Искусство как средство воспитания, эстетического наслаждения и мировоззренческих революций мы знаем. А как насчет искусства как повод поддержать, встретиться с приятелями, пожаловаться на сложную судьбу художника… как повод выпить, в конце концов! И кто пьет за здравие, а кто за упокой – это не важно, главное – повод. Вот, например, обсуждение неминуемого переезда пермской государственной художественной галереи в новое здание позволило «засветится» многим, не имеющим собственно галереи, персонажам, а официальным лицам рапортовать о том, сколько раз слово «Пермь» было употреблено в этой связи на федеральном уровне.
Терроризм, глобализм и голое тело
Проходящая в ВЦ «Пермяка ярмарка» «Арт-Пермь» в этом году выбрала довольно модную, но неопробованную на местном уровне концепцию, ориентированную на молодых зрителей и образовательные проекты в области современного искусства. И хотя пока выставка идет, делать какой-то окончательный анализ рановато, два момента в глаза бросились: во-первых, количественные показатели арт-салона растут с каждым годом, так, в день открытия у входа в ВЦ стояли очереди. Значит, это кому-то нужно! Но если ярмарка удалась, то выставочная ее составляющая прошла отнюдь не в русле заявленной концепции.
Во-вторых, рядовой посетитель мало понял, где кончаются границы ремесла и начинается высокое искусство: сложно, очень сложно нашему человеку пока понять, что такое современное искусство, и сориентироваться там, где искусством считаются видео, фотография, цифровые технологии, объекты и инсталляции.
Да, терроризм, глобализм и голое тело на выставке присутствуют, однако лирические пейзажи, Хохловка и натюрморты с цветами, писаные-переписаные десятками поколений художников всех мастей, у пермяков неизменно в чести. Слишком мало у пермских адептов современного и традиционного искусства точек соприкосновения. Вот так и получается, что выставка превращается в лучшем случае в междусобойчик.
В попытках понять, зачем нам новое визуальное искусство, мы проведем оставшеюся до закрытия выставки неделю (напомним, закрытие «Арт-Перми» состоится 27 января). А пока признаем, что актуальное искусство, в котором полно экспериментов, вещь хотя и важная, но прикладная, и не способна так же сильно влиять на умы, как классическое. Во всяком случае, в пермском культурном пространстве.
Мед не хуже Кати Деготь
На наше счастье, к выставке, нынче избравшей «современную» концепцию, присоединился самый серьезный музей города: пермская галерея, занявшая один из центральных стендов, представила пермскому зрителю творчество Дмитрия Цветкова – одного из самых популярных художников в области актуального искусства.
Замечая, что «мед совсем не хуже Кати Деготь» (арт-критик и куратор международных проектов) и более того, что соседство под одной крышей с выставкой меда как-то даже поприятнее, нежели с некими коллегам по цеху, Дмитрий Цветков констатировал: десять лет назад кураторский путь (когда куратор определял лицо выставок, в чем-то назявывая художникам свою волю) был единственным вариантом выживания художника как творческой единицы. Сейчас засилие кураторов становится уже проблемой, и общий язык находить сложнее. Да, без человека «извне» не обойтись и сейчас – не дело художника отбирать полотна, договариваться о выставках. Но в отличие, скажем, от симфонического оркестра, где дирижер оканчивал то же самое учебное учреждение, что и первая скрипка, а потому все знает и понимает, куратор никогда не поймет, насколько профессия художника тяжела даже физически, не говоря обо всем прочем.
Чтож, можно согласится с тем, что мнение пары-тройки кураторов – не истина в последней инстанции. Тогда, может, отдать судьбу культуры на откуп публики? Тем более рычаг у нее есть, и мощный.
Надо понимать, что это – прежде всего ярмарка, а уже потом выставка. И эта ярмарка будет удачной, если хотя бы 15% из всех представленных здесь работ будут проданы. А все остальные рассуждения – абстрактны и нужны лишь как тема для праздной беседы.
Кстати, руководитель выставочной дирекции Сергей Казук всячески подчеркивает, что «выставка была и остается демократичной во всех отношениях. Мы не искусствоведы, чтобы делать экспертизу произведениям на художественную ценность. Цель выставки – дать возможность, прежде всего, местным художникам, декораторам, народным умельцам показать свои работы, встретиться с потенциальными потребителями».
Действительно, несмотря на удивительную живучесть тезиса о том, что художник должен быть голодным, все же продажа картин – фактор всегда обязательный. Но не всегда сегодня толпа «проголосует рублем» за то, что будет представлять ценность и завтра.
Собственно, о балансе формы и содержания, основательности и «развлекаловки», завлечении публики и «голосовании рублем» наш сегодняшний номер.