черного. В России, и это естественно, самая неискушенная публика – это как раз органная. На концерты приходят в основном любители, дилетанты, и это надо учитывать.

– Вероятно, неискушенность публики сказывается на ее предпочтениях?

– Что касается предпочтений российской публики, то здесь есть одна интересная штука, к счастью для всех органистов, которые здесь живут и работают: ни в одной стране мира Баха не любят так, как у нас. В Германии Баха тоже любят, но немцы предъявляют крайне высокие требования к исполнению его музыки. Так что в Германии, как правило, большие баховские циклы играют только признанные мэтры. Молодежь опасается – заклюют. А у нас все подряд играют баховские программы – и замечательно! Потому что на самом деле это музыка, которую очень трудно испортить. Она гениально написана и производит эффект невероятный: как же ее не играть?

– Вы успели пожить в разных городах мира – каковы впечатления?.

– Знаете, для меня главное, что во всех городах, куда я приезжаю вновь, мне говорят: как здорово, что ты вернулся. Бывает, что человек работает где-то, потом уезжает, и ничего не меняется, и никто о нем не помнит. А если в твое отсутствие люди расстраиваются, значит, ты нужен им и этому месту.

Марина Крашина.


← Назад


ИЗДАНИЯ
Лечебный телегид
Пермь спортивная
Известия
МК в Перми
Новости культуры. Пермь
Вечерняя Пермь
Советский спорт
Советский спорт. Футбол
Новости районов
Образование: Пермский край
Парламентская газета
Мир новостей
РУБРИКИ
Proчтение
Афиша
Взлет
Выставка
Гастроли
Глазами очевидца
Имя
За кулисами
Колонка редактора
Конкурс
Ликбез
Наш выбор
Отдохни!
Поиск
Праздник
Премьера
Ретро
Событие
Тема недели
Феномен
Фестиваль
© 2010 ООО Медиакомпас
Почтовый адрес: 614070, г. Пермь, ул. Крупской, 40.
Телефоны: (342) 281-95-76, 282-54-22, 282-54-55.

Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.