Новости культуры  Вернуться на главную страницу
Архив
Режим поиска:
и или

ИНТЕРЕСНОЕ
ПАРТНЕРЫ


Новости культуры. Пермь
22.11.2007
МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ


Современное искусство (англ. – contemporary art), – искусство, созданное в недавнем прошлом и в настоящее время. На данный момент времени современным искусством считают произведения, созданные в период с 1970-х по нынешний день. 1970 год является поворотным пунктом в истории искусства по двум причинам. Первое – это год возникновения терминов «постмодерн» и «постмодернизм». Во-вторых, 1970 год – последняя веха, до которой художественные движения было относительно легко классифицировать. Художников, работающих в данное время, больше, а арсенал средств и технических возможностей шире. Еще одной особенностью искусства последних тридцати лет является его социальная ориентированность, более ярко выраженная, чем в предыдущие эпохи. В русском языке используется также термин «актуальное искусство», который не тождественен по смыслу термину «современное искусство». Актуальное искусство быстро устаревает, становясь частью истории современного искусства XX или XXI столетия. Во многом участники арт-процесса в России наделяют определение «актуальное искусство» смыслом, который в свое время приписывался авангардизму (новаторство, радикальность, использование новых техник и приемов).

Материал из Википедии – свободной энциклопедии

Шок и эпатаж по-пермски

Спорить о современном искусстве, зачастую таком фривольном или вызывающем, можно бесконечно. В большинстве случаев мы его либо понимаем и нам оно нравится, либо нет. Но не стоит забывать, что, к примеру, в детстве мы терпеть не могли «взрослые», заумные фильмы и никогда не променяли бы на них яркие и веселые мультсериалы. Сейчас же, выросши, набравшись опыта и знаний, те «взрослые» и заумные фильмы открываем для себя по-новому: мы стали их понимать, а вместе с тем и любить. Так же дело обстоит и с современным искусством – нам оно чужое только потому, что пока мы его не понимаем. Не зря ведь существует аксиома, что «великие художники идут на шаг вперед современников». Поэтому стоит лишь хоть чуть-чуть уловить направление мыслей и предчувствий автора, как его работы заиграют для нас новыми красками. Кроме того, в Перми есть все условия для того, чтобы улавливать и постигать, ведь уже полгода существует центр современного искусства в ЦК им. Солдатова.

Внешний эпатаж или мощная идея?

Идея создания Арт-центра в нашем родном городе давно витала в воздухе и занимала умы пермских деятелей искусства. Так, плодотворный и нередко эпатирующий публику своими смелыми замыслами и авангардными проектами Юрий Лапшин не раз размышлял, как же воплотить эту идею в жизнь. И вот 1 апреля 2007 года эта мечта наконец стала реальностью – Арт-центр открыт и успешно функционирует на базе ЦК им. Солдатова.

Его задачи – содействовать творческой деятельности художников, проводить исследования в области теории и практики современного искусства, организовывать выставки и всеми средствами делать актуальное искусство популярным среди пермяков. Этот уникальный центр, аналогов которому пока не существует в Перми, работает как комплексный выставочный зал, в котором публике представляются работы художников Пермского края по всем направлениям искусства: живопись, графика, фотография, скульптура больших и малых форм, архитектура. В проекте принимают участие как широко известные в крае, так и начинающие художники.

По словам арт-директора, которым выступил Юрий Лапшин, в центре будет проводиться множество интересных проектов.

Без проблем, конечно, никогда ничего не бывает. Все, что задумано, сделать невозможно. Пока это локальная история, которая держится на нескольких людях, работающих практически бесплатно, на энтузиазме. Официально в штате всего четыре человека – арт-директор, его заместитель и двое дежурных. Так что работа предстоит просто огромнейшая.

Несмотря на все трудности, за время существования Арт-центра в нем прошло не меньше восьми выставок. Но выставка – это не самоцель. Проще всего в сложившейся ситуации сделать именно выставку. Но для того чтобы двигаться дальше, необходимо сделать так, чтобы вокруг всего этого образовалось какое-то поле, на котором было бы интересно играть и зрителям, и участникам, и неким третьим, четвертым, пятым силам, которые трудно обозначить какими-то конкретными словами. Вокруг должны образовываться круги и стремиться в центр. Сейчас эту проблему частично решают отдельные точки (теперь их принято называть точками роста), которые возникают на уровне глобальных проектов, например, таких как «Пермь – культурная столица». Эти точки должны стать не точками, а центрами, где будут объединены усилия людей, которым Бог послал или сама жизнь подсказала творческий путь. Музыка, театр, живопись – все это должно соединиться в единые потоки. Только тогда можно будет говорить о существовании центра современного искусства. Такого, где видеоарт, кино, инсталляции, перфомансы и т.п. соединены и формируют некое поле, где человек может рассказать свою историю...

К сожалению, то, что сейчас называется современным искусством, часто принимает малопрофессиональные формы. За внешним эпатажем скрывается отсутствие мощной идеи, которая внутри должна быть. Поэтому сейчас практически не существует жанровой картины. А видеоарт, который пришел не так давно, только частично решает задачи со­временного способа демонстрации художественного объекта. Он не может окончательно заменить графический лист или скульптуру, не может заменить ручную работу. Такие противоречия совершенно объективно сейчас существуют».

Разумеется, со временем эти противоречия будут решены, зато сейчас они служат добрую службу в исканиях новых форм и способов художественного выражения.

Нам же пока остается довольствоваться лишь отдель­ными проектами и выставками, которые Центр современного искусства представляет с завидным постоянством.

Впереди нас ожидают зимние фантазии, «Кривое зеркало клубной жизни», выставка от центра на «Арт-Перми» и многое другое.

Стоит отметить, что все мероприятия организованы так, что зритель может свободно общаться с авторами работ, что позволяет ему настроиться на волну художника и посмотреть на картины другими глазами, понять, что же все это на самом деле значит. Именно после такой совместной работы, с каждым разом все глубже, получается погрузиться в сложный мир современного пермского искусства, во всех его проявлениях и разновидностях.

Искусство умерло, да здравствует искусство?!

Наш эксперт Михаил Сурков, директор «Гид-галереи», начиная с 90-х годов организовал в Перми массу художественных проектов, среди которых группа «Не художники», «Е-галерея», галерея «Новый русский реализм», напоминает, что центр современного искусства – это не помещение, а люди, которые им занимаются. И такие в Перми есть:

–У них нет единой площадки, определенной структуры, но ведь в Москве тоже нет единого центра – их несколько. Есть Музей современного искусства, есть ГЦСИ Леонида Бажанова, совершенно индивидуальная структура, есть «Винзавод», который тоже можно назвать центром современного искусства, если понимать центр как некое сосредоточение, как кластер. В Перми же нет именно этого кластера – места, где бы искусство варилось, где бы оно создавалось. Нет такого места, где люди могли бы обмениваться между собой идеями и т. п. Существует, правда, в Мотовилихинском районе, рядом с цирком, некая арт-группа «Куб». Разве что ее можно назвать единственным существующим в городе арт-кластером… Но, несмотря на то что в Перми отсутствует единый центр актуального искусства, у нас есть такая ярмарка, как «Арт-Пермь». И она вполне может объединять силы, занимающиеся современным искусством в регионах России, потому что столичная «Арт-Москва» очень дорогая для регионов и на нее не в состоянии приехать люди. А наша «Арт-Пермь» доступна, и нынешняя ярмарка, я надеюсь, будет как раз прямым тому доказательством.

– Вы согласны с тем, что в Перми у культурной общественности очень консервативный вкус, поэтому современное искусство особо не пользуется популярностью?

– Современное искусство по определению своему актуально. Оно пользуется тем, что окружает человека в данный период времени. И понятие, насколько актуально это искусство, зависит исключительно от его качества. Если оно актуально – оно современно. А если оно неактуально – оно несовременно. Что касается зрителя – в структуре современного искусства он участник, в отличие от искусства традиционного, в котором не происходит диалога между автором и публикой. В актуальном же искусстве зритель заранее учитывается и внесен в контекст – искусство состоится в симбиозе между ним и художником. Поэтому говорить о том, насколько современное искусство нужно – не нужно, нельзя. Тут уже другими категориями необходимо оперировать.

– Скажите, а какова специфика пермского актуального искусства на фоне мировых тенденций?

– Тут следует отметить даже не особенность пермских художников, а некую особенность места. Пермь – это большой разросшийся Егошихинский завод, где «печать на выезд» потеряна. Эта территория имеет такую структуру, что она затягивает художников, и они варятся в собственном соку только за счет энергетики этого места. Ее вполне может хватить, но художник по-настоящему растет и развивается только в открытой системе. И пока мы находимся в такой замкнутой системе, соответственно, не может быть речи об определенном развитии. Но ситуация меняется, приходят новые люди, возникают новые галереи, новые идеи. Так что не все так плохо с современным искусством в Перми, как кажется на первый взгляд, нужно просто знать места. Они не явные, но они есть. Кроме того, у нас есть одно огромное преимущество – Пермская государственная художественная галерея, ведущий региональный музей в стране. Уровень коллекции, хранящейся в ней, – это мини-Эрмитаж. Поэтому если ПГХГ будет заниматься современным искусством, то со временем ситуация поменяется в лучшую сторону.

CONTRA

Можно ли считать современное искусство искусством в прямом смысле этого слова? Например, что такого особенного, красивого и эстетичного в прямоугольном железном каркасе, к одному из углов которого прикреплены гипсовые кисти рук? Почему это нечто ставят посреди зала, а люди платят за билет, смотрят, восхищаются и вчитываются в биографию автора? Не из-за того ли, что автор этот хорошо разрекламирован как герой нашего времени? Сомнительные вещи благодаря умелому пиару, а также пробивной способности и самоуверенности художника заставляют людей поверить в то, что перед ними шедевр. Все это похоже на продажу воздуха.

Разумеется, время очистит зерна от плевел, а жернов истории произведет отбор истинных произведений искусства, но почему тогда сейчас бездарность нам навязывают как гениальность?

Великие художники идут на шаг вперед современников. Великие бизнесмены выдают себя за живых классиков...

В прежние времена такого разгула цинизма просто не существовало: за это можно было попасть в места не столь отдаленные. А что теперь? Если ты бездельник (да еще и бездельник с принципами), то тебе прямая дорога в современное искусство. Консервную банку на улице подобрал, поставил на табуретку, обклеенную газетами, положил рядом дужку от очков – пожалуйста, готов перфоманс. Кусок жвачки в руках помял, пару раз надкусил, чтобы отпечатки зубов остались, дегтем вымазал – вот и нонконформизм. Для авангарда того проще – берете холст, краску, чернила, можно еще косметики декоративной, выливаете одно на другое, размазываете все голыми пятками, ушами, языком – да чем угодно, лишь бы не руками, – вот и готов авангард! Можно использовать не только свое тело, но и любые другие предметы – зубную щетку или искусственную розу, к примеру, лишь бы было неожиданно. Вот вам и сюрреализм получился. Такое ощущение, что художники просто делают все, что им в голову взбредет, особо не задумываясь над смыслом, ведь главное, чтобы было оригинально и ново. Никто за это не накажет. А может, даже наоборот, гением объявят… Искусство от бездельников и грамотных пиарщиков к глупцам и легко поддающимся внушению массам.

PRO

Человеку, не понимающему и не желающему понять другого, проще назвать того глупцом, нежели хоть на мгновение задуматься над чужими словами. Так и в со­временном искусстве: многие не воспринимают его серьезно, называя пустышкой, бессмысленностью, бездарностью… Но вспомним, что в свое время и произведения импрессионистов хотели уничтожить за неимением «художественной ценности и из‑за спорной принадлежности к понятию «искусство». Теперь же за эти работы люди готовы выкладывать миллионы. Поэтому называть современное искусство ширпотребом по меньшей мере недальновидно. Как бы потом не было обидно…

Стоит отметить, что альфой и омегой актуального искусства являются ясность и доступность – художники обращаются к нам не свысока, а на равных. И это следует оценить. Нельзя же все время смотреть на искусство снизу вверх – голова рано или поздно закружится.

Новое время предоставляет новые материалы, а новые материалы – новые формы. У художника кроме кистей и красок есть полиэстер, шлифовальная шкурка, фото- и видеокамера, коврик и мышка, Photoshop, в конце концов! Ожидать можно каких угодно выкрутасов. Разве его за это можно судить? Сами вспомните, как по-ребячески радовались, когда приобретали какую-нибудь новинку, и везде-то ее хотелось применить, со всех сторон изучить, на все кнопочки нажать, все функции испробовать... А теперь представьте себе художника, который всегда остается по-детски впечатлительным и любознательным, – само собой разумеющееся, что он найдет куда больше применений этой новой штуковине и вследствие экспериментов и своего творческого чутья произведет на свет нечто необычное, доселе никем не делаемое.

Актуальное искусство создается для активного зрителя, зрителя-соавтора, которому достаточно только намека – и он сам начнет творить. А что касается упрека «непонятно, кто творит, а кто дурит публику», так ведь настоящих художников во все времена нужно было уметь отличать от тех, кто просто желает славы и наживы. Мастеров своего дела, гениев нужно искать, а не бессмысленно гадать о будущем искусства.


Эмили Фриман.


← Назад


ИЗДАНИЯ
Лечебный телегид
Пермь спортивная
Известия
МК в Перми
Новости культуры. Пермь
Вечерняя Пермь
Советский спорт
Советский спорт. Футбол
Новости районов
Образование: Пермский край
Парламентская газета
Мир новостей
РУБРИКИ
Proчтение
Афиша
Взлет
Выставка
Гастроли
Глазами очевидца
Имя
За кулисами
Колонка редактора
Конкурс
Ликбез
Наш выбор
Отдохни!
Поиск
Праздник
Премьера
Ретро
Событие
Тема недели
Феномен
Фестиваль
© 2010 ООО Медиакомпас
Почтовый адрес: 614070, г. Пермь, ул. Крупской, 40.
Телефоны: (342) 281-95-76, 282-54-22, 282-54-55.

Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.