Вошедшим в первый павильон арт-салона первым делом бросалась в глаза скандально известная фоторабота «Эра милосердия», запечатлевшая поцелуй двух мужчин в милицейской форме в заснеженной березовой роще; фоторабота названная в прошлом году министром культуры РФ Александром Соколовым «порнографической» и запрещенная к вывозу на выставку «Соц-Арт. Политическое искусство в России» в парижской галерее «Мезон Руж».
Десятый художественный салон в Перми завершил свою работу. Немного грустно, как от только что отшумевшего праздника – многолюдного, подчас шумного, бурлескного, яркого, по-настоящему ярмарочного. Ставший традиционным, наш арт-салон стал замечательным поводом забыть о вьюжной, многоснежной и монохромной зиме и окунуться в мир бушующих красок.
На выставке, как на хорошей ярмарке, казалось, было всё, что душе угодно: от вязаных шапок, лаптей и бус до монументальных скульптур, широкомасштабных полотен и даже икон. Местные и приезжие умельцы приготовили широкий ассортимент товара для потребителей разных вкусов и кошельков. Без всякого снобизма и высокомерия художники организовывали свои экспозиции так, чтобы потенциальный покупатель мог выбрать для интерьера своей квартиры, дома, коттеджа (или даже бани!) то, что радует глаз. В интерьере ярмарки, пожалуй, не хватало только скоморохов с их призывами: «Эй, народ, не скупись – покупай живопись!»
Били бубны, гремели барабаны, «крутили» кино, а в тихих уголках павильонов мирно текли беседы – в общем, все составляющие большой профессиональной тусовки налицо.
На выставке было представлено больше двадцати пяти музеев, галерей, творческих объединений из Перми, Москвы, Екатеринбурга, С.-Петербурга, Татарстана, Удмуртии. Творения декоративно-прикладного искусства показали более ста десяти участников выставки.
Потребительская выставка
Фотографических работ пермяков на этот раз было меньше, чем всегда, – заявили о себе всего только двадцать пять фотохудожников. Зато более двухсот графиков, живописцев, рисовальщиков и скульпторов со всего Пермского края и других регионов России выставили на суд зрителей свои творения. Традиционно большой популярностью у посетителей пользовались пейзажи и мелкая пластика. Посетив выставку в третий день работы, я заметила, что многие стенды украшали пустые места с петлями от веревок, где совсем недавно были картины, а выставочный павильон Натальи Корчемкиной и Инны Роговой, выставки которых с успехом проходят как у нас в стране, так и за рубежом, был весьма скудно обставлен. На мой вопрос, почему так мало работ, известный наш керамист Наталья Корчемкина ответила: «Практически все было продано в выходные дни. Пришлось еще раз наведаться в мастерскую…» Честно скажу, мне было отрадно, что не только у москвичей, американцев и чехов творчество наших замечательных мастеров пользуется успехом.
«Каково ваше впечатление от выставки? – обратилась я к председателю Пермской организации Союза художников России Равилю Исмагилову. – Как идут продажи?»
«Неплохо, – скромно ответил признанный мэтр, чьи работы украшают не только интерьеры частных коллекционеров по всему миру, но и приобретены Пермской художественной галереей. – Самое главное, выставка на „Пермской ярмарке“ дает возможность пообщаться художникам не только с посетителями, но и друг с другом. С некоторыми коллегами мы встречаемся только раз в году. Здесь, на арт-салоне, мы не только обсуждаем некоторые профессиональные вопросы, но и можем посмотреть работы друг друга, сравнить… Хотя в полной мере представления о творчестве художника сегодняшние экспозиции не дают. „Арт-Пермь“, прежде всего, потребительская выставка, и в демократичности – ее достоинство, а не недостаток„.
“Наша пермская выставка – живая. Уровень работ разный, но и мы все – не близнецы и даже не братья, – вступил в разговор Вениамин Якимов, член Союза художников России, картины которого приобретены Пермской государственной художественной галереей и краеведческим музеем г. Перми. – Искусство и должно быть разным, как различны сами люди. Лишь бы устроители январской художественной выставки не изменили традициям и каждый год давали нам такую замечательную возможность для встречи с публикой. Лишь бы настоящие, живописные работы не были вытеснены постерами. Мировая практика показывает: выставки, где появляются эти „подделки“, умирают».
Столичное осталось в столице
Увы, наш известный художник не зря сетовал. Некоторые работы гостей были представлены копиями.
На юбилей выставки «Арт-Пермь» были приглашены московские галереи «Файн Арт» и «Фотографер.ру», московский музей актуального искусства «Арт4.ру»,
Екатеринбургский филиал Государственного центра современного искусства, известные московские художники Дмитрий Цветков и Екатерина Филимонова. По словам руководителя выставочной дирекции С.А. Казука, «Пермская ярмарка» при формировании художественного салона «Арт-Пермь» в 2008 году хотела привлечь внимание к современному искусству прежде всего молодых жителей города. Как выразилась директор галереи Надежда Беляева, сделать «прививку временем».
Однако же по большей части экспозиции столичных гостей только обозначили некоторые тенденции современного искусства, и говорить о них стоит лишь с точки зрения сравнения менталитета провинциала и столичного жителя.
В провинции в большей степени сохранилось общинное мышление. Подсознательно личность воспринимает себя не только как индивид, отвечающий за свои поступки только перед своей совестью, но и как представитель семьи (по большому счету – рода). Отсюда стремление художника к осмыслению себя через призму традиции в большей степени, чем через актуализацию сегодняшних реалий общественной жизни. Идея (или концепт), выраженная «лобово» методом плаката, для художника-философа слишком примитивна, чтобы быть интересной.
«Актуально ли актуальное искусство?» – с таким вопросом я обратилась к Вячеславу Смирнову, снискавшему «звание» авангардиста еще в начале 90-х годов. «Вопрос поставлен неправильно, – спокойно ответил художник. – Искусство всегда актуально, если это искусство. Искусство призвано соединять с вечным, с корнями. Сиюминутное, социальное – нет, это мне неинтересно».
Взгляд вглубь и мимолетность, стремление к осознанию своего места в контексте этнической культуры и игры в «смыслы» посредством обыденных предметов – вот столь различные позиции художника и концептуалиста.
Только «концептуальностью» можно оправдать то, что столичные работы, показанные пермякам, относительно новы. Мне кажется неправильным знакомство пермяков с творчеством Александра Виноградова и Владимира Дубосарского с мини-постера работы «На пленэре». Пока известный критик Екатерина Деготь «терялась в догадках» в определении их творчества, «поместив его между новым эстетизмом, следующим витком соц-арта и нарочитым дебилизмом» (Елена Федотова, журнал «Худсовет, 2004), они завоевали мировое признание, добились финансового успеха и… повернулись в сторону традиционной живописи. То есть в заявленную концепцию выстаки не слишком попадают.
Радует стремление устроителей выставки показать пермякам работы из московской Photographer.ru, которая «пропагандирует фотографию, соединяющую фактическую достоверность с высокой художественностью ее представления… Фотографию, выхватывающую из потока быстротекущей жизни трудноуловимые, но знаковые фрагменты, составляющие собственно ее смысловую и эстетическую квинтэссенцию. Фотографию, влияющую на формирование общемирового фотографического и художественного языка».
Другое дело, что «лоскутность» экспозиции Photographer.ru вызвала у посетителей недоумение, а подчас и негатив. Судить о творчестве Козлова-Майера, Чежина, Слюсарева по пермской выставке – то же самое, что иметь представление о книге по вырванной странице: представленные работы так и были подписаны – «из серии» или «из проекта». Очень хотелось бы увидеть проекты в полном объеме, ведь в Перми, по моим сведениям, нет постоянно действующих галерей, специализирующихся исключительно на современной авторской фотографии. Новое всегда вызывает интерес, новые имена привлекают внимание, особенно если это специально приглашенные гости. Но…
«Столичное осталось в столице, зачем нам мусор?!» – резко высказался пожилой мужчина, представившийся критиком, но не захотевший раскрыть свое инкогнито.
«По крайней мере, не скучно», – иронично заметил старшеклассник из гимназии № 2. Пожалуй, я соглашусь с юношей и буду надеяться, что на выставке «Арт-Пермь-2009» нам будет от чего потереть лбы.
Ирина Тарасова. Фото Эвелины Биктимировой, Владимира Чазова.
Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.