…Михаил перевел взгляд на ров с идолами. Во рву лежали в основном злые духи: Омоль, придумавший холод и голод, ведьма Йома, суровый лесной мужик Комполен, водяной Вакуль, пожиратель утопленников, и прочие кули-дьяволы…Михаил присмотрелся и вздрогнул: среди черных чудовищ стоял, покосившись, и резной Христос, выломанный Ионой из часовни.
– Како же Володимер Креститель высек Перуна, тако же и я высеку идолов! – провозгласил Иона.
Он очутился у рва и звучно хлестнул плетью по идолам. Плеть гуляла по деревянным глазам, ртам, рукам, туловищам. После каждых трех-пяти ударов Иона властно протягивал назад руку, и монахи совали ему факел, подожженный от церковной свечи. Иона швырял факел в ров и шагал дальше.
И вдруг плеть полоснула по Христу, сломав ему ладонь у лица. Иона задержался, с остервенением лупцуя Христа, а тот, безрукий, уже не мог защититься и покорно подставлял впалые щеки. Какое-то нехорошее чувство заворочалось в душе у князя. Он прищурился. Иона орудовал его плетью, всегда висевшей на стене в горнице. «Вот и пусти в дом праведника…» – подумал Михаил и первым, не скрываясь, поднялся с колен.
Алексей Иванов. Сердце Пармы
За давностью лет
Русская православная скульптура – когда-то явление распространенное и любимое нашими предками: в православии храмовая деревянная скульптура известна с XII века – самые ранние свидетельства относятся еще к эпохе киевской Руси. Более плоскостная и условная, чем европейская, православная храмовая скульптура сегодня воспринимается широкой публикой как нечто исключительное – в отличие от всем известных традиционных православных икон. Причины такого несправедливого «забвения» объяснимы. Во-первых, деревянные скульптуры хуже сохранились, и сейчас их только-только начинают исследовать: музеи собирают коллекции на наших глазах, например, в Красноярске, Тобольске, Иркутске (в скобках заметим, что пермская коллекция благодаря усилиям местных энтузиастов начала формироваться уже с 20-х годов и получила основательную научную разработку и широкую известность). Во-вторых, объемная скульптура с петровского времени подвергалась преследованием и частичному уничтожению. А после революции погибло неимоверное количество скульптур: богов вытаскивали из церквей и сжигали прямо на площадях или рубили на дрова…
В храме
Первое письменное упоминание о деревянной резьбе в Прикамье принадлежит М.Кайсарову, который зафиксировал наличие деревянных скульптур в местных церквях еще в начале XVII века. Отношение к ним было особое – причем таким оно и осталось до 20-х годов прошлого века, когда отцы-основатели пермской галереи – Николай Серебренников и Александр Сыропятов – стали отправляться в свои первые экспедиции.
Простые неграмотные мужики часто не ощущали разницы между божеством и его изображением. Обычно церковные обряды: крещение, венчание, отпевание – завершались поклонением статуе и приношением ей денег, обуви, холста, полотенец и пищи, а после служб для исцеления прикладывались к статуям больными местами. Прихожане верили, что, стоит погрызть деревянные изображения святых, уйдет зубная боль. Верили, что скульптура, перенесенная из одной церкви в другую, сама может вернуться назад. Верили, что по ночам изваяния бродят по домам в поисках пищи. Верили, что боги изнашивают в год по нескольку пар обуви. Именно поэтому резчики-пермяки обязательно с особым старанием «надевали» толстую обувь на дубовые изображения Николы Можайского или Иисуса Христа.
Обычно в пермских храмах боги располагались в специальных слабо освещенных помещениях, так называемых темницах. Как свидетельствовал тот же Серебренников, пермяки, увидевшие изваяние при ярком свете галереи, не желали верить, что именно этому богу они поклонялись в церкви. Однако оставшиеся с того времени, когда от слабого света лампад боги хмурились или улыбались, сказания и легенды не забылись со временем – некоторые из них обросли новыми подробностями. Да и кто из пермяков не слышал о том, по ночам пермские боги бродят по галерее?! Поневоле задумаешься, что это: памятник ваяния или что-то всерьез большее, чем просто произведение искусства.
Ожившие легенды
Пермская деревянная скульптура – это не только любопытный феномен в искусствоведении и сакральной культуре, но еще и самобытные произведения, вокруг которых сложилось много легенд. Многие и сейчас уверены, что они живут своей особой жизнью, и именно поэтому, например, неадекватно реагируют на фото- и киносъемку.
Ольга Михайловна Власова, занимающаяся древнерусским искусством как исследователь с 1965 года (момента своего прихода в галерею) и возглавляющая ныне отдел отечественного искусства ПГХГ, сама была в молодости «загипнотизирована» Саваофом Домнина:
– Это порождение нашей фантазии, которую будит сама замечательная скульптура. Она очень человечна, но загадочна, осенена древностью, поэтому у каждого свое восприятие этих уникальных памятников. Истории идут еще со времен бытования этой скульптуры в храмах, с легенд, записанных еще Николаем Николаевичем Серебренниковым, а что-то уже у наших сотрудников: наши дежурные слышали звуки шагов, непонятные скрипы и шорохи… Это хорошо, просто замечательно, значит, скульптура действительно «живет».
В пермской галерее скульптура рассматривается в разных аспектах, в том числе вплетается в историю русского искусства. И выясняется, что аналогии пермским богам можно найти по всей России: у древнейших скульптур самые близкие параллели с московскими образцами, а у созданных в новое время много общего с нижегородской пластикой. И все же невооруженным глазом видно, если в Нижнем Новгороде – нижегородское барокко, у нас – пермское. Так же – с классицизмом или реализмом и другими «большими стилями».
Но тут мы подходим к самому интересному: уникальность пермской скульптуры в том, что она имеет свое лицо, свои черты, главные из которых – монументальность, серьезность, высота образов и очень высокий профессионализм: видно, что работали большие мастера. Можно посмотреть, например, на тоже хорошо сохранившуюся прибалтийскую – литовскую, латышскую – скульптуру: она все-таки более примитивно, грубо, обобщенно исполнена. А у пермских мастеров – отточенные приемы, переходящие из века в век. Это видно и по внешнему виду, и по технологии, это очень высокое храмовое искусство, ничуть не уступающее иконописи.
В ПГХГ самые ранние памятники датируются XVII-XVIII веками: и здесь она следует традиционному вектору. Однако в более позднее время, когда появляется много скульптур в самых разных регионах страны, именно пермское зодчество обращает на себя внимание своими европейскими чертами, что видно по утонченности пластики. Еще Н.Н. Серебренников писал о том, как много в то время на земле пермской было епископов из южнорусских земель: литовцев, поляков, белорусов. Они, естественно, притягивали сюда своих мастеров, творивших по известным им образцам, но совершенно нетипичным для нашей земли: сохраняя свою православную сущность, скульптура обрастала европеизированными чертами.
Христос в темнице
Одним из самых ярких событий последних лет в пермской галерее стало открытие отреставрированного памятника «Христос в темнице», длительное время не находившегося в экспозиции. Этот уникальный комплекс из поселка Пашия Горнозаводского района – скульптура «Христос в темнице» – «страстной» сюжет, может быть, самый популярный в русской скульптуре нового времени. Памятник из Пашии – быть может, самое потрясающее среди всех произведение не только благодаря своим высоким художественным достоинствам, но и потому, что здесь сохранился весь комплекс: «темница» с орнаментальной резьбой и ангелами и херувимами.
Процесс реконструкции скульптуры Христа в темнице продолжался около семи лет и завершился в 2005 году мастерами из московского Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. академика И.Э. Грабаря. Силами одной пермской галереи совершить реставрацию было невозможно: в штате галереи всего один реставратор – естественно, его времени не хватает на всю коллекцию. А вся коллекция – это 370 уникальных экспонатов, большинство из которых пока не приведены в порядок и ждут своего часа.
Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.