23 ноября в Пермской краевой филармонии состоялось открытие абонента №4 «Мой остров – Гитара». В этом году право первого концерта доверили молодому гитаристу Дмитрию Татаркину, музыканту необычному как в профессии, так и во внешности: чего стоит правая рука Дмитрия, длине ногтей на которой позавидовала бы любая девушка или любой потомок графа Дракулы. Они нарощенные, сделаны по особой технологии; это помогает играть, поэтому приходится мириться. Да и путь в музыку у Дмиртия нестандартен. Наш сегодняшний герой поздно начал заниматься музыкой – почти в 16 лет, время, когда иные уже заработали имя в музыкальном мире. Его поиски себя прошли через спортивную борьбу, гимнастику, плавание, коньки и даже токарный станок. А сегодня Дмитрий является победителем VI Всероссийского конкурса исполнителей на народных инструментах им. В.В. Андреева (2001 г.), лауреатом VI Международного конкурса «Гитара в России» (2002 г.) и прочих конкурсов. Сам к подобным титулам относится скептически: «Сейчас лауреатов столько, что не лауреатов почти нет. Это звание практически ни о чём не говорит. Приходите лучше на концерт, послушайте несколько нот, и вы поймёте – умеет человек играть или нет».
Сам Дмитрий играть, несомненно, умеет. Причем у него это получается одинаково хорошо как в одиночку, так и в сопровождении оркестра. В качестве солиста он выступал с Государственным академическим симфоническим оркестром России, Государственным симфоническим оркестром «Новая Россия», Государственными оркестрами Удмуртии, Татарстана и многими другими коллективами. Он ведет активную гастрольную деятельность, выступая на самых разнообразных площадках страны.
Шоу начинается…
– Специалисты говорят, что сейчас в России наступил «гитарный бум». Правда ли это?
– Это чистая правда. Правда, во всем мире этот «бум» прокатился немного раньше, только в России он начался лишь в последнее десятилетие. Например, когда я поступал в музыкальную школу, то труднее всего было поступить в класс фортепиано из-за непомерно большого конкурса. Достаточно популярны были также баян и домра. Сейчас все наоборот. Все хотят играть на гитаре, поэтому музыкальные школы просто переполнены, не хватает педагогов, играть на гитаре учат баянисты и даже скрипачи.
– Может быть, это связано с нынешней модой на ретро?
– Не знаю. Я думаю, просто каждый находит в гитаре что-то свое. С одной стороны, это популярное некогда бардовское движение, с другой – любимая нынче эстрадная музыка. Напеть подобные песни и подобрать к ним мелодию достаточно просто. Этим занимаются многие. Я лишь могу отметить, что мне очень приятно, что академическая гитара, игрой на которой я занимаюсь, по уровню исполнения, по качеству репертуара выходит сейчас на совершенно иной уровень – уровень скрипки, фортепиано.
– Было время, когда в любой дружеской компании обязательно присутствовал человек, играющий на гитаре, – нынче же роль «души» компании чаще всего выполняет музыкальный центр. С чем это связано?
– Просто-напросто появилась новая культура «слушанья». Все, что уже возникло, так или иначе будет продолжать свое дальнейшее развитие. Но гитара, я думаю, будет существовать всегда: иногда на пике популярности, иногда в легком забытьи, но она никуда не исчезнет. А на смену электронным носителям наверняка придет что-нибудь другое.
– Сейчас стало очень модным популяризировать свой инструмент в шоу-бизнесе (Дидюля – гитара, Петр Дранга – аккордеон). Есть ли шанс у классической гитары попасть в широкую ротацию?
– В шоу-бизнесе может быть все что угодно. Он ставит перед собой совсем другие цели. Например, то, что Дидюля играет на гитаре, – это чистая случайность. Он мог бы взять любой другой инструмент и точно так же быть в шоу-бизнесе. Вряд ли он изначально ставил перед собой цель виртуозно играть на гитаре. Самое важное – это встреча продюсера со спонсором, которые садятся и думают: «Так, что бы нам еще такое придумать, чтоб заработать денег? А давай начнем продюсировать вон того симпатичного паренька с аккордеоном!» Поэтому если кто-то захочет, чтобы игра на классической гитаре стала популярной, она ею обязательно станет.
– Как вам пришла в голову идея перейти от сольных выступлений к выступлениям с оркестром?
– Достаточно просто. Мой репертуар включает в себя достаточно много самой разнообразной музыки. Это позволяет мне также играть с флейтой, органом, с роялем, скрипкой, также в вокальном сопровождении. Это расширяет мой творческий диапазон, в конце концов, это просто мне интересно. Идти по той дороге, по которой до меня прошли тысячи гитаристов, скучно.
100%-е танго
– Вы довольно поздно начали заниматься музыкой. А что бы было, если бы вы начали играть на гитаре лет с пяти?
– Мне кажется, я просто раньше устал бы от гитары. Дело ведь в том, что маленькие дети не выбирают, чем именно они будут заниматься. Любой взрослый человек, начинающий заниматься музыкой, как правило, очень любит свой инструмент, видит в нем что-то безумно привлекательное. Во всяком случае, о себе я могу говорить с полной уверенностью. Но для этого нужно все-таки быть взрослым, потому что дети, в отличие от нас, склонны к перемене настроения. То, что им совсем недавно казалось безумно прекрасным, может мгновенно превратиться в полную чушь. В лучшем случае ребенок открывает для себя какой-то новый инструмент, в худшем случае – бросает игру совсем.
Я стартовал поздно, поэтому очень старался наверстать пропущенное, окончил экстерном и музыкальную школу, и музыкальное училище. Учился не по программе, все время бежал вперед, искал что-то новое. Сейчас наконец-то стало поспокойнее, все-таки как музыкант определенного уровня я уже сформировался. У нас в школе был ансамбль, точнее, эдакая агитбригада. Мальчики играли на гитаре, а девочки пели. Меня пригласили стать его участником. Помню, как мы боролись за мир во всем мире…
– Хиппи?
– Да нет, куда там. Просто ездили по студенческим музыкальным фестивалям, иногда – международным. Помню, как на одном таком фестивале впервые увидел темнокожего: ох как он меня впечатлил. Я все думал: вот, он приехал из страны, где происходят всяческие перевороты, где бьют в барабаны и поют песни на непонятном, но красивом языке. Вот они реально борются за что-то, а мы – так… просто поем и играем.
– Ныне вы сами педагог, преподаете сразу в двух музыкальных заведениях; как вы оцениваете сами себя в этом качестве?
– Скажу сразу: я не очень верю, что возраст преподавателя имеет какое-то значение в его мастерстве. Мои учителя были совсем молодыми, едва старше меня, поэтому мы вместе что-то искали, о чем-то спорили, возможно, именно благодаря этому я так быстро научился музыке. У меня у самого уже достаточно большой опыт: я преподаю уже больше десяти лет, не так уж мало для моего возраста (35 лет – прим. ред.). Я стараюсь быть достойным преподавателем. Тут нужно выкладываться по полной. Ведь в какой-то степени это влияет и на собственный профессиональный рост.
– Расскажите поподробнее о фильме с вашим участием «Танго флейты и гитары».
– Это настоящий, срежиссированный фильм, который вышел на DVD, а не просто запись с концерта. В нем есть условный сюжет, есть как фрагменты с концертов, так и студийные записи, все это выстроено в определенную линию. В основном это «живая» музыка. Мне кажется, что концертные записи в принципе лучше студийных, честнее, что ли. В них есть какая-то непосредственность, правда жизни.
Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.