Новости культуры  Вернуться на главную страницу
Архив
Режим поиска:
и или

ИНТЕРЕСНОЕ
ПАРТНЕРЫ


Новости культуры. Пермь
06.12.2007
Остановись, мгновенье!


Воздушные шары – это один из символов праздника. И хотя шарики наполнены всего лишь воздухом и быстро лопаются, это не мешает им доставлять детям настоящую радость. А ощущение праздника остаётся надолго.

Театрализованные представления заканчиваются так же быстро, как лопается праздничный шарик. Но после обязательно останется ощущение невесомой радости. Какой волшебник творит это маленькое чудо? Нам рассказывает руководитель массовых мероприятий Центра культуры города Перми им. Солдатова Олимпиада Анатольевна Гусева.

Незримый волшебник

– Олимпиада Анатольевна, расскажите нам, что такое режиссёр театрализованных представлений?

– В театре режиссёр берёт пьесу. Он её прочитывает и находит художественный образ и звучание спектакля. А у режиссёра театрализованных представлений нет актёров, у него «документальные герои» – люди из жизни. А у режиссера театр представлений такой пьесы нет. Его герои – документальные – люди из жизни. Он рассказывает о событиях, рассказывает о датах, о жизненных фактах. В таком рассказе любая искусственность недопустима. И вот с этим документальным материалом через художественный образ, через использование выразительных средств театра и через использование выразительных технических средств создаётся праздник, действо, зрелище. Мы рассказываем о герое, событии, жизненном факте, используя музыкальное и художественное оформление, художественный свет, проекция, фонограммы, усиленный звук, шумы и т.д. Например, о Новом годе, это ведь тоже событие!

– На ваш взгляд, что во всём этом самое главное для режиссёра?

– Главное для режиссёра театрализованных представлений – сделать праздник. Что такое праздник? Например, делаем на стадионе День десантника – большой, масштабный праздник. Значит, нужны более выразительные средства, больше коллективов задействовать, больше спецэффектов. Как в настоящем боевике: если захват преступника, то с собаками, со взрывами, с погоней, с бронетранспортёром.

И здесь самое трудное для режиссёра – найти художественный образ, прием подачи документального материала. Разные приёмы существуют у режиссёра. Это всегда очень интересный процесс поиска, но, тем не менее, он и самый важный. Это как бы ключ, который открывает дверь. Вот если ты этот ключ нашёл, дверь ты откроешь, и всё состоится, всё остальное завяжется, закрутится вокруг этого. Режиссёр – своего рода волшебник. Он может открыть эту дверь и показать судьбу человека с необычной стороны, в необычных предлагаемых обстоятельствах.

– В первый раз трудно было поставить своё представление? Страшно?

– Во-первых, когда я защищала свой диплом, то ставила мюзикл про Кота в сапогах, а потом много лет работала ведущей на различных мероприятиях. После этого уже не страшно было. Бывает очень трудно разговорить героя, но все же есть определённые приёмы, чтобы раскрыть человека на сцене.

Важно создать такие обстоятельства, чтобы документальному герою было комфортно в них находиться. Как правило, человек, выходя на сцену в первый раз, сильно волнуется: у него начинают трястись руки-ноги, язык немеет. И вот тут режиссёр должен придумать такие обстоятельства, чтобы не было внутреннего психологического зажима.

Часто говорят, что режиссёр – диктатор. Это потому что у него сначала всё должно придуматься и сойтись в голове, он должен всё увидеть внутренним зрением. Почему пьесы Мольера, Шекспира ставят тысячелетие, а они современны и сегодня? Ведь ходят на «Ромео и Джульетту», хотя знают драму, которая разыгрывается в пьесе. А потому, что интересно посмотреть, как режиссёр трактует эту пьесу, как актёры играют.

Как раньше корабли тащили бурлаки

– Насколько выполняется задуманное?

– Когда человек ставит перед собой высокие цели, он достигает максимального. Потери, конечно, есть. Особенно сейчас, когда выразительные средства очень дороги. Хотелось бы сделать пошикарнее, но мы муниципальное учреждение, нам средств дают немного. Если мы хотим сделать лучше, то стараемся искать спонсоров, которые бы нам помогли добиться большего эффекта: чем больше пространства надо задействовать, тем больше средств требуется вложить.

Например, мы много лет проводили Широкую Масленицу. Нам захотелось провести её так, как проводили её давно наши предки-язычники. Мы изучили исторический материал, вывели героев, которые тогда были: Ярило – весеннее солнце, Хорс – зимнее солнце, Морена – зима, Лада – весна. Между ними строится конфликт. Нашли спонсоров и приобрели костюмы, подготовили призы, сделали семиметровую Масленицу. Даже пожарные машины приезжали для подстраховки!

– А форс-мажоры бывают?

– Еще как! Однажды я была ведущей на празднике, посвященном 70-летию пермского трамвая. Главной «изюминкой» действа был сделан декорация трамвая, который двигался по кругу на сцене, привозил и увозил документальных героев праздника. И вдруг, после генеральной репетиции, круг сцены перестал двигаться! Пришлось студентам института культуры крутить круг вручную под сценой. Словно бурлаки!

В другой раз за пятнадцать минут до выступления «сломалась» я сама: у меня случился приступ аппендицита. Но я выпила таблетки, отвела мероприятие, и после мероприятия меня на «скорой» увезли. (Смеётся.)

– Неужели нельзя было подменить?

– А кем? Раньше ведь тексты наизусть учили. А вы посмотрите, что сейчас творится! Всё с листа читается. Раньше не допускалось этого.

Теперь до того доходит, что говорят «Добрый вечер, друзья», глядя в папку! Даже поздороваться не могут, не оторвавшись от сценария. Это не только любители-ведущие, а даже профессионалы, люди театральные. Это говорит о том, что мероприятия готовятся быстро, нет требований у режиссёра к ведущим, не поставлена такая задача и заказчиком. Ему безразлично, как они говорят текст, если он принимает это, платит за это деньги. А ведь профессиональному артисту платят немалые деньги за то, что он просто прочитал с листа кем-то написанный сценарий. Вот это издержки нашей профессии, с этим надо бороться.

Прежде всего – творчество

– А бывает так, что гениальная идея в последний момент приходит? И приходится всё переделывать, или органично всё входит в сценарий?

– Если это работает на главную идею, на мероприятие, конечно, от хорошей придумки отказываться нельзя. Мы делали День народного единства, у нас был концерт лауреата международных конкурсов Юрия Шишкина. Вроде бы всё продумали: видеоряд смонтировали, сценарий написали, отрепетировали с ведущими и творческими коллективами. А когда стали высчитывать хронометраж концерта, оказалось, что в песнях очень длинные музыкальные вступления. Тогда мы каждый проигрыш по секундам высчитали и наложили текст ведущего на эту музыку. Настолько плотно мы выстроили материал, что, хотя было в концерте где-то двадцать песен, зал этого не почувствовал.

– Театрализованные представления – это всё-таки не театр. Что это – попса или искусство?

– Это прежде всего творчество. Здесь есть большая и очень важная разница. В театре режиссёр ставит спектакль, и спектакль становится репертуарным. А режиссёр театрализованного представления чаще всего работает над разовым мероприятием. В театре шьются костюмы, декорации, и это все будет себя оправдывать в течение нескольких спектаклей. Мы тоже делаем декорации, шьём костюмы, пишем сценарий, режиссируем, реквизиты готовим. Но это только на один раз.

Мария Лукашина.

Гусева Олимпиада Анатольевна, заслуженный работник культуры РФ.

В сфере культуры – после окончания школы в 1969 г. Первая должность – инструктор отдела художественной самодеятельности пермского Дворца культуры имени Ф.Э. Дзержинского.

В 1983 году окончила Пермский государственный институт культуры по специальности «руководитель самодеятельного театрального коллектив».

С июля 1997 года возглавила городской творческий центр.

В 2004 г. обучалась в Российской академии переподготовки работников культуры, искусства и туризма по теме «Режиссура массовых праздников и театрализованных представлений».

Анонсы

ЦК Солдатова приготовило посетителям новогодние сюрпризы. В декабре, с 26-го по 30-е, пройдёт праздничное представление для детей «Однажды в ночь под Новый год». Первая часть – мюзикл группы «Киндер-сюрприз», в котором злая Клотильда будет мешать наступлению Нового года, однако с ней сумеют справиться. А во второй части все гости Центра культуры будут водить хоровод вокруг ёлки, петь и танцевать. Однако и здесь не обойдётся без новогодних происшествий… А каких именно, зрители узнают на представлении.

Не обойдут вниманием и взрослых – для них в ЦК Солдатова также готовится мюзикл на основе сказки «Огниво», который будет представлен 30 декабря под вечер и закончится танцевальной программой.


Мария Лукашина


← Назад


ИЗДАНИЯ
Лечебный телегид
Пермь спортивная
Известия
МК в Перми
Новости культуры. Пермь
Вечерняя Пермь
Советский спорт
Советский спорт. Футбол
Новости районов
Образование: Пермский край
Парламентская газета
Мир новостей
РУБРИКИ
Proчтение
Афиша
Взлет
Выставка
Гастроли
Глазами очевидца
Имя
За кулисами
Колонка редактора
Конкурс
Ликбез
Наш выбор
Отдохни!
Поиск
Праздник
Премьера
Ретро
Событие
Тема недели
Феномен
Фестиваль
© 2010 ООО Медиакомпас
Почтовый адрес: 614070, г. Пермь, ул. Крупской, 40.
Телефоны: (342) 281-95-76, 282-54-22, 282-54-55.

Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.