30.04.2010
Фестиваль «Владимир Спиваков приглашает…»: продолжение следует
Пермская филармония подарила краю уникальный культурный бренд
Целую неделю концертов, творческих встреч и мастер-классов от Национального филармонического оркестра России и его художественного руководителя и дирижера Владимира Спивакова вместил в себя прошедший в начале апреля Всероссийский фестиваль, когда-то задуманный легендарным маэстро исключительно для избирательной столичной публики. Выступив в залах Пермской филармонии, музыканты признали эксперимент по переезду из Москвы настолько удачным, что отныне филармонический фестиваль «Владимир Спиваков приглашает…» будет проходить в Перми и городах края ежегодно, весной. Таким образом, Пермская краевая филармония в очередной раз сумела создать новый бренд в культурном пространстве города.
Магия имени Спивакова всегда приковывала внимание публики и прессы, а участие молодых музыкантов его фонда из разных концов света соединяло в одном проекте музыкальные школы многих стран.
Запуская в 2001 году собственный фестивальный проект, маэстро придерживался своей фирменной стратегии, которая создала фестивалю репутацию крупного, экстраординарно яркого и оригинального события. Его главные действующие лица – звезды завтрашнего дня: они еще молоды, но уже входят в мировую исполнительскую элиту.
Однако даже учитывая нехарактерную для мировой звезды подобного уровня любовь Спивакова к большим гастрольным турам по российской провинции, в то, что маэстро решит «вывезти» фестиваль за пределы Садового кольца, многим не верилось.
Как отметил директор оркестра Георгий Агеев, задумывая провести фестиваль за пределами Москвы, организаторы выбирали между тремя городами – Минском, Ростовом-на-Дону и Пермью: «Ваш город победил по многим причинам. Одна из них – в Перми нет своего симфонического оркестра, но при этом имеется подготовленная, интеллигентная публика». «И два замечательных филармонических зала», – добавил Спиваков. Обо всех достоинствах музыкальной Перми маэстро, давний друг Пермской филармонии, знает не понаслышке. Не случайно в минувшем ноябре именно Пермь была выбрана для открытия гастрольного тура Национального филармонического оркестра, посвященного 65-летию Великой Победы.
Фестивалем Владимира Спивакова продолжилось сотрудничество Пермской филармонии с Министерством культуры РФ в рамках проекта «Всероссийские филармонические сезоны», благодаря которым в Перми побывали многие звезды классической музыки, от Марка Горенштейна и Юрия Башмета до Дмитрия Хворостовского.
«Для меня важно не столько количество фестивальных концертов, – говорил Спиваков перед фестивалем, – сколько их качество: ведь это возможность показать любителям музыки то, что люблю я сам. Показать что-то новое, разнообразное по жанрам и стилям». Поэтому, как всегда у Спивакова, программа всех вечеров была подобрана очень тщательно и ясно говорила о том, что «Владимир Спиваков приглашает…» – не просто набор концертов на заданную тему, а полнокровный фестиваль, представляющий слушателю разные полюса классической музыки, а также творческие встречи, мастер-классы для юных музыкантов, благотворительные акции в городах и поселках Пермского края – Березниках, Краснокамске, Звездном, Лобаново. Но если концерт-открытие состоял из популярной мелодичной классики XIX века – увертюр к операм Верди, интермеццо «Сельская честь» Москани и столь же популярных арий из опер Гуно и Пуччини, то во второй день музыканты оркестра дали в Органном зале камерный концерт, сыграв редко исполняемые арии из кантат Иоганна Себастьяна Баха. Отечественная классика, прозвучавшая в третий день фестиваля, – Cкрипичный концерт Чайковского, «Симфонические танцы» Рахманинова, – удивила взрослой и неожиданной «русской» игрой молодой солистки из Японии Маюки Камио, для которой как нельзя лучше подходило название вечера «Очарование скрипки».
В этом и заключалась главная особенность фестиваля: несмотря на то, что он строится вокруг маэстро и возглавляемого им оркестра, на сцене Спиваков деликатно уходит на второй план, уступая главное место молодым солистам – воспитанникам своего фонда, ярким, талантливым музыкантам, ещё не достигшим мировой известности, но уже сделавших к ней несколько уверенных шагов. По праву можно назвать открытием фестиваля сопрано Большого театра Алевтину Яровую, которая многочисленными журналистами, в том числе и из федеральных изданий, за голос и красоту была названа «юной Нетребко». Певица, а также кларнетист Михаил Мельник, трубач Кирилл Солдатов и игравший на закрытии пианист Филипп Копачевский после концерта охотно делились впечатлениями о маэстро, который помогает исполнителям не только вне сцены, вручая стипендии, качественные инструменты и приглашая участвовать в своих концертах, но и на сцене, когда берет в руки дирижерскую палочку: «С ним легко. Обычно дирижеры навязывают свои темпы, а Владимир Теодорович положительно относится к мнению певца. Невероятно, но рядом с ним хочется все время улыбаться».
Самой юной «звездой завтрашнего дня» стала исполнявшая на открытии «Мелодию» Глюка 9-летняя пермская скрипачка Василиса Нелюбина, вызвавшая массу положительных эмоций одним своим трогательным видом.
Концерт-закрытие фестиваля стал полной противоположностью его радостному открытию: он состоялся в дни национального польского траура и был посвящен трагедии под Смоленском. Программу изменили. Звучал, конечно, Шопен (Первый концерт), а солировал молодой исполнитель Филипп Копачевский, которому аплодировали не только в зале, но и на улице: в режиме реального времени концерт транслировался на специально установленном экране на площади перед Органным залом. Первый опыт трансляции был опробован филармонией еще в декабре на концерте Дмитрия Хворостовского. Правда, поскольку на улице стояли невиданные даже для зимы холода, экран был установлен в Органном зале.
Для трансляции закрытия фестиваля Спивакова филармония позаботилась об удобных креслах, но их все равно было меньше, чем желающих послушать: площадь окружили случайные зрители, некоторые – на роликах и велосипедах. Но, услышав Национальный филармонический оркестр, горожане не смогли пройти мимо. А осведомленные меломаны специально предпочли залу свежий воздух – концертами в стиле open-air славятся лучшие европейские филармонии, например Берлинская. Теперь и Пермь приобщилась к этому полезному опыту.
Последнее время Пермская краевая филармония не перестает удивлять своих слушателей разнообразием уникальных программ, абонементных циклов и исполнительских имен мирового уровня. «И это чрезвычайно важно, потому что в следующем сезоне одно из старейших учреждений культуры Урала отметит солидный юбилей – 75-летие творческой деятельности, – убеждена директор филармонии Галина Кокоулина. – Нет сомнения и в том, что фестиваль «Владимир Спиваков приглашает…» оставил большой след не только в культурном пространстве Пермского края, но и в сердцах его жителей».
Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.