Трехдневный марафон «Певческое поле», задуманный как эксперимент, неожиданно превратился в крупный музыкальный и культуртрегерский проект, изящно вписанный в летний контекст. Гости из Таллина, Тюмени и Екатеринбурга придали празднику высокий статус, а многочисленные выступления пермских коллективов – оптимизма: хоровое пение в Пермском крае по-прежнему живет и пользуется любовью слушателей.
«Певческое поле» – вполне устоявшийся музыкальный термин, обозначающий место для проведения всенародных песенных состязаний, которое оборудовано эстрадой и местами для зрителей.
Традиция устройства певческих полей зародилась в Прибалтике давным-давно: первый певческий праздник прошел еще в XIX веке. С 1869 года певческие поля в Тарту собирали как профессиональные, так и любительские хоры со всей Эстонии. Традиция не умерла и в драматичном двадцатом веке. С 1928 года в Таллине, около Балтийского моря, на высоком плитняковом обрыве проводятся грандиозные певческие праздники. По огромному количеству участников-певцов мероприятие подобного рода можно сравнить с хоровыми соборами.
Сегодня подобные певческие поля устраиваются в Финляндии, Украине и иногда – в России.
В Перми, крае с богатым хоровым прошлым и настоящим, не могли не заметить такую красивую и поистине народную традицию. Благодаря совместным усилиям краевого министерства культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций, Пермской краевой филармонии и Дома народного творчества «Певческое поле» удалось устроить и в Прикамье.
Конечно, сложно сравнивать праздники в Перми и Таллине, на который приходят до 250000 человек (больше половины населения Таллина). И, тем не менее кое-что общее у них нашлось. Во-первых, это дающее потрясающий результат сочетание хоровой музыки и свежего воздуха в уникальном ландшафте: «Певческое
поле Прикамья» прошло в архитектурно-этнографическом музее «Хохловка». Во-вторых, многие пермяки вспомнили, что хоровые традиции нашей земли тоже зародились очень давно.
Рассказывает художественный руководитель и дирижер Уральского камерного хора Пермской филармонии Владислав Новик:
– Певческие традиции Урала и Перми берут свое начало еще до революции. Тогда в Пермской губернии насчитывалось более 300 хоров, и каждый из них давал около 100 концертов в год. Для русского человека всегда было душевной потребностью – петь в хоре. Хоровая традиция не менее важна для России, чем для любой другой страны мира. И мы уверены, что Россия должна быть хоровой державой – вся русская культурная традиция в основном основана на хоровом пении. Все великие русские композиторы прошли хоровую школу. Возрождение этого необходимо, чтобы общество чтило и уважало свои традиции, чтобы современное общество не теряло этих культурных основ.
Также Новик отметил другую важную особенность нынешнего праздника:
– Очень важно, что на «Певческое поле» участники приехали не за победой. Это не соревнование, а фестиваль – свободная форма творчества, куда люди приезжают попеть от души, пообщаться, послушать друг друга.
А мы, как участники, заверяем организаторов – у нас достаточно сил, чтобы сделать этот фестиваль традиционным.
Дополним – не только пообщаться, но и поработать друг с другом. Совместное творчество не только с энтузиазмом воспринимается зрителями, но и взаимно обогащает его участников, поэтому на гала-концерте в Хохловке публика услышала совместное выступление двух хэдлайнеров фестиваля – Уральского камерного хора Пермской филармонии и Хоровой капеллы Тюменской филармонии. Их программа, включившая в основном произведения духовного репертуара, такие как «Богородице дево радуйся», «Да воскреснет Бог» Бортнянского, «Благослови душе моя, Господи», органично вторила атмосфере фестиваля, проводившегося в день памяти священномученика Андроника, епископа Пермского и Соликамского.
Выходившие на сцену коллективы показали все богатство хоровой музыки: звучали произведения Римского-Корсакова, академическая классика, русские и коми-пермяцкие народные песни, обрядовые и календарные мотивы, а также произведения для детей. Хоры «Кама Cantabile», «Вознесение» (Екатеринбург), ДК им. С. Кирова, хор студентов XX века Gaudeamus, фольклорные ансамбли «Воскресение», «Шондибан» (Кудымкар) и коллектив Пермской филармонии «Каравай», народная академическая капелла «Благовест» из Чусового, сводный хор детских музыкальных школ из Чайковского, хоровой ансамбль «Сылва» – вот неполный список участников «Певческого поля Прикамья». Как видите, место было найдено всем – и известным профессионалам, и хорам из городов Пермского края, и любительским коллективам. Многие из них выступили не только в Хохловке, но и в Перми: 18 июня, тоже на свежем воздухе, когда перед Органным залом Пермской филармонии состоялся своеобразный марафон-презентация хоров. Кроме того, неотъемлемой частью фестиваля стали мастер-классы дирижера и педагога Аарне Салювира, являющегося одним из наиболее активных деятелей эстонской и международной хоровой музыки.
Для организаторов «Певческого поля» был очень важен и просветительский момент – привлечь внимание широкой публики к хоровому искусству.
Директор Пермской краевой филармонии Галина Кокоулина:
– Организаторы нашли новый для Перми формат. Наши зрители не всегда идут в привычный зал, и зачастую их можно привлечь к классической музыке не через ее новое осмысление, а через новую подачу.
Несмотря на то, что в «Хохловке» проводится в последнее время много фестивалей, «Певческому полю» удалось занять свою ландшафтную нишу. А то, что не удалось в этом году, мы обязательно сделаем на следующем фестивале, поскольку планируем, что он обретет традиционный статус, международный уровень, постоянную прописку в Хохловке, максимально широкий круг участников и своих преданных поклонников!
Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.