Казалось бы, в совсем недалеком прошлом в среде «заядлых театралов» считалось чуть ли не хорошим тоном порассуждать эдак свысока о том, как слаб (за редким исключением) мужской состав пермской балетной труппы. За последнее время это и так довольно спорное утверждение определенно утратило свою актуальность. И тем не менее до сих пор есть те, кто в силу своей неосведомленности судят о пермском балете по вчерашним меркам. Что ж, пора выяснить, какие новые лица и имена нам, зрителям, уже давно следовало запомнить.
В начале прошедшего месяца он появился на сцене вместе с Николаем Цискаридзе и другими звездами мирового балета в «Королях танца». В конце месяца танцевал Ромео в возрожденном спектакле специально приехавшего в Пермь Николая Боярчикова. Однако появился в Пермском театре оперы и балета Роберт Габдуллин всего два года назад. И не будем утверждать, что Пермь встретила нового танцовщика как родного: к нему пристально и ревниво присматривались. Можно быть великолепным, но, к сожалению, этого не всегда достаточно: в балете важно не только высоко вспарить вверх, но и удачно приземлиться.
«Очень много работы – отдыхать пока не приходится». Именно с этой фразы танцовщика начался наш разговор с Габдуллиным. Невозможно было не вспомнить выступление Роберта в прекрасно известном нашим читателям проекте «Короли танца». Все-таки танцевать с признанными звездами – очень ответственное занятие: «Конечно, я долго не мог поверить, что это происходит именно со мной, до самого выхода на сцену думал, что все же пригласят кого-то из Москвы. И долго приходил себя после». Правда, видимо, «долго» – это что-то около пары часов: ведь уже через два часа у Роберта в графике значилось «Лебединое озеро», в котором подкачать тоже никак нельзя – этот спектакль является своеобразным лицом театра. А спустя всего несколько дней, 13 ноября, приехал прославленный хореограф Николай Николаевич Боярчиков, чтобы начать работу над новой постановкой своего балета «Ромео и Джульетта». Роберт Габдуллин – конечно, в роли Ромео. Ему вообще хорошо удаются роли влюбленных молодых людей (в этом помогает не только фантастическая техника, но и взрывной темперамент и привлекательная внешность). Не случайно его любимый образ – принца Альберта из «Жизели».
Габдуллин выглядит совсем юным, и только когда он называет свой родной город Свердловском, а не Екатеринбургом, вспоминаешь, что у этого премьера за плечами девять театральных сезонов, несмотря на то что он не оканчивал хореографическое училище:
– Я занимался в студии при театре «Щелкунчик», учась в общеобразовательной школе, затем одновременно с поступлением в институт был принят в Екатеринбургский театр оперы и балета, где проработал семь лет. Однажды я принял участие в конкурсе «Арабеск», после которого Наталья Галимзановна Ахмарова (художественный руководитель пермской балетной труппы – прим. ред.) пригласила меня остаться работать в Перми.
Кстати, первые полгода после того памятного приглашения пришлось работать «на два фронта» – в Перми и Екатеринбурге. Но поразительное трудолюбие – отличительная черта Габдуллина. Так, еще в екатеринбургском «Щелкунчике» ему приходилось работать по три урока в день по полтора часа, не делая перерывов на субботы и воскресенья, наоборот – в выходные была возможность работать больше, не отвлекаясь на общеобразовательную школу:
– Что поделаешь, наша профессия очень тяжелая: здесь не получится посидеть-подумать пару дней или вычитать правильное решение в книжке. Все приходится постигать самому, в результате тысяч повторений разных движений.
За семь лет практики Роберт исполнил практически весь классический репертуар: еще в Екатеринбурге он станцевал главные партии в «Лебедином озере», «Щелкунчике», «Спящей красавице», «Сильфиде», «Золушке». Однако в Перми пришлось адаптироваться к другой хореографии: допустим, «Лебединое озеро» в постановке Натальи Макаровой отличается оригинальными мизансценами и па-де-де. Как и многие другие спектакли пермского театра.
– О переезде жалеешь?
– Знаете, хотя, может быть, Екатеринбург как город и поинтереснее Перми, зато Пермский театр оперы и балета – действительно третий в стране после столичных. Начиная с того, что гораздо лучше декорации и костюмы, даже сама картинка, что предстает пред глазами, когда поднимается занавес, – ярче и интересней. Все более продумано и прорепетировано.
Когда я впервые попал в пермский театр на балет «Пер Гюнт», то смотрел на сцену не отрываясь, воспринимая происходящее даже не как танцовщик, а как обычный зритель. Может быть, все зависит от того, что здесь есть своя школа, в результате чего «на уровне» не только солисты, но и кордебалет, танцующий на одном дыхании: в каждой сцене ощущается слаженность коллектива, все друг друга чувствуют, все происходит взаимосвязанно.
В результате нет такого, как в некоторых других провинциальных театрах, когда зритрелю тяжеловато от начало до конца весь спектакль просмотреть – ибо в какие-то моменты и смотреть не на что.
– Думаешь, ты в Перми надолго?
– Многие мечтают уехать в крупные театры, например, Ковен-Гарден, Гранд-опера, Ла Скала, но я вообще ни о чем подобном не думаю – пока у меня работа есть, я востребован. Ведь хочется уехать, когда становиться скучно и неинтересно – понимаешь: да, нужно что-то менять в жизни. Ну а когда все есть… Хотя мечты все равно есть – я хотел бы на этой сцене станцевать Дон Кихота – одну из самых сложных балетных партий, потому что здесь принципиально важны и хорошая техника, и эмоциональная игра артиста. Без этого партия не будет смотреться. Но его должны танцевать уже мастера, к которым я себя пока не отношу.
Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.