Новости культуры  Вернуться на главную страницу
Архив
Режим поиска:
и или

ИНТЕРЕСНОЕ
ПАРТНЕРЫ


Новости культуры. Пермь
13.11.2007
Дарующая поэзию


Сюда любой пермяк первым делом ведет своих гостей, приехавших издалека: здешние тихие длинные коридоры, полукруглые комнаты, темные залы хранилища таят настоящие сокровища. На них может посмотреть каждый – в самом центре города, где вот уже 85 лет стоит Пермская государственная художественная галерея.

Со стороны кажется, что работа музейщика тиха, спокойна и неспешна… И в каком-то смысле так оно и есть: здесь не бегают, не шумят, говорят вполголоса. Однако стоит попробовать окунуться во внутреннюю жизнь галереи, как станет понятно, что такой насыщенной и бурлящей работы – еще поискать.

Наш визит в галерею совпал с приездом внушительной делегации иностранных архитекторов, по одному из проектов которых, возможно, будет возведено новое здание галереи. После осмотра экспозиции мнение большинства было однозначно: собрание на редкость представительно и очень качественно. «Больше, чем просто музей», – прозвучала фраза на выходе из зала.

Однако давайте вспомним, с чего все начиналось …

Не боги горшки обжигают

Сложно поверить в то, что складывалась коллекция практически на пустом месте – благодаря таланту избранных энтузиастов.

Пожалуй, начинать отсчет «рождения» пермской галереи нужно с 1906 года – именно тогда была поставлена задача сформировать художественный отдел Пермского научно-промышленного музея. Были разосланы письма-воззвания к художникам-уроженцам земли Пермской, директорам лучших учреждений культуры и мануфактур того времени: в академию художеств, Санкт-Петербургский императорский фарфоровый завод и др. Да, у пермской галереи не было своих одержимых коллекционеров и щедрых меценатов, которые могли бы вложить состояния в будущий музей. Зато благодаря талантливым и смелым подвижникам своего дела 7 ноября 1922 года галерея, насчитывающая 150 экспонатов, открылась. Первый директор Александр Сыропятов, а потом Николай Серебренников не были «завхозами», бившимися за метры и квадраты, а были настоящими художниками, фактически создавшими музейное дело в провинции. Галерея сразу объединила под своей крышей самые разные произведения искусства: уральские феномены деревянного зодчества, древнерусское искусство, признанную отечественную, западноевропейскую классику и работы современных авторов. Следствием стали грандиозный количественный рост (в 300 раз) коллекции последующих лет и тот факт, что сегодня пермская галерея – один из лучших музеев страны.

Знатные люди Пермской земли

Этот подход переняла у своих предшественников и Надежда Владимировна Беляева, руководящая галереей уже более тридцати лет:

Отцы-основатели галереи имели внутреннее убеждение, что она должна стать всеобъемлющим художественным центром. Они формулировали задачу так: «Показать искусство Перми на фоне искусства страны».

«Эрмитажем в миниатюре» назвал пермскую галерею один из ведущих экспертов страны Михаил Пиотровский. Я с этим согласна. Пермская коллекция насчитывает почти пятьдесят тысяч экспонатов высочайшего уровня всех эпох: есть египетские и греко-римские древности, живопись голландских, итальянских и русских классиков, венецианское стекло и строгановское шитье, работы русского авангарда XX века…

Картины у нас ценны тем, что они типичны для стиля художников – взглянув на картину, сразу можно сказать: да, это Шишкин, а это – Айвазовский. С другой стороны, у нас есть картины всем известных мастеров, выполненные в нетипичной для них манере – и тем они ценнее.

О классе коллекции говорит хотя бы такой пример: на крупной выставке соцреализма в Бельгии, куда мы отправили восемь работ, представляли свои экспонаты разные, в том числе и столичные, музеи. Однако на всех буклетах, рекламах, растяжках была именно наша – панно Александра Дейнеки «Знатные люди Советской страны»!

В то, что в уральском промышленном городе можно найти ценнейшие художественные произведения, иностранцы поначалу не верят. Первая реакция на экспозицию пермской галереи: «Это копии?» – «Нет, не копии!» – «Как не копии? Здесь – и подлинники?!» Нашим заграничным гостям сложно понять, что все это великолепие находится за тысячу верст от Москвы, потому-то они и начинают искать подвох.

В историческом музее учат воспринимать историю – и это очень важно. А в художественном – воспринимать поэзию, любовь. Ведь без любви не бывает поэзии, а без поэзии – философии. В конечном счете наша задача – научить творчеству. Вы попросите ребенка нарисовать бабочку: один рисует с документальной точностью, другой – полет, движение. И тогда полет бабчки превращается в полет мысли и фантазии.

Сегодня в галерее работает очень мало молодежи. Я всегда беспокоюсь за своих молодых сотрудников – а выдержат ли?.. Для нас вопрос кадров – один из самых главных. Потому что завтра будет другой музей. Будет другое здание. И кто будет заполнять новые стены, кто будет формировать коллекцию? Именно молодым строить музей будущего.

У нас нет возможности участвовать в таких аукционах, как Sotheby’s и Christie’s. Но это не значит, что мы не нуждаемся в пополнении коллекции. Другой вопрос – а что нужно приобретать? Хотелось бы укрепить XVIII век, рубеж XVIII-XIX веков. Еще у нас мало охвачен конец прошлого века… И эта проблема далеко не нова – вопрос «Как должна развиваться галерея?» я ставила еще в 70-е годы. Если мы не можем приобретать экспонаты такого же класса, что и остальные, значит, мы должны развивать другие направления. Решить эти непростые проблемы должны совместными усилиями власть и экспертное сообщество. Только в этом случае мы будем двигаться вперед.

Темперамент искусства

Журнал «Русский репортер» свой список лучших музеев страны открыл Пермской государственной художественной галереей. Думаете, приятно? Мне бывает страшно! Страшно падать. А чем выше взберешься, тем больнее ударишься. Ведь не бывает так, что все время находишься на вершине… Скучно же, в конце концов! Это как и с человеком – бывает очень красив, а общаться с ним не хочется, в то время как вокруг не столь красивого – толпа народа. Вот и наша цель – вызвать жажду общения у публики.

Подлиное изобразительное искусство и художественный музей всегда были элитарными – такова данность. По художественному музею ходить гораздо сложнее, чем где-либо еще, – даже чем, скажем, по историческому музею. Я это и сама замечала. Например, наша галерея совсем небольшая по площади, и, казалось бы, чтобы ее обойти, много времени не нужно – если бы вы прошли это же расстояние по улице, вы бы этого и не заметили. Но здесь совершенная особая энергетика, потому что каждая картина хранит темперамент своего автора. И чем значительнее автор, тем ярче этот темперамент, тем больше сил он отнимает.

Сегодня у галереи очень мало площадей. Не то что расширить экспозицию – даже скамейки поставить некуда! Потому что скамейка в музее – это элемент архитектуры, которые должен быть вписан в пространство – он не должен «ломать» экспозицию«, мешать ее восприятию. Поэтому наша задача – сделать так, чтобы у посетителя глаза не уставали, не притуплялись ощущения, не затекали ноги.

Сегодня главные надежды и тревоги связаны с грядущим переездом. Пока галерея имеет возможность показывать только 2% своей коллекции. В новом здании, надеюсь, – 6—9%. И при этом вы сможете провести в галерее целый день.


← Назад


ИЗДАНИЯ
Лечебный телегид
Пермь спортивная
Известия
МК в Перми
Новости культуры. Пермь
Вечерняя Пермь
Советский спорт
Советский спорт. Футбол
Новости районов
Образование: Пермский край
Парламентская газета
Мир новостей
РУБРИКИ
Proчтение
Афиша
Взлет
Выставка
Гастроли
Глазами очевидца
Имя
За кулисами
Колонка редактора
Конкурс
Ликбез
Наш выбор
Отдохни!
Поиск
Праздник
Премьера
Ретро
Событие
Тема недели
Феномен
Фестиваль
© 2010 ООО Медиакомпас
Почтовый адрес: 614070, г. Пермь, ул. Крупской, 40.
Телефоны: (342) 281-95-76, 282-54-22, 282-54-55.

Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.