Новости культуры  Вернуться на главную страницу
Архив
Режим поиска:
и или

ИНТЕРЕСНОЕ
ПАРТНЕРЫ


Новости культуры. Пермь
22.11.2007
Что хранит галерея


Посещение музея – это событие. Входя в зал, мы видим: там одна экскурсия, тут – другая. А если экскурсий нет – кажется, что сотрудники галереи отдыхают: пьют чай да читают книжки. Ан нет. Стороннему глазу и не видно, что работа в залах, открытых для посетителей, – лишь верхушка айсберга под названием «музей». Основная работа кипит в комнатах с табличкой «посторонним вход запрещен».

Но, впрочем, о подводной части музейного айсберга иногда вспоминают – правда, происходит такое даже не по праздникам, а в связи с каким-нибудь скандалом, вроде громкой кражи из Эрмитажа. Тогда-то в разыгравшемся воображении журналистов и обывателей всплывают испорченные экспонаты, исчезнувшие сокровища, призраки хранителей, уносящих с собой в могилу вверенные им реликвии… После того памятного дела государственные мужи обязали музеи ввести практику тотального контроля – навроде банков­ской: с камерами наблюдения, электронными пропусками и специальными PIN-кодами. Правда, денег, как всегда, на столь масштабные прожекты у государевой казны не хватило. Да и, как выясняется, дело не только в проблеме финансирования: большинство российских музеев по объективным причинам не могут внедрить многие научные новшества.

От монеты до иконы

Ответ на вопрос, как превратить фондохранилище в неприступную крепость, в пермской галерее давно найден: во многом благодаря людям, работающим в отделе хранения – самом большом отделе пермской галереи. Как нам рассказала главный хранитель Татьяна Леонидовна Сысоева, стаж некоторых здешних сотрудников – более сорока лет:

– Наше поколение попало в водоворот музейного бума: многие посвятили всю жизнь музею, пришли в галерею сразу после школы, параллельно учились в университете, занимались научной деятельностью. И очень жаль, что сегодня не происходит смена поколений – молодой специалист вряд ли пойдет на такую зарплату: ему же надо не только себя обеспечить, но и детей вырастить.

В отделе хранения работают двадцать четыре музейных смотрителя (это как раз те люди, с которыми мы встречаемся каждый раз, приходя в зал), семь человек хранителей (ответственных за конкретные коллекции: нумизматика, живопись, графика и др.), пять реставраторов. Иногда один хранитель отвечает за несколько коллекций, потому что они неравноценны по объему: если нумизматика состоит из более чем 16 тысяч экспонатов, плакатов – чуть больше трех тысяч, икон – около тысячи. И за каждый – даже самый маленький – экспонат хранитель отвечает, что называется, головой.

В хранилище можно попасть только в сопровождении сотрудников галереи. Наш «экскурсовод» Татьяна Сысоева ведет запутанной вереницей комнаток, коридорчиков, больших залов – и везде все заставлено стеллажами с книгами, папками, фарфором, – чего тут только нет. Кое-где приходится протискиваться боком, а при подъеме на верхние этажи подкарауливают коварные ступеньки. Место мало, оттого-то старинные экспонаты – шкафы и комоды – задействованы функционально: в них хранятся другие экспонаты и бухгалтерия.

Соборные ценности

О том, как хранятся экспонаты, нужно сказать отдельно. Решения принимаются сотрудниками галереи не самовольно, а в соответствии с инструкцией 1984 года, которая регламентирует, в частности, сложную двухступенчатую систему учета, правила хранения, транспортировки и упаковки музейных ценностей. Но так как за двадцать лет изменилось российское законодательство, естественно, требуется внести изменения и в музейные документы. Сегодня музей перестраивается, чтобы войти в эту жизнь грамотно.

Но есть и другая сторона музейного быта. Здесь пока приходится прибегать к «доисторическим» методам. Посетители-иностранцы принимают за экспонаты местные увлажнители – коричневые горшки с водой на батареях, поддерживающие нужную влажность: а что делать, когда по нормам влажность должна быть 55–60%, но с началом отопительного сезона в комнатах сразу становится сухо. А раз стало сухо, ткани натянулись. Дождь прошел – стало влажно, и некоторые холсты обвисли… Кроме того, нужно контролировать температуру, загрязнение воздуха, не допускать появления жучков и плесени.

Как поясняет наш «экскурсовод», сегодня есть целые фирмы, работающие на музей: они производят оборудование (в том числе датчики, регулирующие влажность и температуру). Новые музеи либо отдельные изолированные залы старых пользуются этими новинками: например, в московском музее Зураба Церетели или в новых фондах Эрмитажа даже воздух с улицы предварительно дезинфицируется. Старые дворцовые здания («Третьяковка», Эрмитаж и Спасопреображенский собор пермской галереи) для подобных экспериментов мало подходят. Так, в пермском соборе просто невозможно поставить всю эту электронику из-за конструкции и планировки здания. С другой стороны, именно толстые стены старинного здания спасают от резких колебаний температуры: летом, когда на улице под сорок градусов выше нуля, здесь можно спасаться от жары – а в подвалах чуть ли не мерзнуть.

Мифы и реальность

Сегодня пермская галерея гудит – слышно, как сверлят и стучат молотком. Нет, это не ремонт, как вы могли бы подумать. Здесь научные сотрудники, хранители и реставраторы с помощью приглашенного дизайнера Ады Владиславовны Корбатовой из московского исторического музея готовят выставку «Строгановы. Послание столетий». Работа кропотливая: надо не просто выдать вещи, но и решить, что куда повестить: например, икону нельзя помещать на стену между двумя батареями – она пойдет трещинами. А закрепить вышивки XVII века может грамотно только реставратор по ткани – иначе они просто порвутся.

Кстати, реставраторы – одна из самых овеянных мифами музейных профессий. Так и хочется спросить: уж не рисуют ли они свое произведение поверх оригинала? Конечно, прежде всего, это очень кропотливая работа: восстанавливать экспонат миллиметр за миллиметром, – но есть место и для приключений. Так, старейший реставратор галереи Игорь Васильевич Арабов несколько лет провел в экспедициях по области, отыскивая уникальные экспонаты в самых глухих деревеньках. В то время можно было уникальную икону отправить из Чердыни в пермскую галерею обычной посылкой – о чем свидетельствует штемпель на обратной стороне экспоната.

Обитель богов

Чтобы побывать во всех залах хранения, нужно обойти галерею сверху донизу: сначала спускаемся в подвал, где хранятся графика и живопись, затем, миновав коридор, который по виду своему вполне может претендовать на звание памятника старины, поднимаемся по каменным ступенькам в большое помещение на втором этаже. Здесь обнаруживаются изделия из фарфора и металла – вотчина хранителей декоративно-прикладладного искусства Вадима Геннадьевича Лыгина, зав. отделом Александры Ивановны Пестовой, Галины Серафимовны Кимваловой. Здесь же находим Галину Александровну Тихову, хранительницу светской и деревянной скульптуры – пермских богов.

А боги, как им и положено, «забрались» поближе к небу: именно здесь, под самой колокольней, находится хранилище деревянной скульптуры. Чтобы попасть в эту обитель, поднимаемся по коварным крутым ступенькам наверх: нам холодно, а скульп­турам – в самый раз. Но как только открывается массивная железная дверь, о температуре сразу забываешь. Эта комната больше других похожа на экспозиционный зал: каждая скульптура знаменитой коллекции открыта взгляду, который невольно останавливается на двуцветных богах, отмытых лишь с одной стороны, и ангелах, которые, словно раненные, лежат с перевязанными головами или руками. Большинство скульптур привезено сюда еще в период Н.Н. Серебренникова, и в наши дни коллекция пополняется недавно обнаруженными экспонатами. Так, в галерее гордятся небольшой фигуркой святого Николая, привезенной шесть лет назад в достаточно хорошем состоянии.

А недавно произошел и вовсе удивительный случай: женщина подарила галерее скульптуру ангела, в молодости по оказии привезенную мужем из какого-то колхоза и тридцать лет хранившуюся в семье. Сегодня это очень большая редкость, чтобы человек не продал, а подарил вещь музею. Но люди решили: раз вещь не их, она должна обрести новый дом именно в галерее. Потому что галерея – это не на десять, и даже не на двадцать лет. Это на века.

Наталья Смольковская.


← Назад


ИЗДАНИЯ
Лечебный телегид
Пермь спортивная
Известия
МК в Перми
Новости культуры. Пермь
Вечерняя Пермь
Советский спорт
Советский спорт. Футбол
Новости районов
Образование: Пермский край
Парламентская газета
Мир новостей
РУБРИКИ
Proчтение
Афиша
Взлет
Выставка
Гастроли
Глазами очевидца
Имя
За кулисами
Колонка редактора
Конкурс
Ликбез
Наш выбор
Отдохни!
Поиск
Праздник
Премьера
Ретро
Событие
Тема недели
Феномен
Фестиваль
© 2010 ООО Медиакомпас
Почтовый адрес: 614070, г. Пермь, ул. Крупской, 40.
Телефоны: (342) 281-95-76, 282-54-22, 282-54-55.

Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.