На сайте размещены материалы издания "Лечебный телегид", созданного и выпускавшегося редакцией ООО "Репортер плюс" начиная с №1 (от 7 августа 2006 года) по № 134 (до 16 апреля 2009 года).
02.06.2008
Гиперактивность: лечить или воспитывать?
Термин «синдром дефицита внимания», или «гиперактивность», был выделен в начале 80-х годов из более широкого понятия – «минимальной мозговой дисфункции». В последние годы достигнуты большие успехи в области изучения и диагностики синдрома, уже ставшего символом детских болезней XXI века. Так как каждого четвертого современного ребенка можно назвать «гиперактивным», врачи и ученые говорят о большой социальной значимости этой проблемы. Ведь дети, имеющие нормальный или высокий интеллект и страдающие дефицитом внимания, плохо учатся в школе, не могут сосредоточиться и слишком импульсивны. В результате это может иметь весьма серьезные последствия во взрослой жизни.
Портрет гиперактивного ребенка
Врачи ставят диагноз «гиперактивность» на основании трех групп симптомов.
К первой группе симптомов врачи относят неустойчивость внимания. Такие дети постоянно отвлекаются и, как правило, не заканчивают начатое дело. Они часто теряют нужные вещи. Когда мы выполняем какую-то работу и ставим перед собой определенную цель, мы выбираем из окружающего мира для себя те стимулы, которые помогают нам достичь этой цели, и остальные вещи становятся для нас менее или вовсе не значимыми. У ребенка с синдромом дефицита внимания все внешние стимулы становятся равнозначными, что требует определенного внимания и что для ребенка порой бывает довольно сложно.
Ко второй группе симптомов относят импульсивность. Ребенок с трудом дожидается своей очереди и часто перебивает старших. Когда педагог задает вопрос, такие дети часто тянут руку вверх, не зная, как отвечать. Они часто попадают в сложные ситуации, потому что не всегда прогнозируют последствия своего поведения.
К третьей группе симптомов врачи относят чрезмерную двигательную активность, когда ребенок не может спокойно ходить или сидеть на стуле. Даже в сидячем положении у таких детей все время в движении руки или ноги. Ребенок может постоянно качать ногой или, сидя за партой, перебирать какие-либо предметы, черкаться на листочке.
Диагноз «гиперактивность» ставится при условии, что вышеперечисленные симптомы проявляются у ребенка более 6 месяцев.
Обычно такая проблема «выплывает» наружу, когда ребенку исполняется 6–7 лет – во время подготовки к школе. И если в детском садике эти симптомы не проявлялись так ярко и не создавали проблем, то при переходе в школу они становятся более значимыми и влияют на восприятие ребенком новой информации. Возникают проблемы со сверстниками, а родители оказываются не всегда готовыми отреагировать на ситуацию.
Динамика клинических симптомов синдрома с годами меняется. В подростковом возрасте среди всех симптомов доминирует импульсивность. Это приводит к тому, что подростки попадают в асоциальные группы, пытаясь компенсировать свою эмоциональную неустойчивость. Кстати, в США по этому поводу проводились исследования, которые показали, что среди подростков, осужденных за различные преступления, 25% имели синдром дефицита внимания, или гиперактивность.
По наследству или по другой причине
Существует несколько причин синдрома дефицита внимания у детей.
Это могут быть наследственные факторы, и статистика говорит о том, что в семьях, где имеются дети с синдромом дефицита внимания, ближайшие родственники тоже страдали или этим синдромом, или какими-либо неврологическими заболеваниями и психическими расстройствами. На сегодняшний день даже выделены гены, которые отвечают за этот синдром.
Другой причиной этого заболевания может стать органическое поражение головного мозга на ранних этапах развития малыша – при неблагополучном течении беременности и трудных родах.
Также на появление этого синдрома могут повлиять психологические факторы, в которых растет ребенок. Известно, что внешние условия и окружающий нас мир могут как скомпенсировать эти факторы, так и наоборот – акцентировать их. Поэтому благоприятная обстановка, в которой живет такой ребенок, влияет на прогноз развития заболевания.
Ученые предполагают, что на развитие этого синдрома у детей может повлиять и экология. Неблагоприятные факторы могут нарушать развитие головного мозга младенца.
На сегодняшний день существует алгоритм диагностики синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, однако диагностика достаточно трудна, потому что при этом нужно учитывать и тип темперамента ребенка, и даже систему ценностей в той или иной стране. Так, например, если темпераментный итальянец окажется в России, то совершенно очевидно, что ему поставят диагноз «синдром дефицита внимания».
Требуются медикаменты и педагог
Реабилитация таких детей должна быть комплексной. На сегодняшний день для детей с синдромом дефицита внимания существуют медикаментозное лечение и коррекционная педагогика.
Если говорить о медикаментозном лечении, то у нас и на Западе подходы к решению этой проблемы отличаются.
За рубежом «золотым стандартом» считается лечение с назначением психостимуляторов. Хотя, казалось бы, это парадокс – ребенок и так расторможен, а ему еще дают психостимуляторы. Однако принцип такого лечению заключается в следующем. В механизме развития синдрома дефицита внимания лежит повышенная истощаемость лобной коры головного мозга. Психостимуляторы, тонизируя кору больших полушарий и лобную кору, восстанавливают взаимоотношение межу ними, что позволяет регулировать функции мозга, и симптомы болезни регрессируют. В России же психостимуляторы запрещены, поэтому в отечественной неврологии, детской психиатрии для лечения используются ноотропы.
Режимное воспитание
Если родителей что-то беспокоит или они увидели вышеперечисленные симптомы у своего ребенка, то прежде всего нужно обратиться к невропатологу или психиатру. Термин «психиатр» вообще не должен пугать родителей, потому что этот специалист занимается не только глобальными проблемами, но и пограничными состояниями. В том числе неврозами и синдромом дефицита внимания.
Что же могут сделать сами родители? Прежде всего, нужно структурировать поведение ребенка на каждый день. Для этого родители могут составить определенный список заданий, которые он должен выполнять в день определенное количество времени.
Что же касается наказаний, то они, как правило, на таких детей не действуют. Ребенок действительно понимает, что он плохо себя вел, но мозг его устроен таким образом, что по-другому он себя вести просто не может. Поэтому лучше исключить какие-либо внешние раздражители или разрешать ребенку лишние 30 минут поиграть на компьютере при условии, что он будет хорошо вести себя в течение недели.
Что им грядущее готовит
Считается, что из всех детей с синдромом дефицита внимания 75% компенсируют свои симптомы при адекватном лечении и коррекции уже к 16 годам. Остальные 25% трансформируются в синдром дефицита внимания старшего возраста. Для этих людей свойственно легкое отношение к жизни. Они часто не удерживаются на одной работе, меняют семьи, склонны к авантюризму. Сложно сказать, кем станет такой ребенок – законченным рецидивистом или лауреатом Нобелевской премии.
Большое значение здесь имеют окружающий мир и атмосфера, которая складывается вокруг такого человека. Кстати, из таких детей получаются очень хорошие менеджеры.
Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.