Николай Глебов, актер Театра юного зрителя, в свое время бывший одним из главных Дед Морозов города, сам создает чудеса – как водится, под Новый год. Без его мастер-класса наш выпуск был бы неполным.
– Николай Степанович, давайте уточним, вы выступали только на тюзовских елках или где-то ещё?
– А тут нет такой градации: ТЮЗ, Оперный театр или, скажем, драматический… Моей площадкой в своё время был весь город. А начал выступать в этой роли аж с 1974 года! Но на сегодняшний момент я уже лет пять не работаю Дедом Морозом. Сейчася устал. Вообще Новый год – это та пора, когда артист на роли Деда Мороза может заработать очень приличные деньги. В далекие 70-е я мог получить 5 рублей за елку, а если уж 10 заплатят – счастье! Когда-то за Новый год я зарабатывал столько, что мог с женой съездить в Москву, походить там по театрам. Какие-то вещи покупал. Помню, в первую такую «елочную» эпопею купил жене швейную машинку. Хотя что это мы всё о деньгах…
– Действительно! Скажите, а насколько были привязаны к тексту ваши первые выступления? Сколько в них было импровизации?
– Как правило, сценарий у артиста появляется за сутки – за двое до начала праздников. Когда работаешь с малышами в детсадике – это одно. Им достаточно, чтобы Дед Мороз был с бородой, угостил конфеткой. И всё. Ребенок счастлив, безумно тебя любит и даже папой называет. Если праздник школьный, то сразу начинаются проблемы с организацией ребят. Иногда ужас, что творится! Бороду сдергивают, подножки ставят – не знаешь, чего от них и ждать. Если же выступаешь на корпоративном вечере, выкладываешься на всю мощность, пытаешься обаять зрителей, увлечь их. В таких ситуациях чем неожиданней, тем лучше. Работаешь так, чтобы тебя потом запомнили, пригласили ещё раз. Вообще, если артист занят в новогоднюю пору, то килограмм пять он скидывает – это точно!
– А с какими группами зрителей работать попроще?
– Право дело не знаю. Конечно, если это маленькие ребятишки, достаточно выучить сценарий. В пору молодости старался зазубрить каждую букву. Сегодня же с легкостью можно что-то заменить – все сценарии типичны: в одном, например, ставим вальс «Первые снежинки», в другом – клоунов. С малышами спокойнее. Они, безусловно, самые благодарные зрители. Если ребенку что-то понравится, он не отстанет: и домой он не хочет, и в эту ледяную избушку готов ехать хоть на край света. Были такие моменты, когда дети по сценарию зовут Дедушку Мороза, а он (то есть я) входит не в дверь, а в окно. Оно распахивается, а я быстро поднимаюсь по стремянке и кубарем в зал! А дальше: «Ой, мешок забыл!» И все как один рванут за мной на улицу. Шокированы бывали и взрослые. Вот так, экспромнтом, получился хороший прием.
– Сколько же в каждом Дед Морозе лично вас?
– Да это практически я сам и есть! В последние годы работы мне достаточно было уже не текста, а очередности событий. А если уж настроение классное, да и помогают те, с кем работаешь, так просто в импровизации какая-то стихотворная форма рождается. За 20 лет я овладел текстом Деда Мороза, можно сказать, в совершенстве. Я стал им. Каждый человек любит делать окружающим приятное, дарить подарки – и я не исключение. Роль Деда Мороза подразумевает именно такой настрой. Да и у меня голос как раз подходящий, фактура. В начале своей дедморозовской карьеры я был совсем худенький и, кстати, не старался «потолстеть», надеть побольше фуфаек, как делают некоторые. Какой уж есть. И говорю вам, через три минуты зрители забывали, что Дед Мороз худой.
– Николай Степанович, вы так много работали с детьми. Можете ли оценить, как меняются дети из поколения в поколение?
– Да, потому что дети отличаются принципиально. Не знаю, стоит ли ругать советскую власть, но в то время у человека с самых юных лет было какое-то понятие дисциплины, этики, эстетики, какой-то культуры. Был какой-то герой, пусть даже вымышленный как Дед Мороз, на которого можно равняться. Стыдно было быть развязным, нескромным, необразованным. Сегодня же это возводится в ранг достоинства. И усваивается детьми. Однажды мне довелось отыграть новогодний спектакль в школе, и я себе сказал, что в школу я больше в жизни не приду, как бы кто ни звал. Творится Бог знает что. Но я же не могу выйти из образа и сказать: «Ребята, ну вы чего?!» Тогда необходимо было бы снять бороду, костюм и дать пинка, как следует… Но это будет уже не Дед Мороз.
– Неужели все так плохо?!
– Ощущение радости, праздника, счастья возникает в любое время и у любого человека. Другое дело, что это может превращаться в иные формы.
– Были ли за годы работы в образе Деда Мороза какие-то курьёзные случаи? Поделитесь ими, пожалуйста.
– Однажды в роли Снегурочки со мной работала молоденькая воспитательница, которую я умудрился назвать Бабой Ягой. Спрашиваю: «Дети, вы Бабу Ягу не видели? Ну, внучку мою» Дети естественно были в шоке. Хохочут. А я поначалу и не понял, что оговорился. Выручила ведущая, обернула всё в шутку. Ещё как-то давно приходилось ездить в Мегион на север. Нефтяной край, люди богатые. Если здесь на подарки детям шли линейки и ластики, то там малышам презентовали дорогие игрушечные машины, катера. Один из мальчишек увидел красивую машину и прямо уперся в нее взглядом. Я ему: «Как тебя звать? Хочешь в подарок машинку – расскажи стишок!» А он видимо так растерялся, все стихи забыл и начал как завороженный бубнить: «Машина, машина, а у тебя руль есть? Есть. Машина, машина, а у тебя колеса есть? Есть. Машина, машина, а у тебя бампер есть. Есть». И пока все, что знает не перечислил, не успокоился. Машину естественно заработал. Курьёзов было очень много – жизнь наша такая, ничего не поделаешь.
Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.