Лечебный телегид  Вернуться на главную страницу
Архив
Режим поиска:
и или

ИНТЕРЕСНОЕ
ПАРТНЕРЫ


Лечебный телегид

На сайте размещены материалы издания "Лечебный телегид", созданного и выпускавшегося редакцией ООО "Репортер плюс" начиная с №1 (от 7 августа 2006 года) по № 134 (до 16 апреля 2009 года).



02.09.2008
Психологические трудности учебного периода — преодолеваем вместе

1 сентября – яркий, запоминающийся день в жизни любого школьника. Первоклашки, ученики младших классов а также те, кого называют тинейджерами, после летних каникул ступят на школьные пороги. Кто-то вновь, а кто-то и в первый раз. Но праздничное настроение у многих растворяется, когда дело доходит до серых учебных будней. И это связано не только с ленью. Как справиться с трудностями, подскажет «Лечебный телегид».


- Аркадий Борисович, в чем таки заключается «особенность национальной учебы»?
– Определенные особенности сегодняшнего образования, безусловно, существуют. Наши дети недополучают ласки и любви, и все это «вылезает» впоследствии во взрослой жизни. У нас нет привычки хвалить ребенка за успехи. Как это обычно выглядит: учится ребенок на «пятерки» – учителя считают, что так и надо, родители считают, что так и надо. Но, не дай бог, этот отличник получит «тройку», и на него обрушится гнев невероятный. Обратная ситуация – «двоечник»: пока ребенок учится на «двойки», родители его постоянно ругают, но если он получит «четверку», этого, как правило, никто и не заметит. В общем, у родителей часто забавное отношение к оценкам: как будто оценка поставлена ребенку, и общение с ним, соответственно, строится исходя из этого. Однако оценка ставится за контрольную, сочинение и т. д. Конечно, эта «недолюбленность» в первую очередь идет из семьи, но и в школе в нее вносится некая лепта.

– Считается, что российская школа не обучает детей «крутиться в жизни» и не дает «практических знаний». Это так? Можно ли это компенсировать в семейном воспитании?
– Что касается развития предприимчивости, то об этом у нас есть интересные работы Эрика Эриксона (только не надо путать со знаменитым Милтоном Эриксоном). Он пишет о формировании ребенка, о формировании личности. В частности, о том, что в возрасте примерно 5—6 лет формируется полюс предприимчивости и второй полюс – чувства вины. И если родители поощряют ребенка к активным действиям (чтоб он бегал, катался на велосипеде и получал за это похвалу), если ребенка поощряют за вопросы, которые он задает, за фантазии, то это (по Эриксону) делает ребенка более предприимчивым – «склоняет в сторону полюса предприимчивости». В то время как если родители говорят ребенку, что его вопросы совершенно глупы и задавать их не надо, если не поощряются активные действия, если его инициатива, как правило, наказуема, то очень час­то это приводит к формированию чувства вины, с которым впоследствии взрослый человек и идет по жизни. Таким образом происходит формирование патологических (скажем так, мешающих жизни) моделей поведения. Происходит это, естественно, потому, что все модели поведения и черты характера закладываются в детстве. Но если человек впоследствии изживет ситуацию, возвращавшую его в детство, то это волшебным образом снимает патологическую модель.

– Самая главная трудность первого класса в чем заключается?
– Вы знаете, переход в школу, безусловно, – очень важное мероприятие (в том смысле, что это и новые социальные отношения, и восприятие своего «Я»), но нужно понимать несколько моментов. Нужно, чтобы мотивационные и интеллектуальные сферы ребенка были уже достаточно развиты. Мотивационная сфера задействуется учителями (когда слетает праздничный лоск праздника знаний, важно, чтобы ребенок был каким-либо образом заинтересован). А что касается интеллектуальной сферы, то основная ошибка в том, что ребенка пытаются «натаскать» за какой-то короткий промежуток времени (то есть «наскоком»), в то время как нужно, чтобы он постепенно, в течение всего детства брал «столько, сколько сможет унести», а не зубрил со страшной силой непосредственно перед поступлением в школу. В этом случае малыш очень быстро потеряет всякий интерес к учебе.
Кроме того, нужно помнить, что позитивный настрой ребенка напрямую связан с тем, насколько родители это оценивают. То есть он стремится к тому, чтобы заполучить любовь, к тому, чтобы получить позитивное отношение от родителей. И, соответственно, если первоклашка это получает, то это подогревает его интерес в начале учебы.
Еще нужно помнить о том, что ребенок очень восприимчив. И когда родители нервничают, суетятся (у них тонкая душевная организация, они не могут спокойно воспринять то, что ребенок идет в школу), ребенок это все чувствует, и, естественно, в тревожной обстановке он сам воспроизводит эту тревогу родителей. Родителям в данной ситуации нужно научиться расслаб­ляться, чтобы своим тревожным поведением не сеять смуту в душе своего чада.

– Какие комплексы могут развиться у первоклашки?
– Ну, первоклашка – тоже человек! У ребенка могут развиться те же самые комплексы, что и у взрослого. Например, комплекс неполноценности. В нашей культуре ребенок мечтает о том, чтобы стать взрослым. И, соответственно, он изначально стремится к тому, что максимально трудно достижимо.

– В чем трудность перехода из начальной школы в среднюю?
– Тут нужно, чтобы ребенок смог адаптироваться. Противовесом новым, не всегда приятным ощущениям может служить ситуация в семье. То есть если нестабильность проявляется в школе (новые учителя, беготня по классам), то по крайней мере семья должна предоставить ребенку максимальную стабильность, при этом с четким режимом дня и обстановкой позитивной поддержки дома. Тут очень важны педагогические моменты.
Разные учителя требуют разное: там ведется одна тетрадь, там – другая тетрадь, и это затрудняет жизнь школьника. Но это ситуация не какая-то из ряда вон выходящая – и тоже относится к адаптации. У любого человека есть адаптационные механизмы. Интеллект, чувства, ощущения, интуиция – и в норме это все работает. Опять же, если у ребенка благоприятная обстановка в семье, он психически здоров – он справится с этим. Родителям надо просто вести себя в данной ситуации адекватно. Разумеется, это касается и учителей, но учителя – это момент преходящий, а вот родители должны в первую очередь думать о своем ребенке.

– А что происходит у старшеклассников?
– Гормональные взрывы, перестройка организма – все это огромный стресс, и кто бы с этим спорил! Повышается агрессия и т. д. Но, как правило, при адекватной ситуации в семье это преодолевается. А если это не преодолевается, если родители видят, что появляются проблемы, то (данные ситуации абсолютно нормальны) нужно обратиться к специа­листу.

– Учебный год только начинается, а некоторые родители уже начинают готовить своего ребенка к экзаменам…
– Стрессовая реакция запускается очень быстро. Если она запустилась – это как если бы мы вырвали чеку у гранаты и, вместо того чтобы выбросить ее, кинули бы себе за пазуху. Так или иначе, если реакция запустилась, придется «выпускать пар». Та энергия, которая выделилась в стрессе, стремится к реализации. Но, например, во время экзамена ее деть просто некуда! И поэтому она может вернуться к человеку. Это может выражаться в забывании материала на экзамене. Единственный способ преодолеть стресс – это, конечно, релаксация. Но очень важно расслабляться ДО ТОГО, как запус­тится стрессовая реакция. Регулярные тренировки релаксацией помогают человеку расслабиться максимально быстро – настолько, насколько быстро запускается стрессовая реакция.
Также ребенок может что-то забывать или оговариваться на экзамене из-за так называемого «ошибочного действия». Как бы это ни удивительно прозвучало, но в некоторых ситуациях, если человек что-то забыл на экзамене, он бессознательно хотел это забыть (дело тут не в стрессе, просто некие скрытые от сознания импульсы пытаются выйти наружу в той или иной форме). Человека в течение года этими экзаменами стращали, и он начинает перенапрягаться, и ему хочется избавиться от всего этого. А как избавиться? Завалить экзамен! Безусловно, эта ситуация неприемлема (в первую очередь для родителей и т. д.), и поэтому ребенок вытесняет ее в бессознательное, откуда она таким вот образом возвращается. Также это может проявиться негативными отрицательными моментами в отношениях с родителями, но нужно понимать, что все, что мы делаем и чувствуем, – это не случайность.

Виктор Бородулин.


← Назад


ИЗДАНИЯ
Лечебный телегид
Пермь спортивная
Известия
МК в Перми
Новости культуры. Пермь
Вечерняя Пермь
Советский спорт
Советский спорт. Футбол
Новости районов
Образование: Пермский край
Парламентская газета
Мир новостей
РУБРИКИ
Кинопарк
Актуальные факты
Альтернативная медицина
Болезни века
В объективе
Вопрос - ответ
Забота
Звездные хвори
Зверьё моё
Здоровье великих
Испытано на себе
Исцеление верой
Консилиум
Лечить по-русски
Ликбез
Медэкспертиза
Народные рецепты
Невероятно, но проверено
Нежный возраст
Отдых
Праздник
Природотерапия
Разговор по душам
Рейтинг
Сезонный вопрос
Телу время
Фэн-шуй
Человек голодный
Человек с обложки
Что делать?
Школа выживания
Эксклюзив
Экскурс в историю
© 2010 ООО Медиакомпас
Почтовый адрес: 614070, г. Пермь, ул. Крупской, 40.
Телефоны: (342) 281-95-76, 282-54-22, 282-54-55.

Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.