Новости культуры  Вернуться на главную страницу
Архив
Режим поиска:
и или

ИНТЕРЕСНОЕ
ПАРТНЕРЫ


Новости культуры. Пермь
06.12.2007
И красное, и черное


Нет в Перми более притягательного театра, чем Пермский академический театр оперы и балета им. Чайковского. Премьеры, гастроли, уход из него артистов или появление здесь новых имен – все сразу становится предметом обсуждения почитателей и завистников. Почему? Может быть, потому, что за все 135 лет существования у него не было откровенных провалов, безвременья и даже затишья; потому, что некоторые постановки уже отметили пятидесятилетний юбилей, а выглядят как новые, поражая воображение даже искушенных зрителей. Но чтобы всему театру быть на «уровне», одни должны станцевать, другие – спеть, третьи – сыграть, четвертые – одеть и первых, и вторых, и третьих. Здесь кроме балета и оперы, есть оркестр, хор, художники и цеха. Именно на плечи последних ложится ответственность за картинку, с которой будет ассоциироваться и опера, и балет, и оркестр. И именно на них держится закулисная рутина, без которой не прожить: выбрать ту пресловутую вешалку и занавес, с которых начинается театр.

Елена Соловьева, главный художник Пермского театра оперы и балета, в прошлом – успешная художница, в оперный пришла из пермского драмтеатра, по сути, пожертвовав «свободными» занятиями живописью – не участвует в выставках уже шесть лет – некогда. Специализированных выставок в городе мало, а в самом театре главному художнику театра выставляться неэтично (на двух этажах сегодня можно увидеть уникальные фотоработы Сергея Мартынова). Хотя ее персональная выставка была бы настоящим подарком для театралов: кто как не она знает, как сделать красный без красной краски (коричневым рядом с синим) или заставить «исчезнуть» сиреневый костюм в зеленом лучше прожектора (он станет серым). И таких секретов у художников много…

Ход конем

– Ваши работы можно увидеть только на тематических выставках – современной или детской оперы, однако весь ваш кабинет в картинах. Не жалко?

– Работы в театре более чем достаточно. Театральному художнику представить свою работу широкой публике бывает непросто: например, когда шла работа над «Иолантой», то я делала не эскиз, а макет, для выставления которого понадобилась бы целая конструкция. Либо наоборот, иногда быстрее делать небольшие эскизы и чертежи, но они будет неинтересно смотреться на выставке. Так что выставочные эскизы приходится делать летом, постфактум, потому что каждый день, проведенный художником в раздумьях над эскизом , – это минус день в работе цехов.

Принцип нашего театра – не переносить премьеры. И чем быстрее сделает один, тем быстрее примется за работу другой: так, закройщики и швеи знают, чем быстрее они сошьют костюм, тем быстрее его «обживет» артист. Тем сильнее и продуманнее получится спектакль.

Кстати, кроме театральных выставок я участвую в выездных лабораториях, куда съезжаются художники из самых разных театров, привозя эскизы со своих спектаклей последних сезонов, делясь друг с другом мыслями и проблемами. Но это тоже не всегда получается, потому что наш театр обычно закрывает сезон запоминающейся премьерой.

– Вам не кажется, что профессия театрального художника не в пример зависимее, чем у коллег, не привязанных к требованиям композитора, постановщика, хореографа?

– Знаете, в музыкальный театр я пришла не сразу: поначалу мне самой казалось, что здесь возможностей меньше. Слишком много условий. В балетном спектакле должен быть свободный планшет сцены, значит, заведомо исключаются станки на полу; все, что ты можешь сделать, – подвесные декорации. Да и в опере много не нагородишь: не факт, что артисты смогут петь и делать сложные движения. Это же касается костюмов: своя специфика и в оперных, и в балетных.

Так что понимание, что ограничения – это не всегда плохо, пришло не сразу. Хотя «ограничение» – это неправильное слово.

Возьмем, допустим, древнерусскую живопись, где также был обозначен четкий канон, регламентирующий буквально все: как должен выглядеть лик ангелов, Христа и святых, какой должен быть фон иконы и количество слоев, даже форма лица – по лекалу! Но, тем не менее, у нас есть Рублев, Дионисий…

Царство детали

– Другими словами, талантливому человеку условности не помешают?

– Дело даже не в талантливости, а в том, что создание рамок и канонов – это просто законы игры, которые не могут быть отрицательными или позитивными. Шахматисту не придет в голову в обход шахматных правил ходить конем не буквой Г, а как-то иначе.

Так и в театре: когда начинается подготовка спектакля, собирается постановочная группа, чтобы обговорить, в какую игру они будут сегодня играть. Развить и сделать эту игру острой и интересной – дело игроков. Можно разыграть шахматную партию вяло, а можно – донельзя увлекательно. И оба случая будут в рамках одних и тех же правил. То же самое и в театре: можно не иметь никаких рамок, но не сделать ничего по-настоящему талантливого.

– И все же театр – не спортивное соревнование, нет-нет да кто-то свернет с намеченного пути.

– Иногда бывает, что ты договариваешься с режиссером о каких-то условиях игры, а он в ходе репетиции находит новые краски и ранее придуманные тобой детали не укладываются в концепцию. Однако до премьеры этот конфликт не доходит – всегда есть возможность договориться еще раз, даже если в результате получится несколько иной спектакль, чем задумывался. Единственное, через что нельзя перешагнуть в музыкальном театре, – это музыка. Можно придумать все что угодно, но если это противоречит музыке, это ни за что не сработает. Когда я работала над «Иолантой», музыка Чайковского звучала постоянно.

– Были ли у вас промахи, за которые вам стыдно или обидно?

– Могу вспомнить один случай, когда получилось не так, как надо, – балет «Шопениана». Мне показалось, что музыка Шопена – настолько легкая и парящая, требует такой же воздушной декорация – с кружевами, тюлем, полупрозрачными тканями. Но, как выяснилось, нужно было пойти от обратного: именно на плотной насыщенной декорации танцовщики смотрятся прозрачными и воздушными.

Новое и забытое старое

– Скоро Новый год; как его будет праздновать театр оперы и балета?

– На новогодние праздники у балетной и оперной трупп выпали гастроли, поэтому мы решили не делать новых спектаклей, а восстановить два «хорошо забытых»: «Сказку о трех королях», что шла у нас четыре года назад, и «Снежную королеву». Музыканты вспоминают музыку, певцы – арии, мы же подгоняем костюмы, ремонтируем пришедшие в негодность декорации.

– В конце ноября состоялась премьера обновленного спектакля Николая Боярчикова «Ромео и Джульетта». Понятно, что премьера – это событие, в которое надо вложить много сил и души, а обновленные спектакли – насколько это сложно?

– Видимо, вы будете удивлены, но обновленный спектакль – это даже сложнее, чем собственно премьера. Потому что тот, кто восстанавливает, не задает те самые правила игры, о которых я говорила. Их задали задолго до него.

Чтобы выпустить обновленный спектакль, нужно свести воедино музейные эскизы, оставшиеся декорации и костюмы. Например, один задник из «Царской невесты» просто пропал: видимо, с годами пришел в негодность. Пришлось искать чертеж в архиве и рисовать заново.

Со спектаклем «Ромео и Джульетта» – особая история. Придя в театр работать, я очень удивилась, посмотрев «Ромео и Джульетту», потому что этот спектакль у меня никак не сходился с тем, что я видела ребенком. Оказалось, что он просто обновлялся аж четыре раза! Даже Николай Николаевич Боярчиков, присутствовавший на торжествах по случаю 30-летия «Ромео и Джульетты» в Перми, свой собственный спектакль просто не узнал. И мы, учитывая его пожелания, восстановили спектакль: живопись, максимально – цвет. Однако восстановить полностью невозможно, так как слайды с первым вариантом спектакля выцвели, а за три десятилетия все переделывали и переписывали – в силу необходимости, ведь со временем вещи приходят в негодность. Не говоря уже о том, что был утерян тюль, закрывавший боковые декорации, и появились низкие потолки, открывающие всю «грязь».

С костюмами – тоже были свои сложности, так как в балете они часто перешиваются с приходом нового танцовщика – если одному удобна тесьма около локтя, другому она мешает и т.д. Таким образом, за десятилетия костюм видоизменяется чуть ли не полностью. Просмотрев слайды всех спектаклей, я одинакового комплекта костюмов не нашла. И мы пришли к выводу, что лучше сделать кардинально новые костюмы, максимально приближенные к идее спектакля.

Та же история – с цветами: на заднике в спектакле появляются два цвета: бордовый (Капулетти) и сине-зеленый (Монтекки). Последний в костюмах со временем «трансформировался» в фиолетовый, в результате получался откровенный диссонанс между одеждой героев и декорациями. Кстати, в новой версии, чтобы избежать цветового перегруза, мы выбрали сине-зеленый для Монтеки и терракотовый для Капуллети (а из зала он смотрится именно бордовым). Да, бордовый бархат – в отличие от терракота – есть во всех магазинах, а терракот работники театра собирали буквально со всей страны.

Между прочим, это одна из самых интересных тем для художника, в институте называется «отношение цвета» – когда можно «сделать» красный, но не за счет красного цвета, а используя иные оттенки. Потому что используй мы бордовый, то костюмы Монтекки пришлось бы делать ярко-зелеными, а в итоге на сцене получилось бы пестрота, разрушающая целостность спектакля.

Чтобы в костюмах, декорациях сохранить историю спектакля, работа была очень тяжелой, и проще сделать свой спектакль, чем спорить о том, как это было и как должно быть.

– Вообще обновлять приходится много?

– Хорошо, что мы каждый сезон обновляем хотя бы один репертуарный спектакль. У нас есть так называемые музейные спектакли, те, которые никогда не выйдут из репертуара. Это Москва может позволить иметь кучу театров – от «Новой» и «Геликон» оперы до Большого. Согласно художественной концепции нашего театра, мы должны показать зрителю все разнообразие оперных и балетных постановок. Поэтому приходится регулярно что-то обновлять: так, «Царская невеста» и «Орлеанская дева» были капитально «отреставрированы» в прошлом году. Спектакли «Князь Игорь», «Анюта» – частично, в свободное время где-то что-то подлатали. «Аида», «Травиата» – в планах следующего сезона. Все же зависит от количества «свободных» денег. Но сколько бы денег ни было, мы не можем допустить, чтобы это выглядело убого.

Столичность в провинции

– Вообще, приходилось слышать, что сама «столичность» «картинки», открывающейся взору зрителей после поднятия занавеса, – вот что отличает пермский театр от провинциальных аналогов.

– Главное – театр всегда выглядит достойно. Поэтому пермский театр оперы и балета так часто сравнивают со столичными. С одним «но»: если есть возможность сделать художественное оформление богаче, мы это делаем, но используя разные хитрости – например, заказываем писать декорации не в Москву, а в Екатеринбург или Новосибирск: там дешевле, а выглядит не хуже. У нас не всегда есть большие финансовые возможности покупать, но это не значит, что спектакль будет выглядеть хуже, – мы найдем выход.

Провинциальность – это не всегда плохо, некоторые хорошие традиции остались только в провинции, может быть, как раз потому, что финансовых возможностей меньше. У нас ребята задники убирают настолько аккуратно, что не каждый так будет вещи складывать в шкаф. Хорошему бриллианту – хорошая огранка: и было бы обидно, если бы нашим замечательным артистам мешали убогие костюмы и декорации – все должно быть на уровне! Вспоминаю, как во время наших гастролей Мариинском театре начальник осветительного цеха призвал своих рабочих «не позориться перед пермяками!» Сам факт отношения к пермскому театру мне очень понравился.


Наталья Смольковская


← Назад


ИЗДАНИЯ
Лечебный телегид
Пермь спортивная
Известия
МК в Перми
Новости культуры. Пермь
Вечерняя Пермь
Советский спорт
Советский спорт. Футбол
Новости районов
Образование: Пермский край
Парламентская газета
Мир новостей
РУБРИКИ
Proчтение
Афиша
Взлет
Выставка
Гастроли
Глазами очевидца
Имя
За кулисами
Колонка редактора
Конкурс
Ликбез
Наш выбор
Отдохни!
Поиск
Праздник
Премьера
Ретро
Событие
Тема недели
Феномен
Фестиваль
© 2010 ООО Медиакомпас
Почтовый адрес: 614070, г. Пермь, ул. Крупской, 40.
Телефоны: (342) 281-95-76, 282-54-22, 282-54-55.

Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.