Новости культуры  Вернуться на главную страницу
Архив
Режим поиска:
и или

ИНТЕРЕСНОЕ
ПАРТНЕРЫ


Новости культуры. Пермь
24.12.2007
Инструментальный театр


Второй международный фестиваль современной музыки в Перми, прошел в авангардной манере. Зрители еще не успели настроиться, – на сцену как ни в чем не бывало вышел Олег Танцов, исполнитель Московского ансамбля современной музыки, повернулся спиной к зрителям и начал собирать свой бас-кларнет… Что это? Заминка? Когда начнется музыка? Она придет без «кулис» и традиционных поклонов, – тихо, непринужденно, свободно.

Так начался фестиваль современной музыки, музыки нетрадиционной, а потому весьма сложной для восприятия… И тут дело в том, что современные композиторы не только разрушают формы классической музыки, но и ищут новые музыкальные средства выразительности, добавляя в сочинение электронную фонограмму. Особо удивило зрителей произведение голландского композитора Якоба тер Вельдхейса – «Останови блаженство», где голоса виолончели и фортепиано смешивались с ди-джейским речитативом, который звучал из динамика. Мужской, грудной, чуть искаженный голос, то резко прерывал дуэт, будто бы командуя остановиться, то пытался войти в мелодию, компенсируя остановку.

Ностальгия по Мессиану

В 1941 году французский композитор Оливье Мессиан закончил работу над произведением «Квартет на конец времени». Примечательно то, что этот Квартет автор создавал находясь в плену, в немецком концлагере, там же Квартет был впервые исполнен. Величие этого сочинения в том, что оно в импрессионистской манере зафиксировало почти буквальный, апокалиптический «конец времени», - глобальный кризис и всеобщий упадок Мессиан ощущал особо остро среди пленных французов, бельгийцев, поляков. С другой стороны, Квартет дал мощный толчок развитию музыкального авангарда ХХ века.

Мессиановские темы чувствовались сразу в нескольких произведениях. В пьесе Родерика де Манна – «Ecoute, ecoute!» – узнавался «птичий стиль». Пугливая, робкая мелодия бас-кларнета точно птица пряталась от внимания слушателя. Современному композитору удалось провести нас сквозь вековые музыкальные традиции и показать природное, естественное Начало. Очень важно, что исполнял пьесу Олег Танцов, настоящий виртуоз, который не только увлекается современной музыкой, но и изучает ее – он доцент Московской консерватории, автор учебника об авангардных музыкальных приемах.

Вторая часть «Трио-сонаты» Виктора Екимовского напомнила мессиановский «Вокализ ангела, возвещающего конец времени», и как выяснилось совсем неслучайно, Екимовский – автор первой монографии о Мессиане на русском языке. Как объяснить эту загадочную связь двух композиторов, которая почти буквально выражается в музыке? Часть произведения Екимовского будто бы рисует вневременное существование, магия длиннот затягивает туда, где нет измерений, где сходятся начало и конец… Там, где нет времени, – нет ничего, есть одна тихая умиротворяющая мелодия.

Зал охватило изумление, когда пианист Михаил Дубов, полез под крышку рояля и начал извлекать звук, проводя по струнам… карандашом (по идее композитора, у музыканта в руках должны были быть палочка от литавры и цепочка).

В это время Олег Танцов играл на кларнете без мундштука, Михаил Болховитин превратил свою скрипку в ударный инструмент, а виолончелист Сергей Асташонок водил смычком чуть ли не по шпилю инструмента. Так рисует Юрий Каспаров «Пейзаж, уходящий в бесконечность». Однако, этот «Пейзаж» был воспринят публикой как цирковое представление – было трудно вникнуть в абсурдно-импрессионистские идеи композитора, тем более, под конец концерта. Увиденное прокомментировала для «Новостей культуры» музыковед Ольга Качалина:

– На самом деле, в силу определенных исторических событий, современный авангард в России начал развиваться несколько позднее, чем на Западе. Естественно, что какие-то экспериментальные явления воспринимались неоднозначно среди профессионалов… Но важно помнить, что за каждым произведением стоит определенная идея, мысль – все-таки музыка, как любой вид искусства, отображает нашу жизнь. Идею можно понять или не понять, ее можно понять через некоторое время и поэтому нужно прежде всего слушать. Помните пьесу «Ecoute, ecoute!»? Это значит – слушай, слушай!

– А все-таки, зачем превращать скрипку в ударный инструмент? Зачем разбавлять благородный звук рояля пугающими шумами?

– Это поиск новых звучаний, новых тембров. Это помогает композитору выразить что-то новое, открыть что-то непознанное. Вот вы посмотрите, новых музыкальных инструментов за XX век практически не появилось. Появился терменвокс, выросла роль гитары, а в конце века – синтезатор. Кроме того, стало можно говорить о новых видах ударных инструментов. Вот и все. Многие звуковысотные инструменты остались в том виде, в каком были в XVII-XVIII веках, хотя и непрерывно совершенстовавались. Поэтому сейчас и ищут новые тембры, поэтому электронная фонограмма соединяется с акустикой. Искусство должно развиваться.

– Скажите сейчас, когда кажется, что все уже давно сыграно, возможно ли рождение новой музыкальной традиции?

– Она уже рождается. Мы с вами были на Фестивале, где как раз звучали произведения, представляющие новую музыкальную традицию.

Музыкальные «аномалии»

На первом концерте Фестиваля прозвучала пьеса пермского композитора Игоря Машукова под названием «Малебка» – это захватывающее и мощное концептуальное произведение, и о нем хочется сказать особо. «Малебка» это такой сборник мифов о загадочных местах, о которых все говорят, но мало кто действительно видел там что-то аномальное. Игорь Машуков с использованием фонограммы, кларнета и виолончели почти буквально изобразил все то неведомое и сказочное, все то, чего мы так хотели увидеть «живьем», но все время как-то не везло. Неземные звуки и шумы фонограммы, инопланетный «язык» кларнета открыли нам музыку нового измерения, музыку космоса… И все это так близко, совсем рядом – вот она, Малебка!

Показалось, что в одном месте пьесы проскользнуло подлинное отношение композитора к аномальной теме. Что такое Малебка? Это сборник мифов, местный фольклор. И когда закончились шумы неземного происхождения, все тарелки улетели, – грянули оглушительные аккорды народной пляски, под веселый и заводной ритм. Русский народ – веселый народ! Никогда не устанет сочинять небылицы!

– Игорь Евгеньевич, как появилась идея «Малебки», может вам явилось что-то аномальное?

– Знаете, первый импульс для «Малебки» у меня появился от «Сталкера» Тарковского. Это ведь тоже аномальная зона, как бы в глубинке России. Существуют загадки природы, они концентрируются в каких-то определенных местах, а самое близкое к нам – Малебка.

– Для звуков есть отдельная партитура?

– В midi-формате моя композиция представлена достаточно точно, а в формате нот – только то, что играют акустические инструменты. Я пока не представляю себе, как можно записать шипящие, звенящие звуки, это наверное дело будущего…

– Вы сейчас что-то пишете?

– Да, пишу… Это будет пьеса для органа, но пока все только в начальной стадии. Следите за программой!

Владимир Волков.

Цитата

Если композитор требует от меня играть на кларнете без мундштука, издавая глухие, «антимузыкальные» звуки, я к этому отношусь нормально. Даже хорошо. Сколько можно слушать романтические мотивы?

Олег Танцов.

Цитата

Жанр, когда музыканты, концертируя, разыгрывают целые представления, насчитывает уже не одно столетие. Достаточно вспомнить Прощальную симфонию Гайдна, где в финале оркестранты по очереди гасят свечи и медленно покидают сцену в то время, когда музыка ещё звучит, или Первую симфонию Шнитке, где на сцене происходят такие коллизии, которым могут позавидовать многие драматические театры. Удивительно, что жанр инструментального театра не самый частый гость в наших российских залах, и это несмотря на его эмоциональность и демократичность! Поэтому тем более интересно представить нашим слушателям и зрителям то новое, что появилось в нём за последнее время. Игры внутри и вокруг музыки, а именно такую идею мы представляем в нашей программе. В них и юмор, и горькая ирония, и созерцательность, и философия, и многое другое.

Ю. Каспаров об «Инструментальном театре».


Владимир Волков


← Назад


ИЗДАНИЯ
Лечебный телегид
Пермь спортивная
Известия
МК в Перми
Новости культуры. Пермь
Вечерняя Пермь
Советский спорт
Советский спорт. Футбол
Новости районов
Образование: Пермский край
Парламентская газета
Мир новостей
РУБРИКИ
Proчтение
Афиша
Взлет
Выставка
Гастроли
Глазами очевидца
Имя
За кулисами
Колонка редактора
Конкурс
Ликбез
Наш выбор
Отдохни!
Поиск
Праздник
Премьера
Ретро
Событие
Тема недели
Феномен
Фестиваль
© 2010 ООО Медиакомпас
Почтовый адрес: 614070, г. Пермь, ул. Крупской, 40.
Телефоны: (342) 281-95-76, 282-54-22, 282-54-55.

Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.