Новости культуры  Вернуться на главную страницу
Архив
Режим поиска:
и или

ИНТЕРЕСНОЕ
ПАРТНЕРЫ


Новости культуры. Пермь
13.11.2007
Пермские боги


…Михаил перевел взгляд на ров с идолами. Во рву лежали в основном злые духи: Омоль, придумавший холод и голод, ведьма Йома, суровый лесной мужик Комполен, водяной Вакуль, пожиратель утопленников, и прочие кули-дьяволы…Михаил присмотрелся и вздрогнул: среди черных чудовищ стоял, покосившись, и резной Христос, выломанный Ионой из часовни.

– Како же Володимер Креститель высек Перуна, тако же и я высеку идолов! – провозгласил Иона.

Он очутился у рва и звучно хлестнул плетью по идолам. Плеть гуляла по деревянным глазам, ртам, рукам, туловищам. После каждых трех-пяти ударов Иона властно протягивал назад руку, и монахи совали ему факел, подожженный от церковной свечи. Иона швырял факел в ров и шагал дальше.

И вдруг плеть полоснула по Христу, сломав ему ладонь у лица. Иона задержался, с остервенением лупцуя Христа, а тот, безрукий, уже не мог защититься и покорно подставлял впалые щеки. Какое-то нехорошее чувство заворочалось в душе у князя. Он прищурился. Иона орудовал его плетью, всегда висевшей на стене в горнице. «Вот и пусти в дом праведника…» – подумал Михаил и первым, не скрываясь, поднялся с колен.

Алексей Иванов. Сердце Пармы

За давностью лет

Русская православная скульптура – когда-то явление распространенное и любимое нашими предками: в православии храмовая деревянная скульптура известна с XII века – самые ранние свидетельства относятся еще к эпохе киевской Руси. Более плоскостная и условная, чем европейская, православная храмовая скульптура сегодня воспринимается широкой публикой как нечто исключительное – в отличие от всем известных традиционных православных икон. Причины такого несправедливого «забвения» объяснимы. Во-первых, деревянные скульптуры хуже сохранились, и сейчас их только-только начинают исследовать: музеи собирают коллекции на наших глазах, например, в Красноярске, Тобольске, Иркутске (в скобках заметим, что пермская коллекция благодаря усилиям местных энтузиастов начала формироваться уже с 20-х годов и получила основательную научную разработку и широкую известность). Во-вторых, объемная скульптура с петровского времени подвергалась преследованием и частичному уничтожению. А после революции погибло неимоверное количество скульптур: богов вытаскивали из церквей и сжигали прямо на площадях или рубили на дрова…

В храме

Первое письменное упоминание о деревянной резьбе в Прикамье принадлежит М.Кайсарову, который зафиксировал наличие деревянных скульптур в местных церквях еще в начале XVII века. Отношение к ним было особое – причем таким оно и осталось до 20-х годов прошлого века, когда отцы-основатели пермской галереи – Николай Серебренников и Александр Сыропятов – стали отправляться в свои первые экспедиции.

Простые неграмотные мужики часто не ощущали разницы между божеством и его изображением. Обычно церковные обряды: крещение, венчание, отпевание – завершались поклонением статуе и приношением ей денег, обуви, холста, полотенец и пищи, а после служб для исцеления прикладывались к статуям больными местами. Прихожане верили, что, стоит погрызть деревянные изображения святых, уйдет зубная боль. Верили, что скульптура, перенесенная из одной церкви в другую, сама может вернуться назад. Верили, что по ночам изваяния бродят по домам в поисках пищи. Верили, что боги изнашивают в год по нескольку пар обуви. Именно поэтому резчики-пермяки обязательно с особым старанием «надевали» толстую обувь на дубовые изображения Николы Можайского или Иисуса Христа.

Обычно в пермских храмах боги располагались в специальных слабо освещенных помещениях, так называемых темницах. Как свидетельствовал тот же Серебренников, пермяки, увидевшие изваяние при ярком свете галереи, не желали верить, что именно этому богу они поклонялись в церкви. Однако оставшиеся с того времени, когда от слабого света лампад боги хмурились или улыбались, сказания и легенды не забылись со временем – некоторые из них обросли новыми подробностями. Да и кто из пермяков не слышал о том, по ночам пермские боги бродят по галерее?! Поневоле задумаешься, что это: памятник ваяния или что-то всерьез большее, чем просто произведение искусства.

Ожившие легенды

Пермская деревянная скульптура – это не только любопытный феномен в искусствоведении и сакральной культуре, но еще и самобытные произведения, вокруг которых сложилось много легенд. Многие и сейчас уверены, что они живут своей особой жизнью, и именно поэтому, например, неадекватно реагируют на фото- и киносъемку.

Ольга Михайловна Власова, занимающаяся древнерусским искусством как исследователь с 1965 года (момента своего прихода в галерею) и возглавляющая ныне отдел отечественного искусства ПГХГ, сама была в молодости «загипнотизирована» Саваофом Домнина:

– Это порождение нашей фантазии, которую будит сама замечательная скульптура. Она очень человечна, но загадочна, осенена древностью, поэтому у каждого свое восприятие этих уникальных памятников. Истории идут еще со времен бытования этой скульптуры в храмах, с легенд, записанных еще Николаем Николаевичем Серебренниковым, а что-то уже у наших сотрудников: наши дежурные слышали звуки шагов, непонятные скрипы и шорохи… Это хорошо, просто замечательно, значит, скульптура действительно «живет».

В пермской галерее скульптура рассматривается в разных аспектах, в том числе вплетается в историю русского искусства. И выясняется, что аналогии пермским богам можно найти по всей России: у древнейших скульптур самые близкие параллели с московскими образцами, а у созданных в новое время много общего с нижегородской пластикой. И все же невооруженным глазом видно, если в Нижнем Новгороде – нижегородское барокко, у нас – пермское. Так же – с классицизмом или реализмом и другими «большими стилями».

Но тут мы подходим к самому интересному: уникальность пермской скульптуры в том, что она имеет свое лицо, свои черты, главные из которых – монументальность, серьезность, высота образов и очень высокий профессионализм: видно, что работали большие мастера. Можно посмотреть, например, на тоже хорошо сохранившуюся прибалтийскую – литовскую, латышскую – скульптуру: она все-таки более примитивно, грубо, обобщенно исполнена. А у пермских мастеров – отточенные приемы, переходящие из века в век. Это видно и по внешнему виду, и по технологии, это очень высокое храмовое искусство, ничуть не уступающее иконописи.

В ПГХГ самые ранние памятники датируются XVII-XVIII веками: и здесь она следует традиционному вектору. Однако в более позднее время, когда появляется много скульптур в самых разных регионах страны, именно пермское зодчество обращает на себя внимание своими европейскими чертами, что видно по утонченности пластики. Еще Н.Н. Серебренников писал о том, как много в то время на земле пермской было епископов из южнорусских земель: литовцев, поляков, белорусов. Они, естественно, притягивали сюда своих мастеров, творивших по известным им образцам, но совершенно нетипичным для нашей земли: сохраняя свою православную сущность, скульптура обрастала европеизированными чертами.

Христос в темнице

Одним из самых ярких событий последних лет в пермской галерее стало открытие отреставрированного памятника «Христос в темнице», длительное время не находившегося в экспозиции. Этот уникальный комплекс из поселка Пашия Горнозаводского района – скульптура «Христос в темнице» – «страстной» сюжет, может быть, самый популярный в русской скульптуре нового времени. Памятник из Пашии – быть может, самое потрясающее среди всех произведение не только благодаря своим высоким художественным достоинствам, но и потому, что здесь сохранился весь комплекс: «темница» с орнаментальной резьбой и ангелами и херувимами.

Процесс реконструкции скульптуры Христа в темнице продолжался около семи лет и завершился в 2005 году мастерами из московского Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. академика И.Э. Грабаря. Силами одной пермской галереи совершить реставрацию было невозможно: в штате галереи всего один реставратор – естественно, его времени не хватает на всю коллекцию. А вся коллекция – это 370 уникальных экспонатов, большинство из которых пока не приведены в порядок и ждут своего часа.

Наталья Смольковская


← Назад


ИЗДАНИЯ
Лечебный телегид
Пермь спортивная
Известия
МК в Перми
Новости культуры. Пермь
Вечерняя Пермь
Советский спорт
Советский спорт. Футбол
Новости районов
Образование: Пермский край
Парламентская газета
Мир новостей
РУБРИКИ
Proчтение
Афиша
Взлет
Выставка
Гастроли
Глазами очевидца
Имя
За кулисами
Колонка редактора
Конкурс
Ликбез
Наш выбор
Отдохни!
Поиск
Праздник
Премьера
Ретро
Событие
Тема недели
Феномен
Фестиваль
© 2010 ООО Медиакомпас
Почтовый адрес: 614070, г. Пермь, ул. Крупской, 40.
Телефоны: (342) 281-95-76, 282-54-22, 282-54-55.

Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.