Новости культуры  Вернуться на главную страницу
Архив
Режим поиска:
и или

ИНТЕРЕСНОЕ
ПАРТНЕРЫ


Новости культуры. Пермь
22.06.2010
Три судьбы

Чего только не видел Пермский цирк за 40 лет своего существования: самых экзотических животных и самых «звездных» клоунов и акробатов, программы мирового уровня, оборудованные по последнему слову техники, и трюки, перевернувшие наши представления о пределе человеческих возможностей. Но самые дорогие воспоминания, которые хранит цирк, связаны с людьми – особенно с теми, кто проработал здесь, за кулисами, долгие годы, создавая и приумножая славу Пермского цирка. Наш сегодняшний рассказ – о трех удивительных женщинах, которых уже нет в живых, но которые до сих пор с нами: в памяти близких, друзей и коллег.


Хранительница
«Всегда оставайтесь с цирком!» – такой фразой заканчивала свои праздничные статьи Анна Александровна Попова. Она всегда оставалась с цирком и с теми, для кого он открывает свои двери: с 1993 года трудилась заместителем директора по работе со зрителем, а семь лет спустя возглавила только что созданный музей цирка, готовила материалы для газет и журналов, участвовала в теле- и радиопередачах, придумывала новые темы экскурсий и новые формы знакомства с закулисьем цирка... Эрудированная, душевная, контактная, она могла найти общий язык с любым зрителем, объединить вокруг себя влюбленных в цирк помощников и энтузиастов. Не случайно, что создававшийся благодаря дарам пермяков музей Пермского цирка уже к своему открытию насчитывал сотни экспонатов: афиш, снимков, мемуарных записей.
«Благодаря участию многих пермяков нам удалось собрать и сохранить бесценные свидетельства становления и развития нашего цирка, – писала Анна Александровна. – Но музей – не застывшая форма. Появляются новые свидетельства мирового циркового искусства, развивается современный цирк». А вместе с ними – развивался и музей, ставший под руководством Анны Поповой счастливым исключением из общего российского правила: сегодня музей Пермского цирка – знаковая для города структура, с огромным архивом, сменными экспозициями, интересными экскурсиями. Главное, сегодня в музее умеют «оживлять» историю, ведь цирковой номер – это особое творческое произведение, которое существует до тех пор, пока находится в границах манежа – «здесь и сейчас». Анна Александровна сохраняла все лучшее для тех, кто не смог этого увидеть в момент выступления артистов. И в каждой экскурсии, в каждой статье передавала частицу своей огромной любви к искусству цирка.
Воспоминания коллег об Анне Александровне постоянно выходят за пределы ее профессиональных обязанностей: «С ней можно было посоветоваться по любому поводу: служебному и личному. Она могла подбодрить и успокоить, никогда не оставалась равнодушной. Много сил, внимания и заботы уделяла тем, с кем трудится рядом».

Накрыло мир
«острова цирка»
Цунами бурлящей волной,
Не стало огромного мира,
Как не было тверди земной.
Как не было жизни и света,
Связующей мастерства…
Но глянц фотографий
при этом
С укором глядит –
«Я жива!..»
Музейная тишь экспонатов
Хранит каблучков перестук.
Игрушки, картины,
плакаты
Заботливость помнят рук.
И взвихренный норов
настырный,
Огромность
проделанных дел…
Безумство,
что «остров цирка»
Навечно осиротел…
Сергей Петров

Создательница
Анна Максимовна Полежаева стала заниматься цирковым искусством благодаря счастливой случайности. Она одна из тех, кто работал в Пермском цирке с первого дня его существования. Для того чтобы встать у истоков нового, до конца не знакомого дела, нужно было быть человеком по-настоящему увлеченным.
Рисованием талантливая девчушка увлекалась с детства, поэтому никто не удивился, когда Анна стала учиться, а потом работать именно по специальности «преподаватель рисования и черчения». Несмотря на сложность послевоенных лет, творческая натура Анны Максимовны не позволяла ей пропускать ни одной театральной премьеры. Вот тогда-то у девушки и появилась мечта: работать в театре. И, увидев объявление Пермского драматического театра, не раздумывая стала учеником художника-декоратора.
Спустя годы Анна Максимовна вспоминала свои первые дни в театре – как старший художник привел ее в замешательство вопросом: «Умеете ли вы рисовать задники?» Потом оказалось, что на сцене есть не только кулисы, но и задники, горизонт, падуги и многое другое, что неизвестно зрителю, а необходимо знать оформителю спектакля. Анна Максимовна Полежаева выучила все тонкости – сначала драматического театра, а спустя несколько лет и музыкального: художница перешла работать в театр оперы и балета.
В 1970 году в Перми открылся цирк. Это событие перевернуло жизнь многих пермяков. Среди них была и Анна Максимовна, которой предложили стать художником-рекламистом нового учреждения. Несмотря на смену должности, художница начинала отнюдь не с нуля: большой опыт театрального художника-оформителя пришелся как нельзя кстати. Яркая, праздничная реклама цирковых представлений, выполненная ее руками, — свидетельство высокого профессионального мастерства, тонкого художественного вкуса, большой любви к своему делу. А афиши и рекламные щиты – это та «одежка» цирковой программы, по которой ее встречают зрители. И от того, насколько такая афиша выглядит ярко и гармонично, насколько выгодно преподнесены артисты, зависит, как встретят программу в новом городе. Особенно броско оформляется само здание цирка – оно словно переодевается в праздничные одежды, чтобы пригласить горожан в цирк задолго до начала гастролей. Без преувеличения можно сказать – каждое цирковое представление начинается с рекламы.
Талант помог Анне Максимовне преодолеть «трудности пространства», возникающие перед каждым, кто впервые сталкивается с манежем. Как признают эксперты, поначалу уж очень ограниченными кажутся постановочные возможности площадки, на которой должно развернуться стремительное действие. Здесь все как на ладони. Вместо сценической коробки, с ее «бесконечной» глубиной, театральными эффектами, современной техникой, перед вами открытый со всех сторон манеж с невысоким барьером. Мастерство циркового художника — расширить границы манежа, чтобы зритель оказался в атмосфере захватывающего, надолго запоминающегося спектакля.
Работы у старшего художника цирка было много — художественная фотография, оформление цирковых программ и манежа во время торжественных мероприятий, изготовление реквизита и различных стендов, стенгазет... И в каждом, даже самом маленьком деле она проявляла себя как неутомимая выдумщица, художник-романтик и трудоголик.

Хозяйка
Зрители и не знают, что в любом цирковом коллективе существует один важный человек — хозяйка цирковой гостиницы. А между тем от умения именно этого человека принять артистов зависит очень многое на гастролях, поэтому хорошую хозяйку артисты помнят долгие годы. Вот как пишет о пермской хозяйке заслуженный работник кульуры РФ Татьяна Чернова в своей книге «Рассказы о Пермском цирке»:
«Цирковые (как они сами себя называют) — люди бродячие, вроде цыган. Долгие месяцы колесят по свету и в своем собственном доме бывают только несколько дней в году. Бесконечные перелеты в самолетах, путешествия то поездом, то в автомобиле, а то и более экзотическим транспортом выматывают. Да и работа на манеже требует огромного напряжения. Вот почему так хочется уюта.
– В Перми мы чувствуем себя как дома, здесь прекрасная цирковая гостиница, – говорят артисты.
Долгие годы ее хозяйкой была Екатерина Петровна Сивуха. На первый взгляд, – женщина строгая, неразговорчивая, но на самом деле — человек душевный и очень отзывчивый. Пятиэтажное здание могло принять до двухсот человек — номера все благоустроенные, обставленные по-домашнему. Со вкусом и комфортом. Екатерина Петровна держала персонал «в руках». В этом доме всегда были порядок, чистота и тишина. И за это гостеприимство постояльцы платили Екатерине Петровне уважением.
Многие народные и заслуженные артисты были в добрых, приятельских отношениях с хозяйкой гостиницы, но мало кто знал, что перед ними не просто администратор, а боевая партизанка-разведчица. Сама Екатерина Петровна не очень-то любила распространятся о своей военной биографии.
Вот что рассказал ее внук, военный историк Павел Корж:
«В самом начале Отечественной войны городок Речицы в Гомельской области оказался в руках фашистов, которые сразу же начали отправлять молодежь в Германию. Кате в ту пору было 19 лет, и она предпочла уйти в лес, к партизанам. Отряд, в который она попала, входил в легендарное соединение Ковпака. В ту пору в оккупированной Белоруссии партизаны вели так называемую «рельсовую войну», взрывая составы, следующие к линии фронта. Молодую энергичную Катерину определили в разведывательное подразделение, но пришлось ей и как саперу-подрывнику участвовать в боевых операциях. Жизнь в отряде была нелегкой: он часто менял месторасположение, случались и кровопролитные бои, в одном из которых Екатерину контузило. В сорок четвертом партизаны соединения Ковпака обеспечивали для наших войск «коридоры прохода», помогая наступательной операции по освобождению Белоруссии «Багратион».
Кроме боевых наград Екатерина Петровна получила за свои боевые заслуги и памятный подарок лично от Ковпака. Это был маузер С-96. Она им очень дорожила».
«Меня многие спрашивают, как молодая хрупкая девушка смогла выносить тяготы военного лихолетья, партизанить в лесу, ходить в разведку, – вспоминала Екатерина Петровна накануне празднования 60-летия Победы. – Конечно, было очень тяжело. И до сих пор без боли в сердце я не могу вспоминать те годы. Но ведь во время войны никто из нас не думал об удобстве, комфорте, личном благе. Все мы — и стар и млад — смело шли в бой против фашистов, не жалея сил, сражались за Родину».
Вот такая замечательная женщина работала в коллективе Пермского цирка.

Ирина Макарова.
Материал подготовлен при содействии музея цирка.


← Назад


ИЗДАНИЯ
Лечебный телегид
Пермь спортивная
Известия
МК в Перми
Новости культуры. Пермь
Вечерняя Пермь
Советский спорт
Советский спорт. Футбол
Новости районов
Образование: Пермский край
Парламентская газета
Мир новостей
РУБРИКИ
Proчтение
Афиша
Взлет
Выставка
Гастроли
Глазами очевидца
Имя
За кулисами
Колонка редактора
Конкурс
Ликбез
Наш выбор
Отдохни!
Поиск
Праздник
Премьера
Ретро
Событие
Тема недели
Феномен
Фестиваль
© 2010 ООО Медиакомпас
Почтовый адрес: 614070, г. Пермь, ул. Крупской, 40.
Телефоны: (342) 281-95-76, 282-54-22, 282-54-55.

Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.