У каждого из нас своя новогодняя традиция: одни ходят с друзьями в баню, другие поедают тазики оливье, третьи ездят на горнолыжные курорты в Альпы… А есть и те, кто – независимо от прожитых лет – загадывают шепотом желания, и через некоторое время случается Чудо: от темной «Нельской башни» до теплого «Золота Строгановых» - все как будто пришло не из нашего мира, приоткрыв для нас занавес в мир другой реальности.
Каждый из сегодняшних героев «Новостей культуры. Пермь» уходящий год провел довольно насыщенно, а кое-кто так просто успел совершить поступки и действия, изменившие некоторые пейзажи культурного пространства в целом. А посему – предлагаем вашему вниманию абсолютно субъективный, но максимально репрезентативный и представительный срез мнений, тенденций и приоритетов, замеченных в пермских окрестностях.
Однако не стоит думать, что это сухая констатация «итогов года» – подобное название скорее дань традиции, чем штрихи, без которых бы картина 2007-го была неполной. То, для чего мы и создали в этом году первый еженедельник о пермской культуре – «Новости культуры. Пермь». С верой в пермскую культуру, с любовью к нашим артистам, музыкантам, писателям и режиссерам – всем тем, кто незаметно для нас самих меняет ауру места, в котором мы живем, к лучшему. Без «закулисных» интриг и подвохов. Удачи вам, вдохновения, заветных ролей и блестящих постановок!
СОБЫТИЕ ГОДА
Дягилевский фестиваль: Пермь – Петербург – Париж
Начнем с того, что это был год третьего «Дягилевского фестиваля»: уже тот факт, что проводится он на базе не только театра оперы и балета, но и галереи, филармонии, театров и концертных площадок Перми – всех значимых культурных институтов города, говорит сам за себя. Однако цифра «три» несла определенную угрозу: если раньше мелкие «недочеты» и «помарки» можно было бы «списать» на неопытность и молодость фестиваля, то третий должен был доказать обоснованность своей нескромной претензии на статус одного из грандов российской жизни, умеющего поддерживать традиции, обновляясь каждый раз: представляя каждый раз исключительно новые премьеры, имена и даже виды искусства. Так, на прошлом фестивале добавились джаз и кинематограф (в этом году он был представлен «Французской синематекой»), появились издательские проекты (в этом году был издан беспрецедентный каталог всех публикаций о Сергее Дягилеве). Соперничать с пермским фестивалем в комплексе художественных, искусствоведческих и публицистических составляющих мало кому под силу.
Неизменными остались участие в Дягилевском фестивале «Пермь – Петербург – Париж» Мариинского театра, петербургских музеев и Парижской национальной оперы и постановка мировых премьер, открытие новых для пермской публики имен.
Вообще, как признаются создатели фестиваля, перед ними стоят две задачи: пригласить необычных гостей и угостить их тем, что они нигде больше не смогут увидеть («Чертогон»), а с другой стороны – и пермяков информировать о тех значительных событиях, которые происходят в мире (мультимедийная выставка, посвященная
100-летию создания «Умирающего лебедя»).
Оккупация Перми на время Дягилевских сезонов критиками и искусствоведами разного масштаба, равно как и все события фестиваля, на перечисление которых не хватит газетной полосы, убедительно доказывают, что организаторы «Дягилевских сезонов» справились и с первой, и со второй задачами.
ЭРОТИКА ГОДА
«Сон в летнюю ночь»
Спектакль Бориса Цетлина «Сон в летнюю ночь» на сцене «ТЕАТРА-ТЕАТРА» запомнился по многим причинам. И отнюдь не в последнюю очередь - из-за эротики, которой спектакль пронизан во всех своих координатах. Оригинальный текст, авторское прочтение, удачно подобранные костюмы: «Такая эротика», – чувственно вздыхает героиня, вслед за которой вздыхает и зритель. И смущенно выдыхает, наблюдая за любовной кутерьмой удивительно тонконогих Лизандра и Деметрия с удивительно пышнотелыми Гермией и Еленой…Да, эта эротика именно такая.
Да и в цейтлинской «Барышне-крестьянке» не обошлось без пресловутой эротичности: в сцене обучения Алексеем Лизы (она же Акулина, дочь Василия-кузнеца) танцам, пушкинской целомудренности не наблюдалось вовсе…
ПЕРЕСУДЫ ГОДА
Конфликт в коммуналке
Известная писательница Нина Горланова обратилась с открытым письмом к министру культуры России. Живущая в коммунальной квартире в Перми с мужем, писателем Вячеславом Букуром, и взрослыми детьми Нина Горланова просит помочь в получении социальной квартиры из-за конфликта с соседями. Одновременно против писательницы возбуждено уголовное дело.
Конфликт Нины Викторовны с соседом по четырехкомнатной коммуналке длится уже не первый год. Но именно в этом году дело дошло до возбуждения уголовного дела против Нины Горлановой и ее же открытого письма к министру культуры РФ с просьбой «вытащить» ее из проклятой коммуналки. Обе стороны обвиняют друг друга, и разобраться кто прав, кто виноват, сложно: да и не хочется – это дело соответствующих органов. Но подробности о брани и неявках в суд сделали Горланову самой в СМИ писательницей – только неясно, прочел ли хоть кто-нибудь после этих статей хотя бы одну ее книгу.
К счастью, эту историю компенсировал шумный юбилейный вечер писательницы в Пушкинской библиотеке, доказавший, что на количестве поклонников Горлановой судебные повестки и бытовые склоки никак не сказались.
ПРОРЫВ ГОДА
ЯРОСЛАВА АРАПТАНОВА
Решением экспертного совета Национальной театральной премии «Золотая маска» «Вечер хореографии Джерома Роббинса» в исполнении пермской труппы выдвинут на соискание премии «Золотая маска» как лучший спектакль (постановку осуществили представители Фонда Роббинса Барт Кук и Мария Калегари – бывшие танцовщики «Нью-Йорк Сити Балле», работавшие лично с Джеромом Роббинсом и танцевавшие в этих балетах, до этого ставившие для Перми Дж. Баланчина). Проект «Вечер хореографии Джерома Роббинса» включает в себя два балета: «Времена года» (The Four Seasons) на музыку Дж. Верди — один из самых блистательных образцов хореографии Джерома Роббинса; «Концерт» (The Concert) — один из редких образцов комедийного спектакля на отечественной балетной сцене.
А самая обаятельная и открытая солистка балета Ярослава Араптанова выдвинута на соискание премии в номинации «Лучшая женская роль в балете». Зрители полюбили Яру уже давно – достаточно вспомнить приз зрительских симпатий «Арабеска». Мы же вспомним, что впервые отметили Яру Араптанову как балерину, что на летних гастролях в 2005 году феерически исполнила свою партию, несмотря на то что условия были ужасные – пол был весь в дырах, танцевать приходилось буквально «на собственных костях». Но начинающая тогда солистка не только сделала все положенные вращения, но и ни разу не пожаловалось, удивив руководство труппы, привыкшее к капризам и требованиям звезд.
Кстати, Наталья Ахмарова за пару дней до объявления номинантов «Золотой маски» заметила в беседе с нашим корреспондентом: «Сейчас еще нельзя определенно сказать, какой Яра Араптанова будет через несколько лет, – ей еще над многим предстоит работать, но такова наша профессия – здесь, чего бы ты ни достиг, нельзя стоять на месте. Главное, что выкладывается она на каждой репетиции, на каждом спектакле на все 100%, – а это именно то, что дается отнюдь не многим, даже талантливым артистам. В последнее время балет превратился в своеобразный спорт: сегодня принято идти и смотреть на высокий подъем или длинный шаг. Хотя у Яры с техникой все в порядке, но смотришь на нее по другой причине – ее танец одухотворяет, заставляет забывать о технике и полностью погружаться в танец, сопереживая ее героиням».
P.S. Кроме театра оперы и балета на «Золотую маску» номинированы театр «У Моста» (две номинации – «Драма»: лучший спектакль, лучший режиссер - за «Сиротливый запад») и балет Евгения Панфилова (две номинации – «Балет – современный танец»: лучший спектакль, лучшая женская роль Марии Тихоновой - за «То, что я никому не сказал»). Поздравляем!
ПЕРЕЕЗД ГОДА
Все-таки свершилось: Пермский краеведческий музей повесил замок на дверь. Упакованы и ждут своего перемещения экспонаты музея, готовятся к переезду сотрудники, подходят к концу основные ремонтные работы в Доме Мешкова. Кажется, есть поводы для оптимизма – открытие исторической экспозиции назначено на ноябрь будущего года. Так будет?
УТРАТА ГОДА
Виктор Петрович Саитов – один из тех немногих актеров, которые всегда отстаивают свое мнение, - даже в тяжелой жизненной ситуации не опускал рук и продолжал оптимистично относиться к жизни. А умением Саитова рассказывать анекдоты восхищались все его коллеги: анекдоты Саитова в Перми – то же самое, что анекдоты Никулина в Москве. Он – легенда города Перми, актер-мужчина, покоривший немало женских сердец, и пример для молодых лицедеев.
Саитов пришел на работу в Пермский академический театр драмы в 1964 году, сразу после окончания Свердловского театрального училища. За прошедшие сорок лет здесь им сыграны десятки ярких ролей, а пермская публика отвечала прекрасному артисту любовью и уважением.
Жизнь Виктора Петровича Саитова, народного артиста России, лауреата Государственной премии и просто любимца пермских театралов, оборвалась 9 ноября после изнурительной и продолжительной болезни. Это ни с чем не сравнимая утрата: такого актера и человека не будет больше никогда. Незаменимые люди – есть. Это Виктор Петрович Саитов.
Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.