Лечебный телегид  Вернуться на главную страницу
Архив
Режим поиска:
и или

ИНТЕРЕСНОЕ
ПАРТНЕРЫ


Лечебный телегид

На сайте размещены материалы издания "Лечебный телегид", созданного и выпускавшегося редакцией ООО "Репортер плюс" начиная с №1 (от 7 августа 2006 года) по № 134 (до 16 апреля 2009 года).



08.05.2008
Почему люди воюют?

«Быть созданным, чтобы творить, любить и побеждать, – значит, быть созданным, чтобы жить в мире. Но война учит всех проигрывать и становиться тем, чем мы не были».

А. Камю.


Смотрю в окно: наши дворовые ребятишки играют в войну, кричат, спорят. Так же играли мои ровесники. А папы – они не играли, они жили на войне, они были еще маленькими для того, чтобы пойти на фронт, но уже достаточно большими, чтобы работать для фронта. Они не играли в войну, они ее ненавидели, она отняла у них детство, отняла у них доверие к миру. Я слушаю их рассказы о войне и плачу, плачу от беспомощности: так хочется защитить их, помочь моим маленьким родителям. От ужаса время переворачивается в моем сознании – я осознаю себя большой, сильной, мудрой, а родители мои – беспомощные малыши, на которых катится безжалостная машина войны. Я удивляюсь, что среди этого кошмара мои родители не просто выжили, они остались способными любить, смеяться, радоваться, просто жить.

Легенда о первой войне
Недавно мой внук пришел в детский сад с автоматом, но воспитательница отправила автомат обратно, сказав при этом: «Нам и без вашего автомата хватает войны. Мы не позволяем детям приносить оружие в группу, но мальчики вчера сделали из „Лего“ маленькие пистолетики и устроили такую войну в группе, всех девочек расстреляли». Откуда в наших милых малышах это желание убивать, пусть даже понарошку, в игре, но убивать, разрушать, а не созидать?
Священники говорят, что в каждом человеке присутствует первородный грех, унаследованный нами от Адама и Евы – из-за него мы причиняем зло ближнему, воюем. Библейская история о Каине и Авеле – это первое убий­ство, первая война в истории человечества: началась она очень мирно: братья принесли Богу жертвы за грех, Авель –пастух – принес, как и положено было обычаем, ягненка, а Каин, земледелец, – вместо ягненка принес плоды своего труда. «И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел» – и Каин убил своего младшего брата из зависти. Авель был свидетелем унижения Каина, живым укором его самонадеянности. Причиной первой войны стали зависть и самонадеянность.

Каковы причины войны в современном мире?
Современные специалисты, занимающиеся проблемами войн в целом, многие годы ищут ответы на ряд вопросов. Каковы причины войн? Что заставляет человека вновь и вновь причинять вред окружающим, да и себе? Как избежать этого? Эти вопросы вызывают живой интерес у философов, психологов, социологов, педагогов, работников правоохранительных органов.
Продолжим историю войн. В далеком прошлом нападения одного народа на другой служили простой и понятной цели – отобрать что-нибудь ценное и начать за счет этого жить немного лучше. Другими словами, существуют экономические причины для развязывания войн. В XX веке отношение к войне изменилось коренным образом. Первая мировая война окончательно развеяла мифы о достойном занятии для настоящих мужчин, когда солдаты из «благородных рыцарей» превратились в «пушечное мясо». Безумная, античеловеческая идеология фашизма подняла войска множества стран во время второй мировой войны.
На первый взгляд кажется, что рациональных мотивов у психологии нацизма нет. Без учета психологических факторов невозможно понять, каким образом нацизм приобрел власть над целым народом. Классик современной психологии Эрик Фромм проанализировал феномен нацизма. Чтобы понять психологию нацизма, сравним историю развития каждого человека и историю развития общества в целом.

Теория которая могла уничтожить мир
Как же формируется у человека его отношению к миру? Откуда появляется в нас чувство воинственности и ненависти?
Младенец является биологически отдельным существом, но еще в течение долгого времени сохраняет свое единство с матерью. Ребенок не свободен: узы, связывающие его с матерью, дают ему чувство принадлежности, гарантию безопасности, – Фромм называет их «первичными узами». Они предполагают отсутствие индивидуальности, но дают уверенность и жизненную ориентацию. Родители олицетворяют власть, но еще не осознаются как совершенно от­дельные существа: они – часть мира ребенка, а весь этот мир – часть его самого. Ребенок растет, освобождается от первичных уз, теперь ему необходимо сориентироваться и укорениться в мире, найти для себя какие-то гарантии, развивается стремление к свободе и независимости. Меняется и отношение к власти, к родителям. Процесс развития индивидуальности раздваивается: с одной стороны – личность развивается, с другой – растет одиночест­во, чувство одиночества, отделенности от других. Эта отделенность от мира, который в сравнении с отдельно взятым человеком представляется ошеломляюще громадным, мощным – а иногда и опасным, угрожающим, – порождает чувство беззащитности и тревоги. Пока человек был неотделим от мира, он и не боялся его, но, превратившись в личность, он остается один на один с этим миром. Возникает стремление отказаться от своей индивидуальности, побороть чувство одиночества и беспомощности.
Как это сделать? Есть два пути: заглушить волю к свободе, индивидуальности, подчиниться. Такой подросток послушен, безыни­циативен, предсказуем, безволен. Как удобно родителям! Но противоречия между властью и ребенком, подчиняющимся этой власти, так и остаются. В конечном итоге это подчинение проводит к обратному результату: возрастает неуверенность в себе, развиваются враждебность и мятежность, которые тем более опасны, что направлены против людей, от которых ребенок продолжает зависеть. Другой путь – воссоединение с миром в спонтанности любви и творческого труда. Такие связи соединяют человека с миром, не уничтожая его индивидуальности. Это трудный путь постепенного развития самостоятельности, ответственности, не раз на этом пути ребенок будет падать, набивать шишки. Но только из такого ребенка вырастет личность с большой буквы.
Античеловеческая теория Гитлера основывалась на двух главных потребностях человека: жажде власти над людьми и потребности в подчинении подавляющей внешней силе. Эти мысли он провозглашал в бесчисленных речах, благодаря чему завоевал массовую поддержку.
Эта идеология выросла из его личности – чувство неполноценности, ненависть к жизни, аскетизм и зависть к тем, кто живет полной жизнью. Личность Гитлера возбуждала и привлекала к себе людей с аналогичным складом характера. Они становились горячими приверженцами человека, выражавшего их собственные чувства. Низы среднего класса были удовлетворены не только идеологией: была создана иерархия, в которой каждый имел кого-то над собой, кому он должен был повиноваться, и кого-то под собой, над кем ощущал свою власть. Таким образом, идеология и практика нацизма удовлетворяла запросы, происходящие из особенностей психологии большей части населения, и задавала ориентацию другой части: тем, кому не нужны ни власть, ни подчинение, но кто утратил веру в жизнь, собственные решения и вообще во все на свете. Такова психология нацизма, но понимание его происхождения – не повод для его оправдания. Это повод задуматься над собственным выбором.

Война не решает конфликтов
Мировое сообщество, создав Организацию Объеди­ненных Наций в 1945 году, провозгласило неприемлемость войны для решения конфликтов и неприкосновенность суверенитета каждой из стран. Также и убийство во всем мире считается тяжелейшим уголовным преступлением. Однако войны продолжаются, разве что подвести идейную базу стало сложнее. Теперь агрессия оправ­дывается исключительно высшей целью: «братской помощью», «освободительной борьбой», «восстановлением правопорядка» или «экспортом демократии». Как ни печально признавать, война до сих пор естественна для народов. Пусть уже никто в открытую не планирует откровенно агрессивный захват чужой территории, но оборона своей страны понимается исключительно в военном смысле. Вероятный противник – неотъемлемая часть политики любого государства. Никому даже в голову не приходит, что защищать Родину можно иначе. Вот ведь парадокс: прогресс шагает по планете гигантскими шагами, полностью перестроилось общество в большинстве стран – а методы «защиты отечеств» остались теми же, что и в каменном веке. С той лишь разницей, что вместо дубинок у нас теперь ядерные боеголовки.

Лариса Байбородина.


← Назад


ИЗДАНИЯ
Лечебный телегид
Пермь спортивная
Известия
МК в Перми
Новости культуры. Пермь
Вечерняя Пермь
Советский спорт
Советский спорт. Футбол
Новости районов
Образование: Пермский край
Парламентская газета
Мир новостей
РУБРИКИ
Кинопарк
Актуальные факты
Альтернативная медицина
Болезни века
В объективе
Вопрос - ответ
Забота
Звездные хвори
Зверьё моё
Здоровье великих
Испытано на себе
Исцеление верой
Консилиум
Лечить по-русски
Ликбез
Медэкспертиза
Народные рецепты
Невероятно, но проверено
Нежный возраст
Отдых
Праздник
Природотерапия
Разговор по душам
Рейтинг
Сезонный вопрос
Телу время
Фэн-шуй
Человек голодный
Человек с обложки
Что делать?
Школа выживания
Эксклюзив
Экскурс в историю
© 2010 ООО Медиакомпас
Почтовый адрес: 614070, г. Пермь, ул. Крупской, 40.
Телефоны: (342) 281-95-76, 282-54-22, 282-54-55.

Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.