Есть талант, с которым рождаются, и его видно в самую первую минуту, а есть такой, который требует раскрытия – упорным трудом, терпением и характером.
У нее царственная осанка, изысканная красота, плавная речь: так и хочется найти у подобного совершенства дефекты: тем более, если на поверхности лежит общеизвестный факт: не все далось молодой балерине пермского балета Ярославе Араптановой не просто: первые три года в театре о крупных партиях и речи не было. Наша сегодняшняя героиня шла к главным ролям через кордебалет и «Арабеск», принесший ей приз зрительских симпатий. Именно так никому не известная девочка из кордебалета за шесть лет, проведенных в Пермском академическом театре оперы и балета, превратилась в оформившеюся приму: сначала была Мария в «Бахчисарайском фонтане», потом – Яра была выбрана вместе с главной звездой театра – Еленой Кулагиной на главную роль в потрясающей постановке Давида Авдыша «Мастер и Маргарита». С этих пор все перевернулось – сначала в голове балерины, а затем и в карьере. Этой осенью Араптанова впервые в жизни станцевала Джульетту – под присмотром самого Николая Боярчикова в одной из самых значимых театральных премьер года.
Ответ, почему именно она стало второй Джульеттой – ясен с первого взгляда. Эта девушка, будто сошла с полотен Боттичелли – откуда-то оттуда, словно не из нашей эпохи. Конечно, в обыденной жизни это постепенно становится всем менее заметным, но на сцене романтичность создаваемых ею образов становится с каждым новым спектаклем все более очевидной. И ценной.
– При рождении тебе дали удивительное имя – Ярослава. Как тут не выбрать артистическую профессию?
– В балете я оказалась исключительно по собственному желанию. Я сама хотела и добивалась того, чтобы попасть в хореографическое училище – вслед за старшим братом. Родители были резко против, но я разузнала, что после третьего класса начальной школы нужно сдавать экзамены в хореографическое – и поставила ультиматум: «хочу!» Поступила, училась у Лидии Григорьевны Улановой. Класс у нас был сильный, и я числе лучших не была, всегда тянулась за первыми. Практически тоже самое было и в театре: в свое время я перетанцевала весь кордебалет, начиная от последней линии в «Жизели». Это была огромная школа, и я за нее могу сказать только спасибо. Потом, постепенно, пошли двойки, тройки, сольные вариации…
– Сомневалась в себе?
– Когда мне сейчас говорят: «Яра – ты ведущая балерина», у меня это в голове до сих пор не укладывается! А в самом начале было всякое: приходилось слышать, что я не могу танцевать одно, другое, третье… Но я в принципе не могу сидеть на одном месте, всегда хочется идти дальше. Набираешь опыт и в техническом, и в артистическом плане,– и все, нужно подтверждать свои уровень и покорять новые вершины. Нельзя стоять на месте – будет неинтересно и самой, и зрителям, и репетиторам. В таком случае лучше все бросить.
– Ради каких ролей не бросаешь?
– Мне нравятся драматические балеты – как «Бахчисарайский фонтан», где есть сложный сюжет, характер, требующий не уменья обыграть, раскрыть образ. «Мастер и Маргарита» – любимый, может быть, потому что с него для меня все и началось. Однако еще есть «Жизель» – пик совершенства в классическом балете, мною пока не достигнутый, но больше всего мечтаю его станцевать. Но на самом деле, нравится все – во всех наших классических балетах абсолютно разные образы. Если «Спящая красавица» – сказочная девочка-принцесса, то в «Лебедином озере» – две полярные партии, в «Щелкунчике» нужно показывать эволюцию главной героине от ребенка до любящей девушки, а Джульетта – неземная девушка, живущая не в реальности, а в своих стихах и мечтах…. Как заметил зритель, у меня и Елены Кулагиной получились две абсолютно разные Джульетты. И интересно посмотреть на оба состава – выбрать невозможно.
Однако мне не менее интересна современная хореография, которой пока у нас практически нет: наверное, сложно сочетать в одном театре и классику, и современность. Но если это все-таки сделать зритель обязательно пойдет, как пошел на Робинса, «Шопениану». Хотя бы из любопытства ради: посмотреть что-то новое в балете.
– На сцене больше устаешь физически или эмоционально?
– Самое сложное сохранить эмоциональное и физическое равновесие. Чтобы зритель, пришедший в зал, видел не работу балерины: мол, здесь 32 фуэте, а там – метровый прыжок, а погружался в сюжет полностью, задаваясь вопросами: в следующей сцене она заплачет или засмеется?…
К тому же благодаря актерству можно сгладить даже нелепость: как-то танцевали мы «Серенаду» в Мариинском театре: там есть момент, когда меня партнер приподнимает, я должна перегнуться назад и продолжать делать повороты. Но что-то произошло, и я сползла с его руки прямо на пол. Но так это все спокойно, плавно произошло, что не то что зрители, а даже наши артисты ничего не заметили. В любом случае, даже если ляп становится заметен из зала – надо найти силы, встать и танцевать дальше.
– Балет – дело тяжелое не только физически, но и эмоционально: тут – либо хвалят, либо по-черному сплетничают. Не напрягает?
– Когда устал, то появляются мрачные мысли: «света белого не видишь, только – дом- театр, дом – театр». Но отдохнешь и понимаешь – тянет обратно. У нас в городе очень разборчивый зритель – надо «держать марку» На заграничных гастролях зритель другой – по-другому смотрит, но воспринимает очень хорошо. Есть те, кто ждут и года в год, когда мы приедем. Однажды во время гастролей по США случилась забавная история: идем мы с подружками по улице – видно, что русские, балетные, подбегает взволнованна: «мы так всегда ждем пермскую труппу, ходим на все спектакли» Но зачем вы в прошлый раз приехали в соседний город – нам туда пришлось ехать!» Представляете – специально ради пермского театра!
– Партнер держит балерину, а балерина – вес. Не сняться ночами запретные пирожные и шоколадки?
– Действительно, для многих танцовщиц сложно держать форму. Но мне просто повезло – такой проблемы не было ни в училище, ни в театре. Наоборот, всегда думаю, чтобы такое съесть…
– Типа шпината?
– Шоколада (открывает шкафчик – а там – шоколадные плитки двух сортов). Кстати, угощайтесь!
ЦИТАТА
В последнее время балет превратился в своеобразный спорт: сегодня принято идти и смотреть на высокий подьем или шаг. Хотя у Яры с техникой все в порядке, но смотришь на нее по другой причине – е танце одухотворяет. И она выкладывается на 100% – а это именно то, что дается отнюдь не многим, даже талантливым артистам. Да, сейчас еще нельзя определенно сказать, какой она будет через несколько лет – ей еще над многим предстоит работать, но такова наша профессия. Главное, что Яра уже нашла себя: ее амплуа – романтической героини. И «Жизель» она обязательно станцует.
Наталья Ахмарова, художественный руководитель балетной труппы.
Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.