С точки зрения блюстителей «правильного», академичного искусства, «органный джаз» – это оксюморон. Совмещение несовместимого. С точки зрения джазового органиста Владимира Хомякова, никакого противоречия здесь нет. «Джазовость» – неизбежный элемент современной импровизационной музыки. А в сетовании по поводу того, что исполнение экспериментальных вещей на органе оскверняет инструмент, есть что-то ханжеское. В программу Владимира Хомякова «Рождественская музыка», с которой он выступил в минувшее воскресенье в Органном зале Пермской филармонии, помимо произведений И.-С. Баха (которые, как выяснилось, принимаются в России «на ура» всеми, всегда и в любом контексте) и его современника К. Бальбатра вошли не по-рождественски ритмизованные и сложные музыкальные опыты композиторов XX века – П. Эбена, Б. Матера, М. Дюпре и О. Мессиана. В результате концерт получился живым, разнообразным, динамичным, и, что очень важно, орган, ведомый техникой и энергетикой Владимира Хомякова, получил возможность зазвучать голосами разных времен, у каждого из которых существует своя, очень узнаваемая интонация.
онцерт, прошедший в рамках абонемента № 1 «Органисты России» Пермской краевой филармонии, удивил даже самых искушенных меломанов: игра Владимира Хомякова, участника джазовых фестивалей и победителя немецкого джазового конкурса, органиста и органного мастера, пусть не в Сочельник, а двадцатью днями позже, подарила нам «рождественскую» и «экспериментальную» музыку в одном флаконе. И люди поняли: в органной музыке нет табу на импровизации.
– Владимир Викторович, вы часто принимаете участие в экспериментальных джазовых проектах. Между тем в общественном сознании орган прочно связан с академической музыкой…
– Видите ли, я не играю джаз в общепринятом смысле слова. Кроме того, есть масса джазовых направлений, и некоторые из них давно утратили связь с мейнстримом и тяготеют к современной академической музыке. То, что я исполняю, – это не джаз в чистом виде. Скорее, это новая импровизационная музыка. Однако «новая импровизационная музыка» – длинное, громоздкое название, которое плохо смотрится на афишах, и для удобства слушателей чаще всего пишут «free jazz» (свободный джаз) или просто «jazz». Я довольно часто выступаю с такими программами.
– Как вы пришли в органный джаз, или, если вам так больше нравится, в «новую импровизационную музыку»?
– В 2001 году я прошел отбор на первый в истории музыки конкурс «Джаз на церковном органе». Он проходил в Германии, участникам предоставлялись замечательные условия, организаторы взяли на себя все расходы… Я поехал туда, ни на что не рассчитывая, движимый одним лишь любопытством: мне хотелось услышать, как джаз исполняется на духовом органе. В конкурсе участвовали тринадцать органистов, большая часть – из Германии, были еще американцы, англичане, поляк… ну и я, представитель российской глубинки. К большому моему удивлению, жюри сочло мою программу самой интересной и присудило мне первую премию – я выиграл конкурс. При этом Рода Скотт, легендарная женщина, джазовая органистка, которая записала свою первую пластинку в Нью-Йорке в 60-м или 61-м году, заняла только второе место. Позже, когда мы вместе с другими лауреатами конкурса отправились в концертный тур по Германии, я спросил у нее: «Рода, скажи, разве то, что я играл, это – джаз? Почему мне дали первую премию?» Она ответила: «У тебя есть внутреннее чувство джаза, и его ясно слышно – что бы ты ни играл».
– Возможно ли вообще сформулировать четкое определение джаза?
– Известных джазменов часто спрашивают, что такое джаз, и они не могут ответить. Наверное, джазовое выступление отличается от академических импровизаций тем, что в нем больше внутренней свободы, кроме того, в джазе уделяется особое внимание ритмической стороне дела. Джаз – это ритмизированная и внутренне свободная музыка – вот так бы я сформулировал. Вообще, есть ортодоксальные джазмены, а есть экспериментаторы. Бывает, ортодоксы от джаза говорят тебе: «Сыграй стандарт». А ты им отвечаешь: «Я стандарт не умею». Они этого не понимают: если ты не знаешь стандарт, какой же ты джазмен? Но мне и не нужны стандарты. Знание стандартов требуется для спонтанного совместного музицирования, например, на джем-сейшнах, когда человек начинает играть общеизвестную тему и остальные ее подхватывают. Существует толстый сборник джазовых стандартов – для джазмена это как Библия. Я не знаю ее, и мне не стыдно в этом признаться. Мне это не- интересно – мне интересны другие вещи.
– Например, ваша сегодняшняя программа, кажется, не имеет с джазом ничего общего…
– Да, у программы «Рождественская музыка» – не джазовая, а «рождественская» образующая ось. С другой стороны, в нее входит музыка XX века, в которой всегда можно найти джаз. Ее создатели не могли не попасть под джазовое влияние, джаз не мог пройти мимо них… В общем, при желании можно сказать, что и эта программа – отчасти джазовая.
– Отчасти джазовая, но, в первую очередь, рождественская…
– Я попытался собрать самые прекрасные образцы разных видов органной рождественской музыки. По большей части это вариации или фантазии на темы рождественских песен. Также я включил в программу Баха. У него нет ни одной пьесы, про которую было бы известно, что она написана к Рождеству, но соль-мажорная фантазия, которую я взял, традиционно исполняется в Сочельник – считается, что это история о том, как волхвы шли на свет Вифлеемской звезды. Другая пьеса – пастораль – опять же принадлежит к традиционному для этого праздника органному жанру… Остальные произведения не имеют привязки к Рождеству, но, как мне кажется, они подходят для рождественской программы по настроению.
– Наверное, органная музыка в принципе хорошо ложится на церковную «почву». Не случайно органные залы нередко располагаются на территории бывших или действующих храмов.
– Да, органная музыка и церковь очень хорошо сочетаются друг с другом. В храме публика волей-неволей настраивается на более торжественный лад… Но большая часть российских органов стоит в обычных концертных залах, и лишь некоторые из них находятся в церковных помещениях с хорошей акустикой. Причем акустика в храме будет хорошей, даже если помещение совсем маленькое. Церковные своды дают какие-то особенные звуковые отражения, преломления, которые обогащают звук органа. Любой органист скажет, что играть в церковном помещении с настоящей органной акустикой лучше, чем в концертном зале. Хотя концертные залы тоже бывают разные. К примеру, в Пермском органном зале было все сделано для формирования благоприятной акустики, и она здесь великолепна: звук получается не «сухой», а живой и объемный.
– Справедливо ли будет сказать, что хороший орган – старый орган? Уступают ли «новоделы» по качеству звучания органам с историей?
– Органы очень сильно отличаются друг от друга… Как люди. Нет двух одинаковых людей, и нет двух одинаковых органов. У каждого из них свой характер, свои достоинства и недостатки. Но интереснее, конечно, играть на исторических инструментах. Это, кстати, всегда требует определенного репертуара: если инструмент находится где-нибудь на юге Испании, то бессмысленно исполнять на нем северонемецкую музыку. Ничего не получится! Что касается «новоделов», как вы их называете, то в последние десятилетия все больше строят копии конкретных инструментов либо стилизации. Такая сейчас мода… России она, впрочем, вряд ли коснется. У нас, наверное, все-таки будут преобладать универсальные органы, на которых одинаково хорошо или одинаково плохо можно играть все что угодно. А в Западной Европе в одном городе может быть сразу несколько совершенно разных органов.
– Есть ли разница между русским и европейским восприятием органной музыки?
– Пожалуй, западноевропейская органная публика – более образованная. Она знает музыку, знает репертуар, знает, что хорошо, что плохо, может отличить белое от черного. В России, и это естественно, самая неискушенная публика – это как раз органная. На концерты приходят в основном любители, дилетанты, и это надо учитывать.
– Вероятно, неискушенность публики сказывается на ее предпочтениях?
– Что касается предпочтений российской публики, то здесь есть одна интересная штука, к счастью для всех органистов, которые здесь живут и работают: ни в одной стране мира Баха не любят так, как у нас. В Германии Баха тоже любят, но немцы предъявляют крайне высокие требования к исполнению его музыки. Так что в Германии, как правило, большие баховские циклы играют только признанные мэтры. Молодежь опасается – заклюют. А у нас все подряд играют баховские программы – и замечательно! Потому что на самом деле это музыка, которую очень трудно испортить. Она гениально написана и производит эффект невероятный: как же ее не играть?
– Вы успели пожить в разных городах мира – каковы впечатления?.
– Знаете, для меня главное, что во всех городах, куда я приезжаю вновь, мне говорят: как здорово, что ты вернулся. Бывает, что человек работает где-то, потом уезжает, и ничего не меняется, и никто о нем не помнит. А если в твое отсутствие люди расстраиваются, значит, ты нужен им и этому месту.
Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.