Новости культуры  Вернуться на главную страницу
Архив
Режим поиска:
и или

ИНТЕРЕСНОЕ
ПАРТНЕРЫ


Новости культуры. Пермь
13.12.2007
Героиня не из нашего времени


Есть талант, с которым рождаются, и его видно в самую первую минуту, а есть такой, который требует раскрытия – упорным трудом, терпением и характером.

У нее царственная осанка, изысканная красота, плавная речь: так и хочется найти у подобного совершенства дефекты: тем более, если на поверхности лежит общеизвестный факт: не все далось молодой балерине пермского балета Ярославе Араптановой не просто: первые три года в театре о крупных партиях и речи не было. Наша сегодняшняя героиня шла к главным ролям через кордебалет и «Арабеск», принесший ей приз зрительских симпатий. Именно так никому не известная девочка из кордебалета за шесть лет, проведенных в Пермском академическом театре оперы и балета, превратилась в оформившеюся приму: сначала была Мария в «Бахчисарайском фонтане», потом – Яра была выбрана вместе с главной звездой театра – Еленой Кулагиной на главную роль в потрясающей постановке Давида Авдыша «Мастер и Маргарита». С этих пор все перевернулось – сначала в голове балерины, а затем и в карьере. Этой осенью Араптанова впервые в жизни станцевала Джульетту – под присмотром самого Николая Боярчикова в одной из самых значимых театральных премьер года.

Ответ, почему именно она стало второй Джульеттой – ясен с первого взгляда. Эта девушка, будто сошла с полотен Боттичелли – откуда-то оттуда, словно не из нашей эпохи. Конечно, в обыденной жизни это постепенно становится всем менее заметным, но на сцене романтичность создаваемых ею образов становится с каждым новым спектаклем все более очевидной. И ценной.

– При рождении тебе дали удивительное имя – Ярослава. Как тут не выбрать артистическую профессию?

– В балете я оказалась исключительно по собственному желанию. Я сама хотела и добивалась того, чтобы попасть в хореографическое училище – вслед за старшим братом. Родители были резко против, но я разузнала, что после третьего класса начальной школы нужно сдавать экзамены в хореографическое – и поставила ультиматум: «хочу!» Поступила, училась у Лидии Григорьевны Улановой. Класс у нас был сильный, и я числе лучших не была, всегда тянулась за первыми. Практически тоже самое было и в театре: в свое время я перетанцевала весь кордебалет, начиная от последней линии в «Жизели». Это была огромная школа, и я за нее могу сказать только спасибо. Потом, постепенно, пошли двойки, тройки, сольные вариации…

– Сомневалась в себе?

– Когда мне сейчас говорят: «Яра – ты ведущая балерина», у меня это в голове до сих пор не укладывается! А в самом начале было всякое: приходилось слышать, что я не могу танцевать одно, другое, третье… Но я в принципе не могу сидеть на одном месте, всегда хочется идти дальше. Набираешь опыт и в техническом, и в артистическом плане,– и все, нужно подтверждать свои уровень и покорять новые вершины. Нельзя стоять на месте – будет неинтересно и самой, и зрителям, и репетиторам. В таком случае лучше все бросить.

– Ради каких ролей не бросаешь?

– Мне нравятся драматические балеты – как «Бахчисарайский фонтан», где есть сложный сюжет, характер, требующий не уменья обыграть, раскрыть образ. «Мастер и Маргарита» – любимый, может быть, потому что с него для меня все и началось. Однако еще есть «Жизель» – пик совершенства в классическом балете, мною пока не достигнутый, но больше всего мечтаю его станцевать. Но на самом деле, нравится все – во всех наших классических балетах абсолютно разные образы. Если «Спящая красавица» – сказочная девочка-принцесса, то в «Лебедином озере» – две полярные партии, в «Щелкунчике» нужно показывать эволюцию главной героине от ребенка до любящей девушки, а Джульетта – неземная девушка, живущая не в реальности, а в своих стихах и мечтах…. Как заметил зритель, у меня и Елены Кулагиной получились две абсолютно разные Джульетты. И интересно посмотреть на оба состава – выбрать невозможно.

Однако мне не менее интересна современная хореография, которой пока у нас практически нет: наверное, сложно сочетать в одном театре и классику, и современность. Но если это все-таки сделать зритель обязательно пойдет, как пошел на Робинса, «Шопениану». Хотя бы из любопытства ради: посмотреть что-то новое в балете.

– На сцене больше устаешь физически или эмоционально?

– Самое сложное сохранить эмоциональное и физическое равновесие. Чтобы зритель, пришедший в зал, видел не работу балерины: мол, здесь 32 фуэте, а там – метровый прыжок, а погружался в сюжет полностью, задаваясь вопросами: в следующей сцене она заплачет или засмеется?…

К тому же благодаря актерству можно сгладить даже нелепость: как-то танцевали мы «Серенаду» в Мариинском театре: там есть момент, когда меня партнер приподнимает, я должна перегнуться назад и продолжать делать повороты. Но что-то произошло, и я сползла с его руки прямо на пол. Но так это все спокойно, плавно произошло, что не то что зрители, а даже наши артисты ничего не заметили. В любом случае, даже если ляп становится заметен из зала – надо найти силы, встать и танцевать дальше.

– Балет – дело тяжелое не только физически, но и эмоционально: тут – либо хвалят, либо по-черному сплетничают. Не напрягает?

– Когда устал, то появляются мрачные мысли: «света белого не видишь, только – дом- театр, дом – театр». Но отдохнешь и понимаешь – тянет обратно. У нас в городе очень разборчивый зритель – надо «держать марку» На заграничных гастролях зритель другой – по-другому смотрит, но воспринимает очень хорошо. Есть те, кто ждут и года в год, когда мы приедем. Однажды во время гастролей по США случилась забавная история: идем мы с подружками по улице – видно, что русские, балетные, подбегает взволнованна: «мы так всегда ждем пермскую труппу, ходим на все спектакли» Но зачем вы в прошлый раз приехали в соседний город – нам туда пришлось ехать!» Представляете – специально ради пермского театра!

– Партнер держит балерину, а балерина – вес. Не сняться ночами запретные пирожные и шоколадки?

– Действительно, для многих танцовщиц сложно держать форму. Но мне просто повезло – такой проблемы не было ни в училище, ни в театре. Наоборот, всегда думаю, чтобы такое съесть…

– Типа шпината?

– Шоколада (открывает шкафчик – а там – шоколадные плитки двух сортов). Кстати, угощайтесь!

ЦИТАТА

В последнее время балет превратился в своеобразный спорт: сегодня принято идти и смотреть на высокий подьем или шаг. Хотя у Яры с техникой все в порядке, но смотришь на нее по другой причине – е танце одухотворяет. И она выкладывается на 100% – а это именно то, что дается отнюдь не многим, даже талантливым артистам. Да, сейчас еще нельзя определенно сказать, какой она будет через несколько лет – ей еще над многим предстоит работать, но такова наша профессия. Главное, что Яра уже нашла себя: ее амплуа – романтической героини. И «Жизель» она обязательно станцует.

Наталья Ахмарова, художественный руководитель балетной труппы.


Наталья Смольковская.


← Назад


ИЗДАНИЯ
Лечебный телегид
Пермь спортивная
Известия
МК в Перми
Новости культуры. Пермь
Вечерняя Пермь
Советский спорт
Советский спорт. Футбол
Новости районов
Образование: Пермский край
Парламентская газета
Мир новостей
РУБРИКИ
Proчтение
Афиша
Взлет
Выставка
Гастроли
Глазами очевидца
Имя
За кулисами
Колонка редактора
Конкурс
Ликбез
Наш выбор
Отдохни!
Поиск
Праздник
Премьера
Ретро
Событие
Тема недели
Феномен
Фестиваль
© 2010 ООО Медиакомпас
Почтовый адрес: 614070, г. Пермь, ул. Крупской, 40.
Телефоны: (342) 281-95-76, 282-54-22, 282-54-55.

Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.