Лечебный телегид  Вернуться на главную страницу
Архив
Режим поиска:
и или

ИНТЕРЕСНОЕ
ПАРТНЕРЫ


Лечебный телегид

На сайте размещены материалы издания "Лечебный телегид", созданного и выпускавшегося редакцией ООО "Репортер плюс" начиная с №1 (от 7 августа 2006 года) по № 134 (до 16 апреля 2009 года).



02.06.2008
«Мой зайчик»: ошибки воспитания

Отчего капризничают дети? Задавая себе этот вопрос, мы не задумываемся о том, что нежелание ребенка учиться и его плохое поведение могут быть результатом нашего воспитания. Может быть, все потому, что сегодня все дети для нас «зайчики», а у молодых мам нет пяти минут, чтобы обнять своего малыша, выбегающего навстречу из детского садика в конце дня? Может, все потому, что мы недостаточно хорошо знаем своего ребенка? Мы обсудили с нашим экспертом современные проблемы отцов и детей.


Современный ребенок живет в тактильном голоде
Сегодня ребенок по сравнению с такими детьми, какими были мы, находится в тактильном голоде.
С самого рождения у него есть ходунки и манежи, в которых он имеет возможность самостоятельно научиться вставать и ходить. Но при этом у него нет возможности близко и постоянно контактировать со взрослым. А та информация, которая передается при контакте, очень часто не может быть передана словами, но имеет большое значение в общении родителя и его ребенка. Это наименее осознаваемая, но тем не менее наиболее глубокая и волнующая информация о том, как действительно родители относятся к своему ребенку. Сегодня мы фиксируем отсутствие такого контакта: родитель и ребенок существуют параллельно, у детей есть и различные компьютерные игры, и очень богатая предметная среда, в которой они, может быть, чувствуют себя прекрасно. Но малышу не хватает тепла – информации, которая говорила бы ему о том, что он нужен, он любим, он значим. Если говорить о тактильном взаимодействии, то психологи советуют совершать как минимум четыре объятия в день.

Много времени и не нужно
Наблюдая за тем, как ведет родитель ребенка по улице, мы часто видим такую картину: бежит родитель, у него вытянута рука, а за ним еле бежит и запинается малышом. Конечно же, нам некогда, мы спешим и думаем, что та минута, которую мы выиграли, решит все проблемы. Но какая информация в результате передается ребенку? – Я тороплюсь, у меня есть более важные дела, чем те дела, которые связаны сейчас с тобой.
Некоторые родители говорят о том, что у них не хватает времени на общение с детьми. Но на самом деле этого времени много и не надо.
Придя в детский сад, мама часто сначала говорит ребенку: «Отойди, я холодная» или «У нас нет времени, мы торопимся». А ребенок, в общем-то, целый день ждал этой встречи, когда за ним придет мама и он прибежит к ней, обнимет и покажет рисунок, который он в тот день нарисовал. Этим ожиданием был наполнен весь его день.

Почему детей пугает взгляд в глаза
Немалое значение имеет и взгляд в глаза. Опять же проанализируем ситуацию, как родитель смотрит на ребенка. Чаще всего он смотрит на него как раз в тот момент, когда ему хочется совершить внушение.
 В психологии давно известно, что прямой контакт глаза в глаза чаще всего воспринимается малышом как угроза или как некое предупреждение, и в связи с этим наши дети боятся этих взглядов. Они чаще всего их позиционируют как очередное воспитательное воздействие. Но человек – это существо, которое постоянно находится в состоянии приема и переработки информации, и если это очень насыщенная информация, как, например, по­стоянная угроза, то этот прием в конечном итоге приводит к тому, что у ребенка снижается порог восприятия и родителям в конце концов приходится прибегать к каким-то более мощным приемам, нежели этот прямой взгляд.
 В результате формируется взрослая привычка: если человек с детства привык, что ему смотрят в глаза, собираясь предъявить претензии, то всегда будет ждать от контакта «глаза в глаза» некой угрозы. А мы считаем, что если при разговоре наш собеседник прячет глаза, то лучше лишний раз с ним и не общаться.

Почему все «зайчики»?
Речевое взаимодействие – это тоже отдельная тема, которую следовало бы проанализировать.
Очень часто та информация, которую передают родители, заключается в том, что они просят ребенка сделать что-то, а если он не сделает, то опять-таки за этим следует некая угроза. И действительно, родители очень мало используют ласковых слов для общения со своим чадом. Мы со студентами проводили эксперимент в детском саду: детям нужно было вспомнить, как их называет мама. Из десяти детей восемь сказали, что их называют «зайчик». Я думаю, что это тоже один из серьезных показателей того, что родитель достаточно отстраненно относится к своему ребенку: он обезличивает свое отношение к нему даже вроде бы через такие мелочи. Когда все «зайчики» – это, наверное, очень плохо. В любой семье есть традиции, какие-то пароли, секреты, есть какой-то кодекс правил: и то, как родители называют своего ребенка, демонстрирует их отношение к своему чаду, то, каким они его видят.

Когда ребенок капризничает
Прежде всего, нужно разобраться, в каком возрасте это происходит. Если это возраст трех лет или даже меньше, то ребенка нужно просто взять в охапку и унести от того раздражителя, который вызвал у него такие бурные переживания. Если это ребенок более старшего возраста, то тогда прежде всего нужно посмотреть на себя. Может быть, ты позволяешь себе накричать на ребенка. Может быть, ты тоже позволяешь себе по отношению к своему чаду какие-то грубые формы поведения. Тогда, естественно, ребенок демонстрирует то, к чему он привык. Очень часто, когда ребенок старшего возраста ведет себя как ребенок более младшего возраста, то он высказывает свою позицию: «Я вас очень люблю, но вы не обращаете на меня внимания, так вот, получите!»
На самом деле проблема поведения детей – это всегда проблема поведения родителя. Насколько родитель честен по отношению к своему малышу, насколько он может сам проанализировать свои поступки. Дети – это наше зеркало и наше отражение. Они во многом нас копируют, и если быть очень внимательным, то можно очень много о себе узнать по тому, как себя ведут дети.
Что же касается наказаний, то физические наказания и ограничения очень трудно доносят до ребенка то, что именно вы хотели сказать. Если просто поставить ребенка в угол и уйти смотреть телевизор, то переживания родителей никак не будут до него донесены. Главное, чтобы ребенок понял, что он огорчил нас своими действиями и что мы переживаем за него.

Синдром «отключения»
Ребенка с синдромом дефицита внимания можно охарактеризовать как человека, периодически выпадающего из окружающего мира. Психологи-клиницисты сравнивают эти состояния с состояниями при эпилептических припадках. Но здесь – никаких знаков равенства. При эпилептических припадках у человека останавливается всякая внешняя деятельность. У ребенка с синдромом дефицита внимания, гиперактивностью внешняя деятельность не останавливается. Когда мы читаем книжку, мы идем по строчкам, и в какой-то момент вдруг останавливаемся, понимая, что мы это не читали, хотя и продолжали исправно двигать глазами. В этот момент мы «выключились», потому что так решил наш мозг, и это совершенно естественно – каждые 40 минут наш мозг выключается на несколько секунд для того, чтобы дать себе возможность отдохнуть и переработать информацию. У детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью такие отключения происходят вообще каждые 5–10 минут. И время отключения может быть отнюдь не несколько секунд. Оно может исчисляться в минутах. При этом надо помнить, что ребенок внешней своей деятельности не прекращает. Он так же продолжает писать, а мы, глядя на плоды его трудов, диву даемся, с чего вдруг связный текст переходит в каракули и почему ребенок не помнит, что прочитал.
Как правило, проблема и учителей, и родителей с такими детьми заключаются в том, что они не понимают таких ситуаций. Поэтому основная рекомендация заключается в необходимости понять, что этот ребенок нуждается в особой организации своего труда. Конкретные рекомендации здесь дать очень сложно. Например, когда мы говорим о группе медлительных детей, мы говорим об одной из групп детей с синдромом дефицита внимания. Эти дети способны к восприятию информации только первые пять минут урока, в которые учитель только успевает всех настроить, подготовить и сообщить тему.
Поэтому прежде всего нужно подстраиваться под такого ребенка, и больше эта рекомендация касается родителей. Правда, с такими детьми нельзя торопиться, и они хорошо уравновешиваются, когда на них не кричат, когда их не торопят, когда родитель не замыкает свое общение с ребенком только на задачах учебной деятельности. Следует знать, что у таких детей немножко иная возрастная динамика, однако «дозревая» они становятся такими же, как и все остальные люди.

Елена Имамова.


← Назад


ИЗДАНИЯ
Лечебный телегид
Пермь спортивная
Известия
МК в Перми
Новости культуры. Пермь
Вечерняя Пермь
Советский спорт
Советский спорт. Футбол
Новости районов
Образование: Пермский край
Парламентская газета
Мир новостей
РУБРИКИ
Кинопарк
Актуальные факты
Альтернативная медицина
Болезни века
В объективе
Вопрос - ответ
Забота
Звездные хвори
Зверьё моё
Здоровье великих
Испытано на себе
Исцеление верой
Консилиум
Лечить по-русски
Ликбез
Медэкспертиза
Народные рецепты
Невероятно, но проверено
Нежный возраст
Отдых
Праздник
Природотерапия
Разговор по душам
Рейтинг
Сезонный вопрос
Телу время
Фэн-шуй
Человек голодный
Человек с обложки
Что делать?
Школа выживания
Эксклюзив
Экскурс в историю
© 2010 ООО Медиакомпас
Почтовый адрес: 614070, г. Пермь, ул. Крупской, 40.
Телефоны: (342) 281-95-76, 282-54-22, 282-54-55.

Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.