Новости культуры  Вернуться на главную страницу
Архив
Режим поиска:
и или

ИНТЕРЕСНОЕ
ПАРТНЕРЫ


Новости культуры. Пермь
24.12.2007
Между реальностью и сказкой


У каждого из нас своя новогодняя традиция: одни ходят с друзьями в баню, другие поедают тазики оливье, третьи ездят на горнолыжные курорты в Альпы… А есть и те, кто – независимо от прожитых лет – загадывают шепотом желания, и через некоторое время случается Чудо: от темной «Нельской башни» до теплого «Золота Строгановых» - все как будто пришло не из нашего мира, приоткрыв для нас занавес в мир другой реальности.

Каждый из сегодняшних героев «Новостей культуры. Пермь» уходящий год провел довольно насыщенно, а кое-кто так просто успел совершить поступки и действия, изменившие некоторые пейзажи культурного пространства в целом. А посему – предлагаем вашему вниманию абсолютно субъективный, но максимально репрезентативный и представительный срез мнений, тенденций и приоритетов, замеченных в пермских окрестностях.

Однако не стоит думать, что это сухая констатация «итогов года» – подобное название скорее дань традиции, чем штрихи, без которых бы картина 2007-го была неполной. То, для чего мы и создали в этом году первый еженедельник о пермской культуре – «Новости культуры. Пермь». С верой в пермскую культуру, с любовью к нашим артистам, музыкантам, писателям и режиссерам – всем тем, кто незаметно для нас самих меняет ауру места, в котором мы живем, к лучшему. Без «закулисных» интриг и подвохов. Удачи вам, вдохновения, заветных ролей и блестящих постановок!

СОБЫТИЕ ГОДА

Дягилевский фестиваль: Пермь – Петербург – Париж

Начнем с того, что это был год третьего «Дягилевского фестиваля»: уже тот факт, что проводится он на базе не только театра оперы и балета, но и галереи, филармонии, театров и концертных площадок Перми – всех значимых культурных институтов города, говорит сам за себя. Однако цифра «три» несла определенную угрозу: если раньше мелкие «недочеты» и «помарки» можно было бы «списать» на неопытность и молодость фестиваля, то третий должен был доказать обоснованность своей нескромной претензии на статус одного из грандов российской жизни, умеющего поддерживать традиции, обновляясь каждый раз: представляя каждый раз исключительно новые премьеры, имена и даже виды искусства. Так, на прошлом фестивале добавились джаз и кинематограф (в этом году он был представлен «Французской синематекой»), появились издательские проекты (в этом году был издан беспрецедентный каталог всех публикаций о Сергее Дягилеве). Соперничать с пермским фестивалем в комплексе художественных, искусствоведческих и публицистических составляющих мало кому под силу.

Неизменными остались участие в Дягилевском фестивале «Пермь – Петербург – Париж» Мариинского театра, петербургских музеев и Парижской национальной оперы и постановка мировых премьер, открытие новых для пермской публики имен.

Вообще, как признаются создатели фестиваля, перед ними стоят две задачи: пригласить необычных гостей и угостить их тем, что они нигде больше не смогут увидеть («Чертогон»), а с другой стороны – и пермяков информировать о тех значительных событиях, которые происходят в мире (мультимедийная выставка, посвященная

100-летию создания «Умирающего лебедя»).

Оккупация Перми на время Дягилевских сезонов критиками и искусствоведами разного масштаба, равно как и все события фестиваля, на перечисление которых не хватит газетной полосы, убедительно доказывают, что организаторы «Дягилевских сезонов» справились и с первой, и со второй задачами.

ЭРОТИКА ГОДА

«Сон в летнюю ночь»

Спектакль Бориса Цетлина «Сон в летнюю ночь» на сцене «ТЕАТРА-ТЕАТРА» запомнился по многим причинам. И отнюдь не в последнюю очередь - из-за эротики, которой спектакль пронизан во всех своих координатах. Оригинальный текст, авторское прочтение, удачно подобранные костюмы: «Такая эротика», – чувственно вздыхает героиня, вслед за которой вздыхает и зритель. И смущенно выдыхает, наблюдая за любовной кутерьмой удивительно тонконогих Лизандра и Деметрия с удивительно пышнотелыми Гермией и Еленой…Да, эта эротика именно такая.

Да и в цейтлинской «Барышне-крестьянке» не обошлось без пресловутой эротичности: в сцене обучения Алексеем Лизы (она же Акулина, дочь Василия-кузнеца) танцам, пушкинской целомудренности не наблюдалось вовсе…

ПЕРЕСУДЫ ГОДА

Конфликт в коммуналке

Известная писательница Нина Горланова обратилась с открытым письмом к министру культуры России. Живущая в коммунальной квартире в Перми с мужем, писателем Вячеславом Букуром, и взрослыми детьми Нина Горланова просит помочь в получении социальной квартиры из-за конфликта с соседями. Одновременно против писательницы возбуждено уголовное дело.

Конфликт Нины Викторовны с соседом по четырехкомнатной коммуналке длится уже не первый год. Но именно в этом году дело дошло до возбуждения уголовного дела против Нины Горлановой и ее же открытого письма к министру культуры РФ с просьбой «вытащить» ее из проклятой коммуналки. Обе стороны обвиняют друг друга, и разобраться кто прав, кто виноват, сложно: да и не хочется – это дело соответствующих органов. Но подробности о брани и неявках в суд сделали Горланову самой в СМИ писательницей – только неясно, прочел ли хоть кто-нибудь после этих статей хотя бы одну ее книгу.

К счастью, эту историю компенсировал шумный юбилейный вечер писательницы в Пушкинской библиотеке, доказавший, что на количестве поклонников Горлановой судебные повестки и бытовые склоки никак не сказались.

ПРОРЫВ ГОДА

ЯРОСЛАВА АРАПТАНОВА

Решением экспертного совета Национальной театральной премии «Золотая маска» «Вечер хореографии Джерома Роббинса» в исполнении пермской труппы выдвинут на соискание премии «Золотая маска» как лучший спектакль (постановку осуществили представители Фонда Роббинса Барт Кук и Мария Калегари – бывшие танцовщики «Нью-Йорк Сити Балле», работавшие лично с Джеромом Роббинсом и танцевавшие в этих балетах, до этого ставившие для Перми Дж. Баланчина). Проект «Вечер хореографии Джерома Роббинса» включает в себя два балета: «Времена года» (The Four Seasons) на музыку Дж. Верди — один из самых блистательных образцов хореографии Джерома Роббинса; «Концерт» (The Concert) — один из редких образцов комедийного спектакля на отечественной балетной сцене.

А самая обаятельная и открытая солистка балета Ярослава Араптанова выдвинута на соискание премии в номинации «Лучшая женская роль в балете». Зрители полюбили Яру уже давно – достаточно вспомнить приз зрительских симпатий «Арабеска». Мы же вспомним, что впервые отметили Яру Араптанову как балерину, что на летних гастролях в 2005 году феерически исполнила свою партию, несмотря на то что условия были ужасные – пол был весь в дырах, танцевать приходилось буквально «на собственных костях». Но начинающая тогда солистка не только сделала все положенные вращения, но и ни разу не пожаловалось, удивив руководство труппы, привыкшее к капризам и требованиям звезд.

Кстати, Наталья Ахмарова за пару дней до объявления номинантов «Золотой маски» заметила в беседе с нашим корреспондентом: «Сейчас еще нельзя определенно сказать, какой Яра Араптанова будет через несколько лет, – ей еще над многим предстоит работать, но такова наша профессия – здесь, чего бы ты ни достиг, нельзя стоять на месте. Главное, что выкладывается она на каждой репетиции, на каждом спектакле на все 100%, – а это именно то, что дается отнюдь не многим, даже талантливым артистам. В последнее время балет превратился в своеобразный спорт: сегодня принято идти и смотреть на высокий подъем или длинный шаг. Хотя у Яры с техникой все в порядке, но смотришь на нее по другой причине – ее танец одухотворяет, заставляет забывать о технике и полностью погружаться в танец, сопереживая ее героиням».

P.S. Кроме театра оперы и балета на «Золотую маску» номинированы театр «У Моста» (две номинации – «Драма»: лучший спектакль, лучший режиссер - за «Сиротливый запад») и балет Евгения Панфилова (две номинации – «Балет – современный танец»: лучший спектакль, лучшая женская роль Марии Тихоновой - за «То, что я никому не сказал»). Поздравляем!

ПЕРЕЕЗД ГОДА

Все-таки свершилось: Пермский краеведческий музей повесил замок на дверь. Упакованы и ждут своего перемещения экспонаты музея, готовятся к переезду сотрудники, подходят к концу основные ремонтные работы в Доме Мешкова. Кажется, есть поводы для оптимизма – открытие исторической экспозиции назначено на ноябрь будущего года. Так будет?

УТРАТА ГОДА

Виктор Петрович Саитов – один из тех немногих актеров, которые всегда отстаивают свое мнение, - даже в тяжелой жизненной ситуации не опускал рук и продолжал оптимистично относиться к жизни. А умением Саитова рассказывать анекдоты восхищались все его коллеги: анекдоты Саитова в Перми – то же самое, что анекдоты Никулина в Москве. Он – легенда города Перми, актер-мужчина, покоривший немало женских сердец, и пример для молодых лицедеев.

Саитов пришел на работу в Пермский академический театр драмы в 1964 году, сразу после окончания Свердловского театрального училища. За прошедшие сорок лет здесь им сыграны десятки ярких ролей, а пермская публика отвечала прекрасному артисту любовью и уважением.

Жизнь Виктора Петровича Саитова, народного артиста России, лауреата Государственной премии и просто любимца пермских театралов, оборвалась 9 ноября после изнурительной и продолжительной болезни. Это ни с чем не сравнимая утрата: такого актера и человека не будет больше никогда. Незаменимые люди – есть. Это Виктор Петрович Саитов.



← Назад


ИЗДАНИЯ
Лечебный телегид
Пермь спортивная
Известия
МК в Перми
Новости культуры. Пермь
Вечерняя Пермь
Советский спорт
Советский спорт. Футбол
Новости районов
Образование: Пермский край
Парламентская газета
Мир новостей
РУБРИКИ
Proчтение
Афиша
Взлет
Выставка
Гастроли
Глазами очевидца
Имя
За кулисами
Колонка редактора
Конкурс
Ликбез
Наш выбор
Отдохни!
Поиск
Праздник
Премьера
Ретро
Событие
Тема недели
Феномен
Фестиваль
© 2010 ООО Медиакомпас
Почтовый адрес: 614070, г. Пермь, ул. Крупской, 40.
Телефоны: (342) 281-95-76, 282-54-22, 282-54-55.

Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.