Новости культуры  Вернуться на главную страницу
Архив
Режим поиска:
и или

ИНТЕРЕСНОЕ
ПАРТНЕРЫ


Новости культуры. Пермь
31.01.2008
Искусство быть зрителем

Созерцая прекрасное, мы воздвигаем себя, говорил Платон. Однако дорога к прекрасному многими забыта: вы не ловили себя на том, что объясняете соседу или молодому коллеге, где находится оперный театр или ТЮЗ? Подростки, которым сейчас по тринадцать, через пять лет станут студентами, способными делать выбор жизненного пути и выбор повседневности. Придут ли они тогда в театр – сами, без родителей и учителей?


Театральных зрителей в нашем миллионом городе очень мало, и их число будет уменьшаться в геометрической прогрессии, если в зрительные залы не пойдет нынешнее молодое поколение, – для кого тогда будет существовать театр через полвека: для юнцов, что не высидят полуторачасовое действие без развлекухи? Но будущего зрителя нужно вырастить. Не случайно этимологическое значение слова «культура» – возделывание, обрабатывание.

Искусство жить достойно

Созданный в 2001 году фонд поддержки и развития Пермского академического театра оперы и балета «Жемчужина Урала», оказывая помощь в создании новых постановок театра, устанавливая призы на различных фестивалях и конкурсах, также финансирует занятия по этике с участниками детской студии при оперном театре. Об этой деятельности мало кто знает, однако в фонде считают ее не менее важной и значимой: да, ее результаты практически невозможно наглядно отследить, не просчитать на компьютере изменения в душе ребенка, но через несколько лет усилия, вложенные в этих детей, будут определять ауру города Перми.

Понятие «культура» сегодня чрезвычайно «заболтано». Культурологи насчитывают более двухсот определений этого слова. Культура – вторая реальность. Все, что не природа (первая реальность), – культура. Но фонд интересует прежде всего нравственная и эстетическая культура. Именно поэтому фонд «Жемчужина Урала» два года назад вышел с инициативой включить в расписание занятий детской студии при театре оперы и балета по воскресеньям помимо занятий вокалом и хореографией дополнительный предмет – «Этика и этикет» (посещение предмета согласовано с родителями). В программу занятий входят темы, связанные с общей культурой, а также азбука театрального зрителя. Кстати, не случайно, что одна из книг автора курса «Этика и этикет», педагога с 15-летним опытом работы по предмету «Этика» (в гимназии № 2 и частной школе «София») Софьи Григорьевны Ляпустиной так и называется – «Искусство быть зрителем», а еще одна – «Искусство жить достойно». Рискуя прослыть наивным утопистом, она настаивает на идее повсеместного введения в программу общеобразовательной школы с 1-го по 11-й класс уроков этики и уверяет, что этический рост ребенка так же важен, как обучение основам наук. Причем как для общества в целом, так и для самого юного человека:

«Современные дети имеют огромную потребность высказаться. Вероятно, дома их мало слушают, мало беседуют: конечно, сумасшедший темп жизни оставляет немного времени на простой разговор по душам. В результате в семьях все реже, да практически уже никогда не читают вслух книги, не обсуждают спектакли и события прошедшего дня, когда ребенок вечером имеет возможность рассказать, что было у него в течение дня радостного, горестного и обидного. А ведь именно таким образом, в результате ежедневного обсуждения, у человека появляется потребность отрефлексировать каждый момент своей жизни. Рефлексия – вещь непростая. В эпоху „дикого капитализма“ рефлексия не помогает успешности и карьере, потому что не позволяет идти „по головам“. (Так, у знаменитого Карнеги любое качество твоей культуры и социальной психологии надето на конкурентоспособность: если ты будешь так себя вести, у тебя будет успех. Русский менталитет в корне отличается: хорошо добро ради добра. К тому же Карнеги умер в 60-х годах – просто до нас эти методики дошли очень поздно, поэтому кое-что нужно воспринимать критически). Но уверена: в ближайшем будущем это умение скажется и на конкурентоспособности человека – при прочих равных работодатель предпочтет сотрудника, сочетающего умение стоять на своем с чувством юмора и бесконфликтностью. В семейной жизни ситуация более очевидная. Несмотря на эпоху и политический строй, человек, лишенный внутренней и внешней культуры, не построит гармоничной семьи».

Скрытая теплота патриотизма

Удивительно, но нередко только на занятиях по этике дети узнают много о собственной семье: о том, откуда родом их прадеды, что им пришлось пережить во время Великой Отечественной. Все это – в ходе задания «Какие хорошие лица, и как это было давно», требующего, чтобы ребенок рассказал об истории своей семьи. Такая работа, говоря словами Л.Н. Толстого, и есть «скрытая теплота патриотизма».

Подобные вещи, для нас вроде бы банальные, современные дети не знают. И не оттого, что они «плохие» и «испорченные» (хотя эту удобную отговорку приходится слышать ой как часто!). Просто их антеннки слишком хорошо ловят окружающую действительность. Оттого-то быстро и хорошо малыши расшифровывают понятия «зависть», «жадность»… Они им знакомы. Как и понятие бестактности: «В одном задании я прошу разделить тетрадку пополам и записать сюжеты такта и бестактности, увиденные в течение одной-двух недель. По окончании этого времени оказывается: сюжеты бестактности все исписаны, а сюжетов такта практически нет». Так по детским работам составляется потрясающий социологический срез времени:

«Вымываются из жизни понятия такта, деликатности. Хитрость ассоциируется с успехом, хотя хитрость всегда была близка к обману, мошенничеству, хитрость – желание достичь чего-то за счет усилий других. Другое дело – хитроумие, гибкость ума, изобретательность, умение просчитывать действие на много ходов вперед. Не случайно древнегреческий герой Одиссей назван хитроумным. Смысл жизни подменяется здравым смыслом. Особенно болезненно это сказывается на детях.

Рефлексируют ли семья, педагогическое сообщество по поводу этих важнейших основ нравственности? Убеждена, что озабоченности здесь мало, что аукнется совсем скоро бессердечностью во многих сферах жизни. И никакой скоропалительно приобретенный этикет (как есть то или иное кушанье или где нужно носить два носовых платка) не поможет. Этикет необходим, но без этики не будет глубины, способности юности к уважению: земли, на которой живут, прошлого страны с его победами и трагедиями, человека как такового, детства, старости, знания и др. Способность к творческому нравственному саморазвитию всегда была признаком культуры».

Вдох и выдох

Но не надо думать, что культивация в малышах и подростках (а дети в студии делятся на две возрастные группы: от 5 до 10 и от 10 до 15 лет) этического начала происходит надзирательно-морализаторским тоном, оставаясь занятием «для галочки». Совсем нет – игровые формы, партнерские отношения, возможность приходить родителям, чтобы воспитать любовь, а не «запихнуть» в театр – вот изюминка курса «Этика и этикет».

«Наши занятия строятся по принципу „вдоха-выдоха“. „Вдох“ – это то, что дети получают („вдыхают“) от педагога: чтение произведений, устные рассказы. „Выдох“ – это творческая работа детей в виде сформулированных вопросов к художественному тексту, придумывание финалов к отдельным произведениям, участие в этико-психологических играх. Занятия тематические, то есть посвящены разным темам: красоты, такта и бестактности, терпимости, прощения, тишины, радости».

Но есть на занятиях и более прикладные вещи, которые позволяют помочь детям с ярко выраженными комплексами, – а таких сейчас, к сожалению, немало. Для этого у педагога имеются специальные этико-психологические технологии: «Мой портрет в лучах солнца», «Помните, когда вы были хорошими»… Часть из них Софья Григорьевна придумывает сама, часть компилирует из разных раритетных отечественных и зарубежных изданий. Или привозит из разных мест, например, с международной конференции в Москве «Философия – детям», в которой она принимала участие, рассказывая о своем опыте работы, в частности, об авторской программе «Мир моей радости, или Культура оптимизма». Книг, которые можно было бы использовать на занятиях по этике, практически не осталось (они выпускаются очень небольшим тиражом), поэтому сейчас педагог готовит новую книгу – «Культура воспитания. Опыт размышлений».

Не чудеса, а смягчение нравов

«Нечасто дети и юношество узнают свои настоящие – а не надуманные – проблемы в театре, кино, книгах. Не говоря уже об окружающей действительности – у нас катастрофически не хватает даже внешней культуры: люди не догадываются, чего нельзя говорить публично, какие не стоит задавать вопросы, давать советы и т.д. Поэтому необходимость диалога культуры и образования сегодня как никогда огромна».

Сегодня все читают книги по уходу за детьми, технологии по развитию интеллекта – потрясающие книги. Но где развитие души? Оно возможно в театре. Да, нет прямой связи между лишней парой обуви и ходьбой – не обязательно, приобретая новые туфли, мы станем больше ходить. Но если мы часто и настойчиво посещаем замечательные спектакли, мы постепенно становимся душевно тоньше и человечней. Театр, воздействуя на эмоциональный строй личности, омывает душу«.

Однако Софья Григорьевна уверена: театр театру рознь. Просто потому, что есть спектакли для взрослых, никак не рассчитанные на подвижную детскую психику. Ребенка надо вести на живое искусство – а не оставлять его наедине с мультиками, фильмами, компьютером. Уже в десять лет дети воспринимают любовь: «После спектакля они пишут в своих сочинениях, как любовь спасает Иоланту, у Марка Твена вычленяют взаимоотношения Тома и Бетти. В хороших классических историях на сцене они видят благородство. Им есть за кого переживать, кому сочувствовать. Это главные слова театрального зрителя – сопереживание и соразмышление».

Хорошо, если бы занятия по этике стали для детей развитием шестого чувства – чувства прекрасного, а также тренингом нравственных чувств. Тогда наконец станет возможным говорить о возрождении общества: как известно, чтобы это произошло, нужны не чудеса, а смягчение нравов.

Наталья Смольковская.

Цитата

– У того же Карнеги есть глава «Магия имени», где расписаны техники, благодаря которым можно научится называть людей по имени. Звучит смешно? Однако современные дети не умеют этого делать. Они прекрасно знают, как зовут педагога, но при встрече бросают только короткое «здрасьте». И мы тренируемся обращаться персонально друг к другу: это невероятно трудно выработать – элементарный навык здороваться, смотря в глаза.

С. Г. Ляпустина.


← Назад


ИЗДАНИЯ
Лечебный телегид
Пермь спортивная
Известия
МК в Перми
Новости культуры. Пермь
Вечерняя Пермь
Советский спорт
Советский спорт. Футбол
Новости районов
Образование: Пермский край
Парламентская газета
Мир новостей
РУБРИКИ
Proчтение
Афиша
Взлет
Выставка
Гастроли
Глазами очевидца
Имя
За кулисами
Колонка редактора
Конкурс
Ликбез
Наш выбор
Отдохни!
Поиск
Праздник
Премьера
Ретро
Событие
Тема недели
Феномен
Фестиваль
© 2010 ООО Медиакомпас
Почтовый адрес: 614070, г. Пермь, ул. Крупской, 40.
Телефоны: (342) 281-95-76, 282-54-22, 282-54-55.

Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.