На сайте размещены материалы издания "Лечебный телегид", созданного и выпускавшегося редакцией ООО "Репортер плюс" начиная с №1 (от 7 августа 2006 года) по № 134 (до 16 апреля 2009 года).
11.08.2008
Реклама и реальные болезни
Лекарства, как и все продукты деятельности человека, имеют большое разнообразие в подлинности и доброкачественности. А если принимать не те таблетки, то последствия могут быть весьма плачевными. Кроме того, медики считают, что то, что сегодня рекламируют по телевизору, никакого отношения к лекарственным препаратам и не имеет. Реклама, какая она есть и какой она должна быть… Всегда ли картина, описанная в рекламном ролике, совпадает с реальной? Об этом мы беседовали с Владимиром Валерьевичем Щекотовым.
Доказательная медицина не признает рекламы
Когда мы говорим о рекламе лекарственных препаратов на телевидении и в СМИ, то мы, как правило, не упоминаем понятие доказательной медицины. Доказательная медицина – это то направление медицины, которое положено в основу современного врачевания. Для того чтобы говорить об эффективности или неэффективности того или иного лекарственного препарата, необходимо проведение крупных исследований. Это то, что мы называем большой медицинской наукой. Как раз о таких исследованиях население, как правило, ничего не знает. А ведь есть препараты, применение которых позволило снизить смертность и улучшить клиническую картину после перенесенного инфаркта миокарда или инсульта. Как правило, такие препараты не рекламируются. Но население все же знать о них должно. Хотя, в конечном итоге, назначать эти препараты должен только врач. Самолечение может быть опасно. Ну а мы должны внимательнее прислушиваться к своему организму, наблюдаться у определенного доктора, проходить диспансеризацию, знать свой уровень артериального давления, уровень глюкозы, холестерина, избегать вредных привычек.
Чего только не придумают
С давних времен в Китае верят, что статуя Будды становится одухотворённой только после того, как её освятят, но в настоящее время появилась реклама «оздоровительных трусов», которые были «освящены» монахами высокого ранга путём чтения молитв. Нося их, якобы можно излечиться от многих болезней.
Побочных эффектов больше, чем пользы
На сегодняшний день по телевизору и в других СМИ в основном рекламируют такие средства, как обезболивающие, нестероидные, противовоспалительные препараты, различные биологически активные добавки и многочисленные немедикаментозные методы лечения, типа циркониевых браслетов от гипертонии.
Все это на самом деле настоящей крупной проверки не проходило, поэтому говорить о том, что эти средства, которые препаратами и не являются, будут приносить реальную пользу, трудно.
Более того, у целого ряда рекламируемых таким образом средств имеется масса побочных действий. Например,обезболивающие препараты могут спровоцировать различные заболевания желудка, вплоть до развития язвенного желудочного кровотечения. Могут быть и другие побочные действия – нарушение ритма сердца, как это бывает при использовании биологически активных добавок.
Ну и конечно, реальная эффективность этих средств в профилактике тяжелых осложнений и улучшения качества жизни на сегодняшний день не доказана. А пока врачи довольно часто, имеют дело с теми побочными эффектами, которые возникают после приема таких препаратов.
То есть реклама несет три опасности. Опасность № 1 – это опасность осложнений, № 2 – неэффективность препарата, ну и опасность № 3 – это достаточно высокие финансовые затраты.
Что на самом деле нужно рекламировать?
Вообще же, если говорить о том, какой должна быть на самом деле реклама, то рекламироваться должно взаимодействие человека с той медициной, которая доказала свою эффективность и полезность, но никак не те вещества, которые не проходили крупных, масштабных исследований. Нужно, чтобы люди с большим уважением относились к доказательствам и профессии врача. Только таким образом можно достичь определенных результатов в улучшении здоровья населения.
Стоит отметить, что у нас в стране разрекламированные препараты продаются в очень больших количествах. Если сравнивать ситуацию с продажами у нас в стране и в Европе и Северной Америке, то окажется, что в Северной Америке на первом месте по продажам – препараты группы статинов. Это те вещества, которые оказывают реальную помощь в профилактике инфаркта миокарда и инсульта. Согласно мировой статистике, именно эти заболевания являются главной причиной смерти населения на сегодняшний день. Мы знаем, что 52–53% смертей приходятся на сердечно-сосудистые заболевания. В нашей же стране лишь около 15–20% пациентов, которым нужны эти препараты, их получают на той основе, на которой они должны получать. Аналогичная картина складывается и в отношении других медикаментозных препаратов. Поэтому, когда мы говорим о том, какой должна быть реклама, то в первую очередь она должна быть ориентирована на взаимодействие каждого человека с его доктором. После этого уже доктор будет решать, что нужно его пациенту, и этот человек будет следовать этим рекомендациям.
Если бы все было как в рекламе В основном те болезни, о которых много говорят в телепередачах, опасности для жизни не представляют.
Что же касается реальных болезней, то это, в первую очередь, заболевания сердечно-сосудистой системы, травмы, отравления и онкология. В то же время не секрет, что в России затрачивается гораздо больше денег на приобретение разрекламированных препаратов, нежели на использование препаратов, которые могут реально помочь. Как правильно выбирать препарат? Только по совету врача. Это будет эффективно, безопасно и полезно.
Хотите – верьте, хотите – нет В настоящее время проводится дорогостоящее и очень перспективное исследование. Суть его в том, что эффективность лекарственных и нелекарственных препаратов на 30% зависит от веры человека в то, что он делает. К примеру, он может приготовить своеобразный напиток из водки и растительного масла, принимать его по две столовые ложки одну неделю, затем делать перерыв на две недели, и если он будет верить в то, что это действительно ему поможет, то вполне возможно, что его самочувствие будет улучшаться.
Другое дело, если болезнь очень серьезная, например, перенесенный инфаркт миокарда. Тогда такое лечение ничего не даст, такого психотерапевтического связанного с рекламой подхода может оказаться недостаточно, и, как правило, оказывается недостаточно. Но, с другой стороны, реклама формирует у людей уверенность в том, что чудеса возможны. В этом и есть ее потенциальная опасность. В случаях с серьезными заболеваниями приобретенное по рекомендации телевидения, газет, радио лекарственное средство будет оказывать скорее негативное влияние. Так, если человек применяет при остром аппендиците анальгетики, то это будет просто опоздание с обращением к врачу. Аналогично, если человек принимает боли в груди, свойственные инфаркту миокарда, за какие-то простудные явления и лечит аспирином или другими обезболивающими препаратами, то здесь опоздание с обращением к врачу может быть смерти подобно. К сожалению, таких случаев очень много.
Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.