Лечебный телегид  Вернуться на главную страницу
Архив
Режим поиска:
и или

ИНТЕРЕСНОЕ
ПАРТНЕРЫ


Лечебный телегид

На сайте размещены материалы издания "Лечебный телегид", созданного и выпускавшегося редакцией ООО "Репортер плюс" начиная с №1 (от 7 августа 2006 года) по № 134 (до 16 апреля 2009 года).



02.06.2008
Поговори со мной, малыш

Исследования психологов показали, что на протяжении детства появляются и развиваются четыре различные формы общения, по которым можно понять характер психического развития ребенка. Важной задачей взрослого является определить и помочь развить ту или иную форму общения соответственно возрасту малыша. Какова же последовательность развития форм общения ребенка со взрослым?


Три модели общения
Первая форма общения ребенка со взрослым названа ситуативно-личностной – это потребность ребенка во внимании взрослого – первая и основная потребность в общении, которая остается у ребенка на всю жизнь.
Во втором полугодии жизни при нормальном развитии ребенка внимания взрослого ему уже недостаточно. Малыша начинает притягивать к себе не столько сам взрослый человек, сколько предметы, с ним связанные. Это происходит потому, что в этом возрасте складывается новая форма общения ребенка со взрослым – ситуативно-деловая – и связанная с ней потребность в деловом сотрудничестве, которую ребенок проявляет во время совместных игр с предметами. В общении со взрослым появляются первые слова ребенка.
Внеситуативное общение может проходить только в речевой форме – как разговор ребенка и взрослого. Такое общение предъявляет новые требования к поведению взрослого. Здесь уже недостаточно просто быть внимательным к ребенку и играть с ним в игрушки. Нужно обязательно разговаривать, рассказывать о том, чего сам дошкольник еще не знает, не видел, расширять его представления о мире.
Со временем внимание дошкольников все больше привлекают события, происходящие среди людей. Человеческие отношения, нормы поведения, качества отдельных людей начинают интересовать ребенка даже больше, чем жизнь животных или явления природы. Что можно, а что нельзя, кто добрый, а кто злой, что хорошо, а что плохо – эти и другие подобные вопросы волнуют старших дошкольников. Так возникает самая сложная и высшая в дошкольном возрасте форма общения.

Выясняем уровень общения ребенка:

  1. выбор ситуации общения;
  2. активность ребенка в разных ситуациях: его разговорчивость, способность проявить инициативу и развивать тему общения;
  3. чувствительность к словам и действиям партнера, способность слышать высказывания другого и адекватно отвечать на них;
  4. общий интерес и настроение ребенка: его сосредоточенность на теме общения, раскованность, эмоциональный комфорт;
  5. время, в течение которого ребенок может (хочет) общаться.

Для удобства сравнения ряд показателей (активность, чувствительность, интерес) можно оценивать по следующей шкале:
0 – полное отсутствие данного качества;
1 – слабая выраженность качества;
2 – средняя выраженность качества;
3 – сильная выраженность качества (яркие и частые проявления инициативы или повышенное внимание к собеседнику).

Сравнивая эти показатели в трех ситуациях общения, можно выяснить, какая из них является наиболее привлекательной для ребенка и, следовательно, какой уровень общения доступен для него. Если ребенок одинаково активно принимает все предложенные ситуации, можно зафиксировать наиболее высокую форму общения со взрослым – внеситуативно-личностную, которая формируется к концу дошкольного возраста и обеспечивает школьную успешность ребенка.

На каком языке ваше чадо лучше поймет вас
Бывает, что дети до конца дошкольного возраста «застревают» на уровне ситуативно-делового общения или же, наоборот, опережают время. Как же узнать, какие формы общения развиты у ребенка и соответствуют ли они его возрасту?
Для выявления формы общения следует использовать различные ви­ды взаимодействия в разных ситуациях, моделирующих ту или иную форму общения. Для моделирования ситуативно-деловой формы общения оптимальной ситуацией является совместная игра, внеситуативно-познавательной – беседа по книжке, внеситуативно-личностной – разговор по душам. Итак, вы осуществили с ребенком все три вида общения. У вас сложилось определенное впечатление о нем: что ему больше нравится делать с вами, что – меньше. Для того чтобы выявить уровень развития общения ребенка, нужно сравнить его активность и заинтересованность в разных ситуациях взаимодействия: когда он чаще всего обращался ко взрослому, когда проявлял максимальную для себя сосредоточенность, в какой ситуации чувствовал себя наиболее свободно и раскованно. Важным показателем может быть также продолжительность того или иного взаимодействия. Чем дольше ему хочется общаться со взрослым в той или иной ситуации, тем более значима для него данная форма общения.


← Назад


ИЗДАНИЯ
Лечебный телегид
Пермь спортивная
Известия
МК в Перми
Новости культуры. Пермь
Вечерняя Пермь
Советский спорт
Советский спорт. Футбол
Новости районов
Образование: Пермский край
Парламентская газета
Мир новостей
РУБРИКИ
Кинопарк
Актуальные факты
Альтернативная медицина
Болезни века
В объективе
Вопрос - ответ
Забота
Звездные хвори
Зверьё моё
Здоровье великих
Испытано на себе
Исцеление верой
Консилиум
Лечить по-русски
Ликбез
Медэкспертиза
Народные рецепты
Невероятно, но проверено
Нежный возраст
Отдых
Праздник
Природотерапия
Разговор по душам
Рейтинг
Сезонный вопрос
Телу время
Фэн-шуй
Человек голодный
Человек с обложки
Что делать?
Школа выживания
Эксклюзив
Экскурс в историю
© 2010 ООО Медиакомпас
Почтовый адрес: 614070, г. Пермь, ул. Крупской, 40.
Телефоны: (342) 281-95-76, 282-54-22, 282-54-55.

Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.