Новости культуры  Вернуться на главную страницу
Архив
Режим поиска:
и или

ИНТЕРЕСНОЕ
ПАРТНЕРЫ


Новости культуры. Пермь
31.01.2008
Музыка-молитва

Орган огромен и дорог, его возведение или реставрация – событие эпохальное: словно живой человек рождается! Орган – штука слишком большая и дорогая, чтобы пройти мимо нее безо всяких эмоций. Органы буквально соревнуются друг с другом в неповторимости судеб – словно люди. А как иначе, если на протяжение веков органная музыка была синонимом музыки духовной. Музыки-молитвы.


Орган Пермской краевой филармонии не просто уникален и неповторим, он – настоящее сокровище города, так как является одним из наиболее оснащенных в России. Вообще инаугурация органа – это событие: официальные и неофициальные лица выходят на сцену, пожимают друг другу руки, далее – поцелуи, цветы… и непременно удивление – даже со стороны экспертов, потому что каждый орган уникален.

Живая душа органа

Уже почти три года назад авторитетная фирма «Клайс» реставрировала в Санкт-Петербургской филармонии бесценный «Валькер». Но из-за неграмотного технического задания со стороны филармонии проект потерпел фиаско, ибо от истинно «валькеровского» звучания в нем ничего не осталось…

В день 100-летия евангелическо-лютеранского собора
Св. Петра и Павла (Китай-город) орган «Вильгельм Зауэр», прошедший сквозь огни и воды, дал первый бой. В то, что этот «старичок» зазвучит, уже почти никто не верил: созданный во Франкфурте-на-Одере (1898 г.) для церкви Св. Михаила в Немецкой слободе, он впоследствии (когда церковь стала одним из цехов ЦАГИ) был перенесен в Первый московский (Донской) крематорий. После «переделки» крематория в православную церковь (90-е годы) орган попросту списали, однако благодаря энтузиастам он был направлен на реставрацию. Трудность последней заключалась в том, что ни схем, ни диспозиции не сохранилось. Собирали по фотографии — это было как пазл для взрослых детей. Пока еще не все из 33 регистров «в строю» – нужно время.

Орган из органного зала Пермской краевой филармонии – немецкой фирмы Glatter–Goetz orgelbau GmbH. Это современный концертный инструмент с множеством ярких звуковых красок, не только обладающих индивидуальным характером, но и образующих единый стройный ансамбль голосов. В нём нашел отражение опыт органостроения как эпохи барокко (XVII–XVIII века), так и эпохи романтизма (XIX век). Однако в инструменте нет прямого стилистического копирования, традиции минувших эпох в нём как бы переломлены через призму звукового опыта двадцатого и начала двадцать первого столетий. Орган обладает рядом колористических возможностей, которых мы не найдём в инструментах ушедших эпох. Голос органа «ставили» опытный интонировщик Эберхард Хильзе и его помощник Штефан Штурцер с учётом рекомендаций органного эксперта.

Инструмент имеет три ручные клавиатуры (мануала) и ножную (педальную) клавиатуру, сорок регистров, многочисленные вспомогательные устройства: швеллер, два тремулянта, копулы, четыре варианта crescendo (Walze), зетцер-комбинации, абштеллеры и т. д. Встроенный компьютер позволяет запоминать тысячи вариантов регистровок («оркестровок»), создаваемых органистами на репетициях. В техническом отношении инструмент является одним из самых оснащённых в России!

Воздух нагнетается в меха органа специальным мотором-вентилятором, находящимся в отдельном помещении, но забирающим воздух изнутри органа (подаваемый в трубы воздух должен иметь те же температуру и влажность, что и в зале). Для обеспечения требуемых температуры и влажности зал снабжён кондиционером производства США. По специальным воздушным каналам воздух из мехов попадает в воздухораспределительные системы («виндалы»), а из них – в трубы органа. Общее количество труб в органе – 2382 (из них 2166 лабиальных и 216 язычковых). Самая большая труба имеет длину более пяти метров, самая маленькая – около десяти миллиметров.

Общий вес инструмента составляет 15 тонн. Внутри органа для его настройки и обслуживания имеются специальные площадки, ходовые мостик и лестницы, образующие три этажа. Инструмент спроектирован так, что обслуживать его очень удобно.

Звучание органа управляется с кафедры органиста. Каждая из трёх ручных клавиатур имеет по 58 клавиш, а ножная (педальная) клавиатура – 30 клавиш (всего в органе
204 клавиши). Связь клавиш с трубами – механическая, через систему тяг («абстрактов») и клапанов. Тембр и громкость звучания органа определяются тем, какие из сорока регистров инструмента выбраны органистом для исполняемого им произведения. Все органы – разные, и композиторы почти никогда не указывают, какие регистры следует использовать в их сочинениях. Выбор регистров (регистровка произведения, которой органист занимается на репетициях) – дело вкуса и опыта исполнителя, его умения воспользоваться звуковыми красками, регистрами, которыми располагает этот романтичный инструмент.

«Умный человек как орган звучит»

У нас к органу издревле подход был другим. В отечественном православном храме никогда не было органа, впрочем, так же, как не было и других музыкальных инструментов, службу проводили в расчете исключительно на человеческий голос. Более того, в XVII столетии, с появлением запретительной противоскоморошьей грамоты, церковь активно стремилась подавить театральное и музыкальное творчество народа, настойчиво внедряя в сознание людей мысль о том, что инструментальная музыка – одно из средств «прельщения душ человеческих» служителями чуждой нам католической религии.

Совершенно же иначе сложилась история западного органного искусства, так как уже в 
VII веке папа Римский Виталиан издал особый вердикт, согласно которому орган был официально допущен в католическую церковь. Отныне орган стал очень значимым инструментом, который был размещен во всех католических соборах и больших церквях. Несомненно, это обстоятельство способствовало развитию органной музыки, созданию богатейшей литературы для органа; лучшие музыканты мира служили церковными органистами.

Тем не менее в уже упомянутом нами XVII веке в России появляется «Букварь» Кариона Истомина, где около изображения органа была помещена стихотворная строчка: «Умен человек всем благ – яко орган звучит». Весьма интересное сравнение, подчеркивающее величие инструмента и логику его конструкции. Наши соотечественники интересовались этим инструментом не в силу своей духовности, а в силу, если хотите, тяги к прекрасному. В этом и состоит принципиальное отличие нашей школы игры на органе от западноевропейской – у нас это, прежде всего, светское искусство, которое не идет от церковных традиций. Хотя в этом, в какой-то степени, заключена и наша слабость, потому что у нас нет старых органов XVII-XVIII столетий и нет такой глубокой исполнительской традиции. Чтобы быть органистом на Западе, нужно не просто вести концертную деятельность, а служить в церкви, причем для этого необходимо иметь церковное музыкальное образование той страны, где ты работаешь. В России же органист частенько счастлив уже тем, что у него есть свой инструмент. Органная музыка в странах Западной Европы звучит в основном не в концертных залах, а в храмах, где находятся лучшие инструменты, многие из которых ведут уже вековую историю. В России же орган – прежде всего концертный инструмент, который до недавнего времени существовал лишь в нескольких городах страны. К счастью, ситуация меняется. В список обладателей этого прекрасного инструмента входит и Пермь, которая благодаря деятельности краевой филармонии уже может претендовать на звание одного из органных центров России. Более того, филармония предлагает нам не просто пуститься в абстрактные рассуждения о том, что такое орган и какова – духовная или все же светская – его основа, а проверить это, посетив концерты в органном зале филармонии. Сюда приезжают самые разные мастера – из разных стран и разных музыкальных школ. Их объединяет одно – высочайший профессионализм и любовь к самому романтичному инструменту – органу.

Финские традиции

января наступившего года пермские любители органной музыки смогли сами попытаться ответить на вышеупомянутые вопросы, ведь наш город по приглашению Пермской филармонии посетил органист финского прихода Йоэнсуу, педагог и композитор, музыкальный критик Томас Пюрхонен. Несомненно, Томас – яркий представитель западного органного искусства, его первое публичное выступление состоялось в 1998 году в церкви Каллио в Хельсинки. Как отличен этот музыкант от привычного многим россиянам образа «развеселого финна», большого любителя русской бани и винно-водочных изделий. Скромный, отзывчивый, немного рассеянный и, несомненно, очень талантливый – вот каким Томас Пюрхонен предстал перед пермяками.

– Томас, вы работаете церковным органистом…

– Да, я работаю в приходе Йоэнсуу, играю на органе во время службы, бракосочетаний, поминок. Я ведь не просто органист, я католик. Это накладывает на мою манеру исполнения определенный отпечаток, особую энергетику, несколько благостное отношение к музыке.

– В чем состоит ваша работа в качестве музыкального критика?

– Для меня это скорее хобби, чем работа: я пишу небольшие обзоры в местную газету, причем пишу лишь о церковных органистах, не затрагивая другие музыкальные сферы.

– Вы выглядите очень добрым. Возможна ли резкая критика с вашей стороны?

– Возможна. Но тут есть важный нюанс: действительно, хоть иногда и приходится писать что-нибудь отрицательное, важно никогда не опускаться до грубости. Например, по отношению к неопытным музыкантам нужно иметь определенное снисхождение. Тем более Финляндия маленькая страна, где все друг друга знают, лишний раз плохо не напишешь. (Смеется.)

– Как родилась идея совершить концертный тур по России?

– В Россию меня пригласил мой коллега – Даниил Зарецкий, весьма известный в России музыкант, который позвал меня именно на Урал! Я подумал: «А почему бы и нет, это будет интересно». В тур включили и другие крупные города России. Должен сказать, что люди в вашей стране чрезвычайно дружелюбны, хотя основные впечатления у меня еще впереди, ведь тур только-только начался.

– Вы преподаете игру на органе; занимаетесь ли вы с детьми? Если да, то с какого возраста набираете желающих?

– Главное, чтобы у них выросли достаточно длинные ноги, а это примерно с десяти лет. К примеру, сам я начал играть на органе в четырнадцать.

– Успели ли вы как следует осмотреть наш город?

– Хотя мой самолет опоздал аж на четыре часа, днем я успел посетить музей Дягилева, который мне очень понравился.

– Как вы встретили рождественские праздники?

– Традиционно, я играл на органе в своем приходе. Также отмечал Рождество дома, мы ели привычную финскую еду: большую индейку, овощи. Праздник прошел тепло и спокойно.

– Ваш тур только начался, но планируете ли вы еще раз посетить Россию?

– Планирую. Я очень люблю приобретать новый жизненный опыт, свежие впечатления, эмоции, ведь это очень помогает в восприятии музыки.

Главной целью своего творчества Томас Пюрхонен называет «активное расширение репертуара». В этом можно убедиться, вспомнив программу, представленную им в Перми: «классические» Бах и Моцарт, «этнические» Кёнконен и Куула, впечатляющие Мессиан и Вьерн.

Хочется верить, что Россия подарит финскому музыканту множество возможностей для дальнейшего творчества, а также – что хотя бы одним вопросом из серии «Орган и религия» станет меньше, ведь религия – это средство общения с Богом, тогда как инструмент – это средство общения с человеческой душой.

Светлана Мухина,
Владимир Макаров.

усский на органе — все равно что немец на балалайке«– гласит известная присказка. И в ней – двойной смысл, отнюдь не только шуточный. Так уж повелось: многие западные органисты прошлого считали, а некоторые уверены и до сих пор, что орган — это часть богослужения, более того: это и есть церковь. Следовательно, неверующий человек не может правильно чувствовать орган. Другие высказывают не столь резкое мнение, ограничиваясь фразой: «Орган служит для привлечения людей к церкви».


← Назад


ИЗДАНИЯ
Лечебный телегид
Пермь спортивная
Известия
МК в Перми
Новости культуры. Пермь
Вечерняя Пермь
Советский спорт
Советский спорт. Футбол
Новости районов
Образование: Пермский край
Парламентская газета
Мир новостей
РУБРИКИ
Proчтение
Афиша
Взлет
Выставка
Гастроли
Глазами очевидца
Имя
За кулисами
Колонка редактора
Конкурс
Ликбез
Наш выбор
Отдохни!
Поиск
Праздник
Премьера
Ретро
Событие
Тема недели
Феномен
Фестиваль
© 2010 ООО Медиакомпас
Почтовый адрес: 614070, г. Пермь, ул. Крупской, 40.
Телефоны: (342) 281-95-76, 282-54-22, 282-54-55.

Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.