На сайте размещены материалы издания "Лечебный телегид", созданного и выпускавшегося редакцией ООО "Репортер плюс" начиная с №1 (от 7 августа 2006 года) по № 134 (до 16 апреля 2009 года).
25.08.2008
Убийство царской семьи
Продолжение статьи, опубликованной в №№ 29–31
Захоронение «прямо на дороге»
Подходила к концу третья ночь с момента расстрела царской семьи. К Екатеринбургу вплотную приблизилась армия Колчака, а трупы всё еще не были спрятаны. Поросенков лог был местом «бойким»: с железной дороги, проходившей в сотне–другой метров от него, он хорошо обозревался, в 300 метрах от застрявшей машины располагался железнодорожный переезд, где днем было многолюдно. Скоро начинался рассвет. Чекисты оказались вроде бы в безвыходном положении. Тут родилась идея: прямо на дороге, в топком месте, где уже успели наложить шпалы, вырыть яму и в эту болотистую жижу спрятать трупы, уложив снова шпалы поверх. Эту идею ныне приписывают И. Родзинскому. На самом деле ещё 17 июля Яков Юровский наметил захоронение «прямо на дороге» как один из трех возможных вариантов сокрытия тел, а 18 июля такую яму уже выкапывали на коптяковской дороге в районе урочища «Четыре брата».
Погребенные отдельно
На случай, если трупы все же обнаружат, важно было, чтобы они не совпадали по числу (11) с расстрелянными в Ипатьевском доме. Поэтому два трупа, Алексея и, как предполагали, Александры Федоровны, решили в стороне от дороги расчленить, сжечь и остатки похоронить тут же под костром, что и было сделано. Правда, вместо супруги императора по ошибке вытащили из штабеля другой голый женский труп. Современное следствие показало, что вместе с Алексеем была сожжена и захоронена Мария Николаевна, так как, согласно генетической и судебно-медицинской экспертизе, именно ее останков не оказалось в общем могильнике.
«Записка» Юровского
Вот как описаны события ночи с 18 на 19 июля 1918 г. в «Записке» Юровского: «Смогли отправиться в путь только в 9 часов вечера. Пересекли линию железной дороги, перегрузили трупы на грузовик. Ехали с трудом, вымащивая опасные места шпалами, и все-таки застревали несколько раз. Около четырех с половиной часов утра 19-го машина застряла окончательно. Оставалось, не доезжая до шахт, хоронить или жечь… Хотели сжечь Алексея и Александру Федоровну, по ошибке вместо последней с Алексеем сожгли фрейлину Демидову (в действительности – Марию Николаевну – М.Д.). Потом похоронили тут же, под костром, останки и снова разложили костер, что совершенно закрыло следы копания. Тем временем вырыли братскую могилу для остальных. Часам к 7 утра яма, аршина 2 глубины, 3 в квадрате, была готова. Трупы сложили в яму, облив лица и вообще все тела серной кислотой, как для неузнаваемости, так и для того, чтобы предотвратить смрад от разложения (яма была неглубока). Забросав землей и хворостом, сверху наложили шпалы и несколько раз проехали – следов ямы и здесь не осталось. Секрет был сохранен вполне – этого места белые не нашли».
Исповедь цареубийцы В архиве мы ознакомились со стенограммой доклада Юровского, сделанного на совещании старых большевиков в 1934 г. В рассказе царского палача повторяются факты, изложенные в «Записке»: машина дважды застревала после того, как переехали полотно железной дороги, второй раз – окончательно. Юровский уточняет, что окончательно застряли в полночь и два часа затем не могли вытащить машину из мочажины. «Тогда я решил, что надо хоронить где-то тут, так как нас в этот поздний час никто здесь видеть не мог», – рассказывал Яков. Он сомневался только насчет сторожа железнодорожного переезда, который мог видеть их, ибо они самовольно брали у переезда шпалы, чтобы сперва вымащивать впереди машины дорогу, а затем, когда родилась идея спрятать в топкой дороге голых покойников, – дополнительно наложить шпалы поверх зарытых в яме трупов. В докладе Юровский точно указывает, что два трупа были сожжены именно здесь, в Поросенковом логу: «Тут же развели костер, и пока готовилась „могила“, мы сожгли два трупа: Алексея и по ошибке вместо Александры Федоровны сожгли, очевидно, Демидову (Марию Николаевну). На месте сжигания вырыли яму, сложили кости, заровняли, снова зажгли большой костер и золой скрыли всякие следы. Прежде чем сложить в яму остальные трупы, мы облили их серной кислотой, яму завалили, шпалами закрыли, грузовик пустой проехал, несколько утромбовали шпалы и поставили точку». По окончании работы Юровский собрал всех участников захоронения в Поросенковом логу и приказал хранить тайну.
Глазами рядового чекиста В спецархиве хранятся воспоминания от 3 апреля 1928 г. рядового чекиста Г. И. Сухорукова, который непосредственно, своими руками, закапывал трупы в Поросенковом логу: «Недалеко была мочажина, настланная шпалами в виде моста, и здесь-то задний грузовик, почти проехавши, застрял, все наши усилия ни к чему не привели. И решили шпалы снять, выкопать яму, сложить трупы, залить серной кислотой, закопать и снова наложить шпалы. Так было и сделано. Для того, что если бы белые даже нашли эти трупы и не догадались по количеству, что это царская семья, мы решили штуки две сжечь на костре, что мы и сделали… После того, как трупы были сожжены, мы разбросали костер, на середине вырыли яму, всё оставшееся не догоревшее сгребли туда и на том же месте снова развели огонь и тем закончили работу».
Воспоминания четырех участников одинаковы
Место и обстоятельства захоронения останков царской семьи рано утром 19 июля в Поросенковом логу подробно освещены в хранящихся в спецархивах воспоминаниях участника захоронения чекиста Исая Родзинского и участника расстрела царской семьи М. Медведева-Кудрина. С первым беседовали в радиокомитете в 1964 г. (очевидно, хотели сделать передачу к 50-летию Октябрьской революции), воспоминания второго перед смертью в декабре 1963 г. записал его сын. Так вот, все четверо (Юровский, Сухоруков, Родзинский и Медведев-Кудрин), вспоминавшие обстоятельства окончательного захоронения в разные годы, в разных местах и по разному поводу, независимо друг от друга излагают все факты абсолютно одинаково. Даже в деталях все сходится. Это убедительно свидетельствует о том, что место окончательного захоронения трупов Романовых находится на участке старой коптяковской дороги, в Поросенковом логу.
Теперь могила царской семьи доподлинно известна
Земля 73 года хранила тайну. И лишь в 1991 г. вся страна узнала о подлинном месте захоронения Романовых. Проведенная в последующем генетическая и судебно-медицинская экспертиза убедительно свидетельствует о том, что найденные в окрестностях Екатеринбурга останки принадлежат Николаю Александровичу Романову и членам его семьи.
Михаил Иванович Давидов, доцент ПГМА.
Продолжение – в следующем номере.
Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.