На сайте размещены материалы издания "Лечебный телегид", созданного и выпускавшегося редакцией ООО "Репортер плюс" начиная с №1 (от 7 августа 2006 года) по № 134 (до 16 апреля 2009 года).
08.09.2008
Убийство царской семьи
Продолжение статьи, опубликованной в №№ 29–33 В дальнейшем все поиски семьи Романовых сосредоточились в районе Ганиной ямы, урочища «Четыре брата» и участка коптяковской дороги, соединявшей Верх-Исетск с деревней Коптяки, севернее линии Горнозаводской железной дороги. Здесь уже с 19 июля 1918 г., как только чекисты сняли оцепление этого района, буквально ползали по земле коптяковские крестьяне, прощупывая пепел остывших костров, отыскивая драгоценности, оброненные при сжигании одежды Романовых. 27 июля в колчаковскую контрразведку явился поручик А. Шереметевский, скрывавшийся при красных под видом крестьянина в деревне Коптяки. Шереметевский рассказал о таинственной суете красных в урочище «Четыре брата» 17—18 июля, оцеплении этого места и угрозах чекистов расстрелять каждого, кто туда проникнет.
Страшные находки
Неизвестно, сколько всего оброненных драгоценностей утащили в свои два десятка домов деревни Коптяки крестьяне, но в материалах колчаковского следствия осели: большой бриллиант ценой 100 тысяч рублей золотом, опознанный преподавателем французского языка при царском дворе П. Жильяром как принадлежавший великой княжне Ольге Николаевне; мальтийский крест с бриллиантами, серьга Александры Федоровны и некоторые другие драгоценности. В пепле костра около Открытой шахты № 7 колчаковскими следователями были найдены металлические части одежды (крючки от корсетов, пуговицы, пряжки), а в нескольких саженях от костра – обгорелые куски одежды с сильным запахом керосина. В самой Открытой шахте № 7 после откачивания воды и промывании ила обнаружили оторванный палец руки, вставную челюсть, которую лейб-хирург В.Н. Деревенко опознал как принадлежавшую доктору-терапевту Е.С. Боткину, осколки ручной гранаты. В урочище «Четыре брата» белогвардейскими офицерами был прочесан весь лес и многокилометровый отрезок дороги от железнодорожного переезда № 184 до Коптяков. Следов захоронения трупов найдено не было. Следствие, сменяя друг друга, последовательно вели капитан Наметкин, надворный советник Кирста и член Екатеринбургского суда Сергеев. Они проделали большую работу, но результатов не достигли. Поэтому с января 1919 г. поиски тел Романовых стал курировать генерал М.К. Дитерихс – человек, приближенный к Колчаку.
Этот дотошный Соколов В феврале 1919 г. следствие было поручено офицеру колчаковской армии, профессиональному следователю Н.А. Соколову, который скрупулезно выполнил колоссальный объем работы по раскрытию преступления. Соколов опросил огромное количество свидетелей, перепроверил каждый факт и каждое вещественное доказательство, добытые предыдущими следователями. С началом весны, как только растаял снег, он приступил к поиску вещественных доказательств на местности. В книге Н.А. Соколова, впервые изданной в 1924 г. в Париже, скрупулезно точно описано все, что найдено, от корсетных крючков до вставной челюсти Боткина. В районе Ганиной ямы дотошным Соколовым последовательно были изучены все 29 шахт (их глубина, содержимое и т.п.), на что ушло очень много времени. При технической помощи инженера Котнева сконструированной паровой машиной из каждой шахты и из самой Ганиной ямы (небольшого пруда) была откачана вся вода. В лесу и на коптяковской дороге изучены каждая ямка, каждый кустик. Однако все было безрезультатно – царских останков нигде не было. Соколов не добился результата, потому что оказался в плену своей единственной версии, которая в действительности была ложной. Он считал, что трупы сожжены до пепла и фрагментов костных останков в районе Ганиной ямы и урочища «Четыре брата». Тем самым он сузил круг поиска оцеплявшимся чекистами районом севернее Горнозаводской линии железной дороги. Все другие версии он отметал начисто, не рассматривая их.
Истина где-то рядом
Судьба сыграла с Н.А. Соколовым злую шутку. В его книге («Убийство царской семьи») есть иллюстрация № 76, где зафотографировано истинное место захоронения трупов! На фотографии виден заболоченный участок Поросенкова лога с мостиком из шпал на переднем плане, под которыми покоились останки Романовых. Под фотографией мостика Соколовым помещена подпись, что вот, мол, чекисты здесь застряли с машиной и даже соорудили мостик из шпал, чтобы проехать это топкое место.
Дотошный Соколов не поленился сосчитать своими ногами, что мостик расположен на коптяковской дороге в 414 шагах от железнодорожного переезда № 184. Он чуть ли не обнюхал каждую шпалу и установил, что взяты они от дома путевого сторожа, где нашел точно такие же по внешнему виду гнилые шпалы. Но при этом следователь не догадался приподнять шпалы на мостике, а ведь останки лежали непосредственно под ними, ибо штабель из девяти трупов, как показало вскрытие захоронения в 1991 г., с трудом помещался в выкопанной неглубокой яме.
Ехидный взгляд со стороны
Интересно, что Юровскому при жизни довелось читать книгу Соколова, и на совещании старых большевиков в 1934 г. этот хитроумный чекист ехидно заметил: «Месяца два тому назад я, перелистывая книгу следователя по чрезвычайно важным делам при Колчаке Соколова, видел снимок этих нами уложенных шпал. Там так и указано, что вот место, уложенное шпалами, для проезда грузовика». Разве мог догадаться интеллигентный Соколов, что Юровский российского императора голым бросит прямо в жидкую болотистую дорогу и «заездит» сверху машинами?
Представляю, как позабавился хитрый лис Юровский, читая другие разделы книги Соколова, особенно те, где следователь описывает «кости млекопитающих», считая, что это могут быть царские останки. Н.А. Соколов в течение месяца (с 1 июня по 1 июля 1919 г.) с огромной площади урочища «Четыре брата» собрал 47 мелких кусочков и осколков «костей млекопитающих», часть из которых были обгорелыми. В книге он не делает прямого вывода, что фрагменты костей обязательно должны быть человеческими, но вполне реально допускает это.
Ложная реликвия
Когда белые отступали из Екатеринбурга, Соколов поместил эти «костные останки» в синий сафьяновый сундучок, принадлежавший раньше Александре Федоровне. В Брюсселе в 1936 г. был заложен храм – памятник во имя праведного Иова Многострадального. Среди прочих святынь там находились предметы из дома Ипатьева, оторванный палец Александры Федоровны, а также «сафьяновый сундучок». Следователь Генеральной прокуратуры РФ В.Н. Соловьев в 1990-х годах решил провести молекулярно-генетическую экспертизу «костей млекопитающих» из этого сундучка, чтобы проверить, принадлежат ли они Романовым и являются ли вообще человеческими. Однако сафьяновый сундучок вдруг из Брюссельского храма (вотчины монархистов) бесследно исчез. Генетические исследования не состоялись.
Однако в 1919 г. в рамках дела об убийстве царской семьи была произведена экспертиза врачом Г.И. Егоровым. При осмотре и исследованиях он признал, что это – «кости птицы, которые подвергались непосредственному действию огня». Л. Сонин считает, что найденные Соколовым «кости млекопитающих» – обгоревшие на огне кусочки дичи, птицы или других животных, которых жарили на костре и ели красноармейцы, крестьяне и охотники в этих лесных краях. Некоторые авторы голословно подвергают сомнению факт, что найденные в Поросенковом логу останки принадлежат Романовым. Логика их интересна: САМ Соколов не нашел, а какие-то смертные Авдонин и Рябов вдруг отыскали?
Михаил Иванович Давидов, доцент ПГМА.
Продолжение – в следующем номере.
Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.