Награда нашла своего героя. В этом декабре Татьяна Виноградова – музыкальный руководитель Пермского академического «ТЕАТРА-ТЕАТРА» – стала лауреатом почетной премии Пермского края, учрежденной для деятелей культуры и искусства. Премия была вручена в обстановке абсолютной торжественности, но за официальностью ритуала и непременным для такого рода мероприятий пафосом речей, как правило, трудно рассмотреть человека, а значит, и его реальный вклад в культурную жизнь города.
Согласитесь, что творчество – это, прежде всего, человек.Татьяна Виноградова – человек яркий по уму, по характеру, по темпераменту, по оригинальности всего своего склада. Она ведь не просто музыкант, а музыкант театральный. И все в ней играет.
Само ее появление в стенах театра – ведет ли она репетицию, говорит ли о пустяках с коллегами или садится за рояль, чтобы сыграть новый романс, – можно представить как некое шоу, впечатляющее зрелище, неповторимый спектакль. Виноградова шумная, веселая, заводная, артистичная. Зная о бывшем у Феллини пристрастии делить всех людей на клоунов, она прочно закрепила за собой звание клоуна рыжего – бесшабашного, остроумного, не унывающего нигде и никогда, умеющего с улыбкой выходить из любых передряг… Ее шутки цитируют и передают в театре из уст в уста. Например: «Таня, как вы сегодня прекрасно выглядите». – «О, да, у меня хороший ритуальный макияж».
Естественно, что эта ее безумная жажда радости, энергия и любовь к жизни, стремление все обернуть веселой и светлой стороной находят свое отражение и в профессии.
Татьяна Виноградова пишет музыку для театра и для души. Много пишет. И каждая ее композиция – маленький спектакль. Маленькие спектакли Виноградовой могут быть комическими: как, например, музыка и аранжировка для двух блистательных номеров, представленных в лицах (опять же самой Татьяной Виноградовой (как без нее?), а также актрисами «ТЕАТРА-ТЕАТРА» Анной Сырчиковой, Марией Полыгаловой и Евгенией Барашковой на Международном конкурсе актерской песни имени Андрея Миронова. ( О победе пермского квартета на этом престижном конкурсе, думаю, все уже слышали.) Трагическими – возьмем романс Ларисы из спектакля «Бесприданница». И, конечно, лирическими: великолепный цикл романсов на стихи поэтов Серебряного века. Цикл существует на диске в исполнении самой Татьяны: она играет и поет. Два романса из этого цикла приглянулись актеру Моссовета, и он взял их в свою программу.
Но музыка для спектаклей – лишь половина
айсберга, который зовется Татьяна Виноградова. Другая половина менее заметна, но не менее значима. Это работа над музыкальными постановками «Владимирская площадь» и «Доктор Живаго». Музыку к ним написал Александр Журбин. Татьяна Виноградова как будто бы лишь обеспечила их достойное звуковое воплощение, выступая в обоих спектаклях сразу в нескольких ипостасях – музыкального руководителя, хормейстера, педагога по вокалу. А на самом деле, без преувеличения, научила не очень поющий еще три года назад театр петь. То, что драматические актеры, не зная в своем большинстве музыкальной грамоты, запели, и запели практически профессионально, а многие просто великолепно, – во многом именно ее заслуга.
Для музыкальной фантазии «Доктор Живаго» Татьяной Виноградовой была проделана еще и другая, огромная, очень творческая и невидимая для дилетантов работа: адаптация клавира композитора Журбина под задачи конкретного спектакля. Отталкиваясь от идей режиссера Бориса Мильграма, Татьяна Виноградова меняла ритмы хоров, а иногда – саму трактовку хоровых номеров, манеру и настроение сольных партий, тональные планы, инструментовку… По сути, для мюзикла «Доктора Живаго» ею была создана новая версия партитуры, в которую вошли инструменты, изначально не предусмотренные композитором Журбиным. Татьяна Виноградова и Борис Мильграм стремились добиться не только слаженности сценического действия и музыки, но и сильного энергетического посыла в зал. Реакция зрителей на спектакль – лучшее доказательство тому, что им это удалось.
Портрет музыкального руководителя «ТЕАТРА-ТЕАТРА» Татьяны Виноградовой будет ущербным без ее триумфального появления на сцене в спектакле «Чайка». Чехов, кто понимает, любил, чтобы его герои гуляли по саду, смотрели любительские спектакли, играли в лото, а в это время решалась бы их судьба. Борис Мильграм придумал персонифицировать судьбу в безумную пианистку – Татьяну Виноградову. Безумная пианистка-судьба в первом действии спектакля многозначительно выезжает из специально приготовленной для нее ямы, чтобы к месту и не к месту спеть весьма поучительный и очень жестокий романс: «Но выстрел лёт чайки прелестной прервал, она померла в камышах» или «Буду я тихо во гробе лежать»… (Слова и музыка – народные, аранжировка – Т. Виноградовой.) Пела Виноградова свои романсы невероятно страстно и остроумно. В ее гротескном, неправдоподобном существовании на сцене была вся полнота жизни. А это, собственно, и есть театр. И Татьяна Виноградова – его неотъемлемая часть, его веселая муза.
Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.