Сюда любой пермяк первым делом ведет своих гостей, приехавших издалека: здешние тихие длинные коридоры, полукруглые комнаты, темные залы хранилища таят настоящие сокровища. На них может посмотреть каждый – в самом центре города, где вот уже 85 лет стоит Пермская государственная художественная галерея.
Со стороны кажется, что работа музейщика тиха, спокойна и неспешна… И в каком-то смысле так оно и есть: здесь не бегают, не шумят, говорят вполголоса. Однако стоит попробовать окунуться во внутреннюю жизнь галереи, как станет понятно, что такой насыщенной и бурлящей работы – еще поискать.
Наш визит в галерею совпал с приездом внушительной делегации иностранных архитекторов, по одному из проектов которых, возможно, будет возведено новое здание галереи. После осмотра экспозиции мнение большинства было однозначно: собрание на редкость представительно и очень качественно. «Больше, чем просто музей», – прозвучала фраза на выходе из зала.
Однако давайте вспомним, с чего все начиналось …
Не боги горшки обжигают
Сложно поверить в то, что складывалась коллекция практически на пустом месте – благодаря таланту избранных энтузиастов.
Пожалуй, начинать отсчет «рождения» пермской галереи нужно с 1906 года – именно тогда была поставлена задача сформировать художественный отдел Пермского научно-промышленного музея. Были разосланы письма-воззвания к художникам-уроженцам земли Пермской, директорам лучших учреждений культуры и мануфактур того времени: в академию художеств, Санкт-Петербургский императорский фарфоровый завод и др. Да, у пермской галереи не было своих одержимых коллекционеров и щедрых меценатов, которые могли бы вложить состояния в будущий музей. Зато благодаря талантливым и смелым подвижникам своего дела 7 ноября 1922 года галерея, насчитывающая 150 экспонатов, открылась. Первый директор Александр Сыропятов, а потом Николай Серебренников не были «завхозами», бившимися за метры и квадраты, а были настоящими художниками, фактически создавшими музейное дело в провинции. Галерея сразу объединила под своей крышей самые разные произведения искусства: уральские феномены деревянного зодчества, древнерусское искусство, признанную отечественную, западноевропейскую классику и работы современных авторов. Следствием стали грандиозный количественный рост (в 300 раз) коллекции последующих лет и тот факт, что сегодня пермская галерея – один из лучших музеев страны.
Знатные люди Пермской земли
Этот подход переняла у своих предшественников и Надежда Владимировна Беляева, руководящая галереей уже более тридцати лет:
Отцы-основатели галереи имели внутреннее убеждение, что она должна стать всеобъемлющим художественным центром. Они формулировали задачу так: «Показать искусство Перми на фоне искусства страны».
«Эрмитажем в миниатюре» назвал пермскую галерею один из ведущих экспертов страны Михаил Пиотровский. Я с этим согласна. Пермская коллекция насчитывает почти пятьдесят тысяч экспонатов высочайшего уровня всех эпох: есть египетские и греко-римские древности, живопись голландских, итальянских и русских классиков, венецианское стекло и строгановское шитье, работы русского авангарда XX века…
Картины у нас ценны тем, что они типичны для стиля художников – взглянув на картину, сразу можно сказать: да, это Шишкин, а это – Айвазовский. С другой стороны, у нас есть картины всем известных мастеров, выполненные в нетипичной для них манере – и тем они ценнее.
О классе коллекции говорит хотя бы такой пример: на крупной выставке соцреализма в Бельгии, куда мы отправили восемь работ, представляли свои экспонаты разные, в том числе и столичные, музеи. Однако на всех буклетах, рекламах, растяжках была именно наша – панно Александра Дейнеки «Знатные люди Советской страны»!
В то, что в уральском промышленном городе можно найти ценнейшие художественные произведения, иностранцы поначалу не верят. Первая реакция на экспозицию пермской галереи: «Это копии?» – «Нет, не копии!» – «Как не копии? Здесь – и подлинники?!» Нашим заграничным гостям сложно понять, что все это великолепие находится за тысячу верст от Москвы, потому-то они и начинают искать подвох.
В историческом музее учат воспринимать историю – и это очень важно. А в художественном – воспринимать поэзию, любовь. Ведь без любви не бывает поэзии, а без поэзии – философии. В конечном счете наша задача – научить творчеству. Вы попросите ребенка нарисовать бабочку: один рисует с документальной точностью, другой – полет, движение. И тогда полет бабчки превращается в полет мысли и фантазии.
Сегодня в галерее работает очень мало молодежи. Я всегда беспокоюсь за своих молодых сотрудников – а выдержат ли?.. Для нас вопрос кадров – один из самых главных. Потому что завтра будет другой музей. Будет другое здание. И кто будет заполнять новые стены, кто будет формировать коллекцию? Именно молодым строить музей будущего.
У нас нет возможности участвовать в таких аукционах, как Sotheby’s и Christie’s. Но это не значит, что мы не нуждаемся в пополнении коллекции. Другой вопрос – а что нужно приобретать? Хотелось бы укрепить XVIII век, рубеж XVIII-XIX веков. Еще у нас мало охвачен конец прошлого века… И эта проблема далеко не нова – вопрос «Как должна развиваться галерея?» я ставила еще в 70-е годы. Если мы не можем приобретать экспонаты такого же класса, что и остальные, значит, мы должны развивать другие направления. Решить эти непростые проблемы должны совместными усилиями власть и экспертное сообщество. Только в этом случае мы будем двигаться вперед.
Темперамент искусства
Журнал «Русский репортер» свой список лучших музеев страны открыл Пермской государственной художественной галереей. Думаете, приятно? Мне бывает страшно! Страшно падать. А чем выше взберешься, тем больнее ударишься. Ведь не бывает так, что все время находишься на вершине… Скучно же, в конце концов! Это как и с человеком – бывает очень красив, а общаться с ним не хочется, в то время как вокруг не столь красивого – толпа народа. Вот и наша цель – вызвать жажду общения у публики.
Подлиное изобразительное искусство и художественный музей всегда были элитарными – такова данность. По художественному музею ходить гораздо сложнее, чем где-либо еще, – даже чем, скажем, по историческому музею. Я это и сама замечала. Например, наша галерея совсем небольшая по площади, и, казалось бы, чтобы ее обойти, много времени не нужно – если бы вы прошли это же расстояние по улице, вы бы этого и не заметили. Но здесь совершенная особая энергетика, потому что каждая картина хранит темперамент своего автора. И чем значительнее автор, тем ярче этот темперамент, тем больше сил он отнимает.
Сегодня у галереи очень мало площадей. Не то что расширить экспозицию – даже скамейки поставить некуда! Потому что скамейка в музее – это элемент архитектуры, которые должен быть вписан в пространство – он не должен «ломать» экспозицию«, мешать ее восприятию. Поэтому наша задача – сделать так, чтобы у посетителя глаза не уставали, не притуплялись ощущения, не затекали ноги.
Сегодня главные надежды и тревоги связаны с грядущим переездом. Пока галерея имеет возможность показывать только 2% своей коллекции. В новом здании, надеюсь, – 6—9%. И при этом вы сможете провести в галерее целый день.
Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.