Проект под нескромным названием «Песни нашего века» (кстати, это название появилось не в момент создания коллектива, а гораздо позже, в шумных дискуссиях, и окончательный вариант, как утверждают некоторые участники, придумал небезызвестный Олег Митяев) собрал самых популярных и заслуженных бардов со всей страны; сразу стало понятно, что это будет по-настоящему народный коллектив. Проект действительно оказался эпохальным – «Песни нашего века» не только вернули угасший было зрительский интерес к авторской песне, но и, представьте себе, интегрировали ее в шоубизнес. О последнем факте красноречиво свидетельствуют многочисленные и вполне коммерчески успешные диски как собственно «Песен нашего века», так и сольных альбомов его участников. Еще одно доказательство того, что «Песни нашего века» – это действительно эпоха и в истории авторской песни, – полные залы на пермских концертах «Песен нашего века под музыку Берковского».
С тех пор как «Песни нашего века» собрались – а случилось это целых девять лет назад, – решающее слово было всегда за его художественным руководителем – известнейшим бардом Виктором Берковским. Два года назад художественного руководителя не стало. Артисты вспоминают об этой утрате на каждом концерте: не стало не только его удивительного, ни на что не похожего мощного голоса, не стало замечательного человека: «Он не был членом Союза композиторов, он никогда не был лауреатом официальных премий и званий, он просто сочинял музыку – песни, которые пела, поет и будет петь вся страна. Берковский был профессором Института стали и сплавов, часто выезжал на металлургический комбинат, и это его очень раздражало. Что не мешало ему писать удивительные песни о морях и приключениях».
Вспоминают барды и о том как, казалось бы еще совсем недавно, они собирались узким кругом на тесных маленьких кухнях, где молодые длинноволосые мальчишки, только что взявшие в руки гитару, стремясь понравиться девчонкам, пели «про лошадей» и песни с более длинными названиями, например, «Божественную субботу, или Рассказ о том, как нам однажды в гостинице «Астория» в Ленинграде не было куда торопиться»...
Издержки XXI века
Во время последнего визита в Пермь с нами поговорил харизматичный участник коллектива Вадим Мищук, кстати, он же – один из самых «продаваемых» артистов «ПНВ»:
– Нам уже девять лет, но все это время у нас есть какие-то свои проекты, помимо «Песен нашего века». Что не мешает совместному творчеству.
– Сколько, по-вашему, еще проживет бардовская, авторская песня?
– Сколько мы все живем, столько она и проживет! Могилу ей еще не вырыли, я вас уверяю.
– Я обратила внимание на то, что в зале были дамы, пришедшие со своими совсем маленькими детьми, явно дошколятами. Когда вот это поколение вырастет, ему будет интересна авторская песня?
– Да будет, будет. Понимаете, пока в мире есть акустическая гитара, всегда будет существовать авторская песня.
– А если акустическая гитара тоже канет в Лету?
– Нет, такого не произойдет. Хотя бы потому, что это самый доступный, если хотите – демократичный, инструмент для любого народа. Вот освоить, например, баян или аккордеон – это тяжело, не каждый дойдет до конца. А гитара? Взял на ней два аккорда – и все, ты король подъезда! Да и носить с собой удобно, в отличие от того же баяна. В компанию, опять же, в лес, на дачу куда-нибудь электрогитару не взять – со шнурами и колонками долго не натаскаешься.
– Вы считаете, что и под два-три аккорда песни, которые вы только что исполнили, будут «звучать»?
– Ну, не так, конечно… Но за душу все равно брать будет.
– Однако и вы, при всей высказанной вами на концерте крайней нелюбви к мобильным телефонам, кое в чем следуете за прогрессом – используете электронный контрабас.
– Да, многие из нас используют на сольных дисках разные электрические «примочки». Не в ущерб сути авторской песни. И вообще, «настоящий» контрабас с собой не натаскаешься! Поэтому наш контрабасист выпросил себе электронный. По технической необходимости – так для звука проще. Ничего страшного, просто издержки XXI века.
– На сцене выступать вдевятером и при этом быть гармоничной творческой единицей тяжело. Над имиджем думаете?
– Ничего специально продуманного. Кстати, откроем тайну: главное седое оранжевое пятно, что вы видели сегодня на сцене, с детства категорически не признает пиджаки – у него на них настоящая аллергия!
Хранители истории
«Оранжевым пятном на сцене» являлся Александр Мирзаян – одно из всем известных лиц Первого канала, ведущий «Доброго утра», а по совместительству – «самый главный, самый умный и, в общем, самый красивый артист «Песен нашего века» (именно так нам представили его коллеги). Действительно, говорить «доброе утро» всей стране он тоже предпочитает исключительно в уютных свитерах.
– Что самое главное в этих песнях, чем они уникальны?
– Эти песни хранят нашу историю. Эти песни строят нацию. Не зря греки называли нацию хором – что поём, в то и превращаемся.
– Но для вас они являются не только таким своеобразным учебником истории, а наверняка с авторской песней вас связывают глубоко личные переживания.
– Мы выросли на этих вещах, эти песни были нашими колыбельными, которые нас учили жизни. Но нам их не навязывали. Отнюдь. Мы их «открывали» сами, и открывали в них самих себя. Эти песни – вовсе не для развлечения. Это было настоящее обретение себя, своей истинной сущности, сущности окружающего мира. Как говорили древние, «государство строят император и певец». Древние вообще очень серьезные вещи про песни говорили. Вот, например, Дамон, учитель Платона, написал: «Песня может созидать, песня может разрушать, песня может исцелять, песня может ввергать в безумие, песнопение влечет за собой изменение в государственном устройстве». Представляете, как говорили про песню древние? Это было строительство определенной общности.
– Если бардовская песня была для вас своеобразной колыбельной, то что вы стали слушать, когда повзрослели, какую музыку вы слушаете сейчас? Меня особенно заинтересовало ваше высказывание о том, что песни могут разрушать, – можете привести пример песен, которые сейчас разрушают наше общество?
– Поп-музыка, рок‑музыка. И об этом не только я говорю, но и сегодняшние биологи и нейробиологи, которые доказали, насколько сложные нейробиологические процессы протекают в человеческой голове. Классическая музыка развивает восприятие клеток мозга. А музыка с жестким ритмом строит их под одну гребенку, тем самым нарушая восприятие.
Вот вы знаете, что Ватикан назван так в честь холма, на котором он стоит. Который, в свою очередь, так назван по имени древнеримского бога, поющего и создающего мир. Именно этот бог в древнем мире отвечал за построение речи, развитие ребенка. Разве это не удивительно?! Но, в то же время, абсолютно верно – песня и поэзия формируют язык, а следовательно, и мышление человека. Потому что язык – это строитель цивилизации. И на языке «гоп‑стопа» цивилизацию не построишь.
Энергия разрушения
– Ну а самый подходящий для этого дела язык, конечно же, русский…
– Спросите себя: откуда взялся великий русский язык? Это язык-переводчик: сначала его делали монахи, потом его делали полиязычные дворяне. Таким образом мы «насобирали» отовсюду невероятный язык. Два крупных академика, работающих в Нью-Йорке, Федор Богомолов и Юрий Магаршак, написали недавно совместную статью «Русский язык как язык будущей цивилизации». Этот язык наиболее подходит для сегодняшнего мира.
– Но язык любого народа стремится к упрощению – сокращению слов, имен, названий и т.д.
– Но это упрощение цивилизации, упрощение мышления. Все это очень непросто. Я сейчас читаю лекцию на эту тему.
– Где читаете?
– Везде, куда приглашают. Последняя была в МГУ. Могу в ваш госуниверситет приехать.
– И все‑таки не могу с вами согласиться, что, например, «ДДТ» или «Аквариум» могут так же негативно влиять на наше психическое состояние, как разнообразные «Фабрики»… Очень сложно их представить в одном ряду.
– Года три назад была передача с участием наших рокменов, в том числе и БГ, где они сами сказали, что рок – это такая серьезная разрушительная энергия. Я сам пишу роковые вещи, меня многие рок‑музыканты считают «своим». Но я-то, в отличие от обычных зрителей, даю себе отчет в том, к чему приведут меня эти вещи.
– Но разрушение может быть разное – в мире столько всего, что стоило бы разрушить.
– Весь фокус в том, что песня должна вести к высокой поэзии. Иначе она не ведет никуда. Ни рок, ни поп‑культура старую классическую поэзию не привлекают, и получается отдельная культура. А столбовая дорога – это все равно авторская песня.
Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.