Лечебный телегид  Вернуться на главную страницу
Архив
Режим поиска:
и или

ИНТЕРЕСНОЕ
ПАРТНЕРЫ


Лечебный телегид

На сайте размещены материалы издания "Лечебный телегид", созданного и выпускавшегося редакцией ООО "Репортер плюс" начиная с №1 (от 7 августа 2006 года) по № 134 (до 16 апреля 2009 года).



10.06.2008
Рукотворная память: чуткие руки — острый ум

Дети любят играть. Девочки – в куклы: одевают, обувают, заплетают косички. Мальчики – в конструктор: собирают из мелких деталей машинки, дома, целые города. Такие игры – не просто развлечение, говорят врачи, – они способствуют развитию мелкой моторики пальцев детей. А эта «мелочь» влияет на ум­ственное развитие вашего чада. Об этом «Лечебный телегид» побеседовал с педагогом-психологом ГКУ социального обслуживания населения Центра комплексной реабилитации инвалидов Натальей Николаевной Мироновой.


Домашний труд развивает интеллект
– Упражнения на мелкую моторику способствуют развитию таких важных качеств, как логическое мышление, пространственное восприятие, воображение, память, речь, внимание, графическая деятельность. Как видите, ручная умелость чрезвычайно важна для ребенка, поэтому родителям нужно как можно раньше обратить внимание на «ручные» дей-ствия своих детей, не стоит этим пренебрегать.
У современных (особенно городских) детей, как замечают врачи, наблюдается слабость мышц рук. Это происходит оттого, что сегодня очень много работы за человека выполняет техника. К примеру, штопанье одежды, которое одновременно является прекрасным «тренажером» для ребенка, сейчас совершенно не актуально.
Мы советуем родителям уделять как можно больше внимания ручному труду детей, – советует Наталья Миронова. – Начинать упражнения лучше как можно раньше – до двух лет. Различные «упражнения» можно найти и в домашних условиях. Это, например, мытье полов, штопанье одежды, занятие рукоделием, вышиванием, вязанием и многим другим.
 В краевом центре реабилитации инвалидов для развития мелкой моторики и ручной умелости используют множество специальных упражнений и специальных игр для детей. Однако специалисты советуют при выборе тех или иных «тренажеров» применять индивидуальный подход к каждому ребенку: учитывать интересы, возрастные особенности, физические возможности, пол ребенка и, конечно, его умственные способности.
– На занятиях мы с ребятами занимаемся лепкой, вязанием, рукоделием, моделированием, конструированием – это различные виды деятельности, которые способствуют развитию мелкой моторики. А благодаря этому развиваются высшие психические функции. Девочки любят играть с куклами, а кукла тоже является так называемым стимульным материалом. У куклы обязательно должна быть одежда, которая может быть на молнии, на липучках, на пуговицах. Отличное упражнение можно придумать с бусинами. Девочки очень любят делать себе украшения, нанизывая бусины на нить. На занятиях же с мальчиками можно, например, запускать волчки – это хорошее упражнение на координацию.
Кроме того, на занятиях по развитию моторики в центре реабилитации используются различные материалы. Например, те, что называют пластичными, – тесто, пластилин, глина. А также используются сыпучие природные материалы – камушки, песок, различные виды круп. Эти материалы можно пересыпать, перебирать руками. Пластичные материалы можно разминать, раскатывать. В дальнейшем с детьми проводятся занятия по профессиональной лепке. Для развития мелкой моторики проводятся также занятия по оригами (работа с бумагой). Дети конструируют из бумаги различные кораблики, животных, цветы.

Искусство подготовит к школе
Развивают руку ребенка также рисование и игра на музыкальных инструментах.
– Эти виды деятельности, безусловно, развивают мелкую моторику. К тому же рисование подготавливает руку ребенка к письму, развивает графическую деятельность через рисунок. Игра на музыкальных инструментах способствует также развитию координации движений.
Кроме того, рисунок может помочь родителям разглядеть, насколько готов их ребенок к школе. Существует множество психологических тестов, которые именно по рисунку позволяют определить умственные возможности ребенка. Это, прежде всего, всем известный рисунок человека.
Если ребенок рисует фигуру человека полностью, прорисовывает глаза, нос, рот, шею, то можно с уверенностью сказать, что ребенок готов к школе. Изображение таких мелких деталей показывает, что сформирована мелкая моторика. Кроме того, перед школой ребята начинают рисовать человека в движении. В этом случае считается, что у ребенка уже сформирована произвольность. Это значит, что ребенок сможет просидеть в школе на уроках 35–40 минут, практически не отвлекаясь.
Если рисунок показывает, что ребенок к школе пока не готов, то рекомендуется показать свое чадо психологу, логопеду. Специалист даст рекомендации. Переживать по этому поводу не стоит, обычно в таких случаях просто рекомендуется отдать ребенка в школу на год позднее. Однако для того, чтобы избежать этого, и нужно развивать мелкую моторику – и чем раньше, тем лучше, – советует Наталья Миронова. – Современные дети очень часто не умеют шнуровать обувь, застегивать пуговицы, завязывать бантики. Все это может привести к проблемам в школе – у ребенка, скорее всего, будут страдать графика, письмо.

Играем с ребенком подручными средствами
Развивать гибкость пальчиков и тактильную чувствительность детей можно при помощи обычных предметов домашнего обихода. Самое главное – для того чтобы играть с ребенком, нам не нужно ничего покупать специально: все уже есть под рукой.

1. Спички, ватные палочки, пуговицы и желуди
Принято считать, что спички детям не игрушка, но это не всегда верно. Играя с мелкими предметами (под внимательным присмотром взрослых), малыши развивают не только мелкую моторику, но и пространственно-образное мышление, тактильную чув­ствительность и творческие способности. Но родители должны внимательно смотреть за тем, чтобы мелкие предметы не попали ребенку в рот, нос, ухо.
Спички, ватные палочки, желуди и пуговицы можно использовать для выкладывания различных рисунков. Причем все эти предметы можно со-вместить в одном рисунке. Начинать лучше с простых геометрических фигур – квадрата, треугольника, ромба, солнышка, постепенно усложняя игры. Из спичек и ватных палочек хорошо получаются звезды, ежики, машинки, елочки, любые фигуры, в которых много прямых линий. Сначала рисунок выкладывает мама, ведь малыша нужно заинтересовать. Затем постепенно подключайте ребенка.
Если воспользоваться цветной бумагой и посадить детали на клей, получится замечательная аппликация. Также спички вполне подходят для поделок из пластилина и желудей, они могут быть скрепляющим элементом для собачек, человечков, гусениц.
Даже самым маленьким деткам будет полезно перебирать пуговицы – вытаскивая из коробочки и складывая обратно. Только при этом мама должна быть начеку! Можно насадить пуговицы различных цветов и размеров на жесткую прочную леску. Такая игрушка может служить и погремушкой, и счетным материалом, и наглядным пособием для изучения цвета и размера.

2. Кухонная утварь: ложки, чашки, миски, сковородки
Малышей порой так и тянет на кухню. Мамам это обычно доставляет массу неудобств. Можно решить проблему: возьмите ребенка с собой на кухню, посадите его на теплый коврик, и пусть играет тем, что ему нравится, – сковородками, мисками, ложками (острые и бьющиеся предметы лучше не давать). Мы так стараемся, покупая игрушки с разной фактурой поверхности для тренировки чувственного восприятия, но почему-то редко используем подручный материал. А на кухне – масса возможностей!

3. Банки, тюбики, пузырьки
Часто родители боятся давать их детям: мало ли – разобьют, поранятся. Но, например, маленькую стеклянную банку из-под детского питания разбить очень непросто. Маленькие баночки можно использовать для пересыпания круп, переливания жидкостей. Переливать с маленьким ребенком лучше в ванне, иначе все вокруг будет залито водой. Огромное удовольствие ребенку доставляет откручивать и закручивать крышки. Дайте годовалому малышу чисто вымытый тюбик из-под крема, и вы его займете минут на тридцать. В банку можно насыпать крупу (гречку, горох, пшено), семечки или мелкие орешки.

4. Крупы, соль
Обычная крупа скрывает в себе огромное количество возможностей по развитию мелкой моторики. Мелкую крупу можно использовать для пальчикового рисования. Для этого нужно высыпать крупу на поднос ровным слоем. Сначала порисуйте сами. Главное –увлечь малыша. Проведите пальцем по крупе. Получится контрастная линия. Потом возьмите пальчик ребенка. Пусть малыш сам нарисует несколько хаотичных линий. Когда ребенок освоится, можно переходить к рисованию узоров. Сначала рисует мама, затем пробует малыш. Рисовать можно все что угодно: домики, круги, заборы, лица. Рисованием лучше всего заниматься на кухне и сажать малыша так, чтобы он не рассыпал поднос с крупой. Крупную крупу (гречку-ядрицу, горох, фасоль) можно использовать для выкладывания картинок. Подходит она и для аппликаций.

5. Молнии, шнурки, завязки, веревочки, застежки
Мы часто покупаем специально для тренировки мелкой моторики развивающие игрушки, шнуровки, планшеты, которые состоят из всевозможных молний, застежек, завязок. Только зачем покупать, если пряжки есть на каждом ремне, шнурки – на ботинках, пуговицы, крючки, молнии – на одежде. Покажите малышу, как плести косички из ленточек, шнурков и веревочек, как застегивать пряжки. Обязательно научите вашего ребенка обращаться со шпингалетами и задвижками, как только он до них дорастет.

6. Бумага, газеты, журналы, фольга
Это все можно вырезать, мять, рвать, делать объем­ные фигурки. Маленьким деткам очень нравится разматывать и раздирать на части бумагу.

7. Полотенца, простынки, тряпочки, мешочки
Здесь мы опять же тренируем тактильное восприятие. Малышам очень полезно мять и щупать. А полотенца и тряпочки из различных тканей могут иметь совершенно разную структуру. Из полотенца или пеленки можно сделать импровизированный мешочек, в который можно складывать различные предметы, а ребенок на ощупь должен их узнать. Можно из простынок и полотенец делать домики, гамаки и качели для кукол. Тут малыши могут сами учиться вязать узлы и конструировать.

8. Тесто
Этот материал вполне можно использовать вместо пластилина: легко мнется, меньше пачкается, и не будет ничего страшного, если ребенок случайно проглотит кусочек. Тонкий раскатанный пласт теста может использоваться как основа для картины из любого подручного материала: пуговиц, желудей, спичек, круп, веревочек, ниток, проволоки семечек, веточек и т.д. Разминание теста – увлекательное занятие для малыша, пока мама на кухне.

9. Технические приборы
Можно использовать в детской игре вышедшие из строя технические приборы: телефоны – обычные и сотовые, калькуляторы. Настоящие предметы, как правило, нравятся малышам значительно больше, чем игрушечные.

10. Шкафы
Все дети любят рыться в шкафах. Им это очень нравится. Там столько всего интересного и увлекательного! А родители запрещают. «Нельзя!» – только и слышит маленький исследователь. Но почему нельзя? Одно дело, когда там лежат важные документы или опасные предметы. Совсем другое – когда родители поступают так для своего удобства или из-за лени. Им не хочется лишний раз убирать в комнате, гораздо удобнее ребенка держать в манеже. И мало кто задумывается, что, сидя в «клетке», ребенок получает гораздо меньше информации, в том числе и тактильной, о мире. Но почему бы не ­убрать опасные предметы в недоступное для детей место? И пусть малыш все изучает, вертит, крутит, и развивается.

Самое главное – поменьше ограничивайте ребенка, дайте ему возможность активно двигаться по квартире, играя с предметами. Малыш хочет все потрогать не из вредности – он реализует заложенный в нем огромный потенциал. Интерес ребенка и есть проявление его творчества и интеллекта. Организуйте детское пространство так, чтобы опасных предметов было как можно меньше, и тогда у малыша будет огромный простор для деятельности, творчества и развития.

Ирина Гулая.
(с использованием материала с сайта igrovaya.ru)


← Назад


ИЗДАНИЯ
Лечебный телегид
Пермь спортивная
Известия
МК в Перми
Новости культуры. Пермь
Вечерняя Пермь
Советский спорт
Советский спорт. Футбол
Новости районов
Образование: Пермский край
Парламентская газета
Мир новостей
РУБРИКИ
Кинопарк
Актуальные факты
Альтернативная медицина
Болезни века
В объективе
Вопрос - ответ
Забота
Звездные хвори
Зверьё моё
Здоровье великих
Испытано на себе
Исцеление верой
Консилиум
Лечить по-русски
Ликбез
Медэкспертиза
Народные рецепты
Невероятно, но проверено
Нежный возраст
Отдых
Праздник
Природотерапия
Разговор по душам
Рейтинг
Сезонный вопрос
Телу время
Фэн-шуй
Человек голодный
Человек с обложки
Что делать?
Школа выживания
Эксклюзив
Экскурс в историю
© 2010 ООО Медиакомпас
Почтовый адрес: 614070, г. Пермь, ул. Крупской, 40.
Телефоны: (342) 281-95-76, 282-54-22, 282-54-55.

Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.