Новости культуры  Вернуться на главную страницу
Архив
Режим поиска:
и или

ИНТЕРЕСНОЕ
ПАРТНЕРЫ


Новости культуры. Пермь
13.11.2007
Что поём, в то и превращаемся


Проект под нескромным названием «Песни нашего века» (кстати, это название появилось не в момент создания коллектива, а гораздо позже, в шумных дискуссиях, и окончательный вариант, как утверждают некоторые участники, придумал небезызвестный Олег Митяев) собрал самых популярных и заслуженных бардов со всей страны; сразу стало понятно, что это будет по-настоящему народный коллектив. Проект действительно оказался эпохальным – «Песни нашего века» не только вернули угасший было зрительский интерес к авторской песне, но и, представьте себе, интегрировали ее в шоу­бизнес. О последнем факте красноречиво свидетельствуют многочисленные и вполне коммерчески успешные диски как собственно «Песен нашего века», так и сольных альбомов его участников. Еще одно доказательство того, что «Песни нашего века» – это действительно эпоха и в истории авторской песни, – полные залы на пермских концертах «Песен нашего века под музыку Берковского».

С тех пор как «Песни нашего века» собрались – а случилось это целых девять лет назад, – решающее слово было всегда за его художественным руководителем – известнейшим бардом Виктором Берковским. Два года назад художественного руководителя не стало. Артисты вспоминают об этой утрате на каждом концерте: не стало не только его удивительного, ни на что не похожего мощного голоса, не стало замечательного человека: «Он не был членом Союза композиторов, он никогда не был лауреатом официальных премий и званий, он просто сочинял музыку – песни, которые пела, поет и будет петь вся страна. Берковский был профессором Института стали и сплавов, часто выезжал на металлургический комбинат, и это его очень раздражало. Что не мешало ему писать удивительные песни о морях и приключениях».

Вспоминают барды и о том как, казалось бы еще совсем недавно, они собирались узким кругом на тесных маленьких кухнях, где молодые длинноволосые мальчишки, только что взявшие в руки гитару, стремясь понравиться девчонкам, пели «про лошадей» и песни с более длинными названиями, например, «Божественную субботу, или Рассказ о том, как нам однажды в гостинице «Астория» в Ленинграде не было куда торопиться»...

Издержки XXI века

Во время последнего визита в Пермь с нами поговорил харизматичный участник коллектива Вадим Мищук, кстати, он же – один из самых «продаваемых» артистов «ПНВ»:

– Нам уже девять лет, но все это время у нас есть какие-то свои проекты, помимо «Песен нашего века». Что не мешает совместному творчеству.

– Сколько, по-вашему, еще проживет бардовская, авторская песня?

– Сколько мы все живем, столько она и проживет! Могилу ей еще не вырыли, я вас уверяю.

– Я обратила внимание на то, что в зале были дамы, пришедшие со своими совсем маленькими детьми, явно дошколятами. Когда вот это поколение вырастет, ему будет интересна авторская песня?

– Да будет, будет. Понимаете, пока в мире есть акустическая гитара, всегда будет существовать авторская песня.

– А если акустическая гитара тоже канет в Лету?

– Нет, такого не произойдет. Хотя бы потому, что это самый доступный, если хотите – демократичный, инструмент для любого народа. Вот освоить, например, баян или аккордеон – это тяжело, не каждый дойдет до конца. А гитара? Взял на ней два аккорда – и все, ты король подъезда! Да и носить с собой удобно, в отличие от того же баяна. В компанию, опять же, в лес, на дачу куда-нибудь электрогитару не взять – со шнурами и колонками долго не натаскаешься.

– Вы считаете, что и под два-три аккорда песни, которые вы только что исполнили, будут «звучать»?

– Ну, не так, конечно… Но за душу все равно брать будет.

– Однако и вы, при всей высказанной вами на концерте крайней нелюбви к мобильным телефонам, кое в чем следуете за прогрессом – используете электронный контрабас.

– Да, многие из нас используют на сольных дисках разные электрические «примочки». Не в ущерб сути авторской песни. И вообще, «настоящий» контрабас с собой не натаскаешься! Поэтому наш контрабасист выпросил себе электронный. По технической необходимости – так для звука проще. Ничего страшного, просто издержки XXI века.

– На сцене выступать вдевятером и при этом быть гармоничной творческой единицей тяжело. Над имиджем думаете?

– Ничего специально продуманного. Кстати, откроем тайну: главное седое оранжевое пятно, что вы видели сегодня на сцене, с детства категорически не признает пиджаки – у него на них настоящая аллергия!

Хранители истории

«Оранжевым пятном на сцене» являлся Александр Мирзаян – одно из всем известных лиц Первого канала, ведущий «Доброго утра», а по совместительству – «самый главный, самый умный и, в общем, самый красивый артист «Песен нашего века» (именно так нам представили его коллеги). Действительно, говорить «доброе утро» всей стране он тоже предпочитает исключительно в уютных свитерах.

– Что самое главное в этих песнях, чем они уникальны?

– Эти песни хранят нашу историю. Эти песни строят нацию. Не зря греки называли нацию хором – что поём, в то и превращаемся.

– Но для вас они являются не только таким своеобразным учебником истории, а наверняка с авторской песней вас связывают глубоко личные переживания.

– Мы выросли на этих вещах, эти песни были нашими колыбельными, которые нас учили жизни. Но нам их не навязывали. Отнюдь. Мы их «открывали» сами, и открывали в них самих себя. Эти песни – вовсе не для развлечения. Это было настоящее обретение себя, своей истинной сущности, сущности окружающего мира. Как говорили древние, «государ­ство строят император и певец». Древние вообще очень серьезные вещи про песни говорили. Вот, например, Дамон, учитель Платона, написал: «Песня может созидать, песня может разрушать, песня может исцелять, песня может ввергать в безумие, песнопение влечет за собой изменение в государственном устрой­стве». Представляете, как говорили про песню древние? Это было строительство определенной общности.

– Если бардовская песня была для вас своеобразной колыбельной, то что вы стали слушать, когда повзрослели, какую музыку вы слушаете сейчас? Меня особенно заинтересовало ваше высказывание о том, что песни могут разрушать, – можете привести пример песен, которые сейчас разрушают наше общество?

– Поп-музыка, рок‑музыка. И об этом не только я говорю, но и сегодняшние биологи и нейробиологи, которые доказали, насколько сложные нейробиологические процессы протекают в человеческой голове. Классическая музыка развивает восприятие клеток мозга. А музыка с жестким ритмом строит их под одну гребенку, тем самым нарушая восприятие.

Вот вы знаете, что Ватикан назван так в честь холма, на котором он стоит. Который, в свою очередь, так назван по имени древнеримского бога, поющего и создающего мир. Именно этот бог в древнем мире отвечал за построение речи, развитие ребенка. Разве это не удивительно?! Но, в то же время, абсолютно верно – песня и поэзия формируют язык, а следовательно, и мышление человека. Потому что язык – это строитель цивилизации. И на языке «гоп‑стопа» цивилизацию не построишь.

Энергия разрушения

– Ну а самый подходящий для этого дела язык, конечно же, русский…

– Спросите себя: откуда взялся великий русский язык? Это язык-переводчик: сначала его делали монахи, потом его делали полиязычные дворяне. Таким образом мы «насобирали» отовсюду невероятный язык. Два крупных академика, работающих в Нью-Йорке, Федор Богомолов и Юрий Магаршак, написали недавно совместную статью «Русский язык как язык будущей цивилизации». Этот язык наиболее подходит для сегодняшнего мира.

– Но язык любого народа стремится к упрощению – сокращению слов, имен, названий и т.д.

– Но это упрощение цивилизации, упро­щение мышления. Все это очень непросто. Я сейчас читаю лекцию на эту тему.

– Где читаете?

– Везде, куда приглашают. Последняя была в МГУ. Могу в ваш госуниверситет приехать.

– И все‑таки не могу с вами согласиться, что, например, «ДДТ» или «Аквариум» могут так же негативно влиять на наше психическое состояние, как разнообразные «Фабрики»… Очень сложно их представить в одном ряду.

– Года три назад была передача с участием наших рокменов, в том числе и БГ, где они сами сказали, что рок – это такая серьезная разрушительная энергия. Я сам пишу роковые вещи, меня многие рок‑музыканты считают «своим». Но я-то, в отличие от обычных зрителей, даю себе отчет в том, к чему приведут меня эти вещи.

– Но разрушение может быть разное – в мире столько всего, что стоило бы разрушить.

– Весь фокус в том, что песня должна вести к высокой поэзии. Иначе она не ведет никуда. Ни рок, ни поп‑культура старую классическую поэзию не привлекают, и получается отдельная культура. А столбовая дорога – это все равно авторская песня.


Наталья Смольковская


← Назад


ИЗДАНИЯ
Лечебный телегид
Пермь спортивная
Известия
МК в Перми
Новости культуры. Пермь
Вечерняя Пермь
Советский спорт
Советский спорт. Футбол
Новости районов
Образование: Пермский край
Парламентская газета
Мир новостей
РУБРИКИ
Proчтение
Афиша
Взлет
Выставка
Гастроли
Глазами очевидца
Имя
За кулисами
Колонка редактора
Конкурс
Ликбез
Наш выбор
Отдохни!
Поиск
Праздник
Премьера
Ретро
Событие
Тема недели
Феномен
Фестиваль
© 2010 ООО Медиакомпас
Почтовый адрес: 614070, г. Пермь, ул. Крупской, 40.
Телефоны: (342) 281-95-76, 282-54-22, 282-54-55.

Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.