На сайте размещены материалы издания "Лечебный телегид", созданного и выпускавшегося редакцией ООО "Репортер плюс" начиная с №1 (от 7 августа 2006 года) по № 134 (до 16 апреля 2009 года).
06.09.2007
Страшнее кошки зверя нет!
Мы настолько привыкли повседневно видеть животных на улице, в собственных квартирах или цирке, что перестали задумываться об их потребностях и желаниях. Мы заводим животное как предмет обихода. В цирке мы восхищаемся профессионализмом дрессировщика, не вспоминая о том, какой ценой этот труд достался самому зверьку. Мы хотим экзотики… Все о том, насколько ранимыми или опасными могут быть окружающие нас существа, «Лечебному телегиду» в эксклюзивном интервью рассказала уникальный ветеринарный врач Пермского цирка, на лечение к которой заболевших четвероногих друзей привозят со всей России, Татьяна Анатольевна Непримерова.
Психологией животного пренебрегать нельзя
Я постоянно говорю: животное всегда право. Как в торговле – клиент всегда прав, так и в ветеринарии – животное всегда право, что бы ни случилось. Если оно и нападает, то ни в коем случае не от злобы, а от естественного желания защитить себя – от укольчика или просто от вашего резкого подхода. Например, лошадь всегда спит стоя, и если ты не предупредил ее о своем приходе, то она, испугавшись, может лягнуть, прижать к стене своим телом – а это от 200 до 400 кг чистого веса! Но даже человек в ситуации испуга способен на невероятные вещи. А любое животное, и мелкое, и очень крупное, отлично умеет себя защитить.
Задача же человека, который взял животное под опеку – в силу профессии, или просто в дом, – продумать, как можно избежать негативных моментов. Для этого ни в коем случае не надо использовать «палку и кнут». В «звериных» академиях сейчас большое значение уделяют поведенческой линии животных, и «вскрываются» удивительны факты звериной психологии, о которых простой обыватель даже и подумать не может. На Западе даже существуют психотерапевты для животных.
Вот вы знаете, что такое – привычная, милая домашняя кошка? Вряд ли! А я, как врач-ветеринар, уверяю: страшнее кошки зверя нет. Она так выворачивается, изворачивается, бьет и когтями, и зубами, что может нанести очень сильные травматические повреждения. И эти повреждения могут быть значительно серьезнее, чем если бы вы «не поладили» с крупной собакой.
Примерно так же – до последнего – обороняются та же лошадь, верблюд, корова, слон. Врач должен, прежде всего, обезопасить и себя, и животное – предупредить, не напугать. Правда, к сожалению, некоторые предпочитают заниматься побоями. А я, например, всегда оправдываю животных. Особенно если зверь болен и вынужден еще страдать от укольчиков и прочих процедур.
И конечно, всегда, когда лечу зверье, стараюсь чтобы все прошло как можно быстрее, и затем – обязательно! – награждаю за пережитые мучения. Хотя оговорюсь, что это моя точка зрения, и многие артисты считают, что звери поощрение не запоминают, поэтому любое «сюсюкание» неэффективно и бессмысленно.
Что у зверя в голове – знает только он сам
Меня часто спрашивают: как вы не боитесь заходить в клетку? Каждый должен заниматься тем делом, к которому способен. Я очень боюсь высоты и не смогла бы работать монтажником-высотником. А к животному подхожу не боясь, что оно меня укусит, ударит.
Тут важно знать как обороняется каждое животное. Тогда мои пациенты и не причинят вреда ни себе, ни мне.
Это относится ко всем, кроме хищных животных из семейства кошачих. Этой группе животных не объяснишь, что больно делается для их же пользы. У животного логика простая – лучше опасаться чего-то, чем что-то не предусмотреть.
Конечно, не всегда животное нападая, обороняется. Иногда для него это просто игра. Медведь, обезьяна даже в зоопарке, если ты слишком близко подойдешь к клетке, лапой могут тебя подтащить, а что им в голову придет дальше – неизвестно.
Но это от безысходности. Например слону, любой клетки или вольера мало будет. Поэтому такие животные стоят, упершись невидящим взглядом в стену. Ощущение несвободы может приводить к очень тяжелым психогенным заболеваниям, неврозам – это так называемый «медвежий кач», когда медведи в зоопарке нескончаемо раскачиваются из стороны в сторону.
В объятьях у слона
Животное человека чувствует на очень тонких материях. Однажды Тереза Дурова мне сказала: «Давай проведем эксперимент. Если тебя слоны примут, значит, ты хороший человек». Мы пришли к слонам, переоделись – не пугать же животное белым цветом, я вообще стараюсь менять халаты на синие и черные. Так вот Мумри, мудрая, в возрасте, слониха, которой если кто-то не нравится, она начинала шипеть, плеваться и все что угодно делать, сначала меня обнюхивала, потом начала лазить по карманам, обвила хоботом (хотя это считается опасным). То есть приняла.
Своя опасность в таком близком контакте с диким зверьем есть. Однажды у нас был случай – медведь покалечил работника цирка. Тот садился в глубокий присед на широко расставленных ногах, а это поза угрозы для мишки. В результате медведь не выдержал и сагрессировал на такое поведение человека.
Но и тут мишка не виноват, потому что напал, реагируя на угрозу, а не просто чтобы нанести вред. А он слегка оцарапал спину. Того человека уволили, а медведь прошел момент реабилитации и снова работал нормально.
А вот среди клана обезьян ты та же обезьяна. Отношения надо построить по «их правилам». Однажды я работала с крупным шимпанзе Моней – с ним стараются не фамильярничать. Я просто сидела и смотрела, как он ест. Каждый раз он показывал на мою ногу. Я должна была придвинуть ее к клетке. Он босоножку расстегнет, я застегну, он снова расстегнет. Он так развлекался: ты его поглаживаешь, поощряешь, имитируешь его жесты.
Но когда на территорию зашли молоденькие девочки, он схватил решетку, встал в полный рост, почти 190 см, так заорал, что даже я испугалась. А они ему просто не понравились.
Лучшие питомцы – цирковые «пенсионеры»
Животных, которые вышли на пенсию, цирковые артисты стараются пристроить в семьи. Они очень благодарные, послушные. Например, собачка в цирке всегда выступает в массовке – солистов-собак не существует. А тут вдруг внимание уделяется только ей, никакие «коллеги» не мешают – и она счастлива. Поэтому никто еще не пожалел, что взял циркового «пенсионера».
Говорят, человек со временем забывает хорошее, а помнит только плохое, так вот у животных – все наоборот. Они хорошее помнят – во всяком случае, мне именно так хочется думать.
Некоторые животные дают сделать внутривенное введение без всякой фиксации. Иногда собака протягивает лапку, и виден ее испуг. Она переживает, трясется, но понимает, что это необходимо.
Я не говорю, что животное может стать человеком, но оно в определенной мере очеловечивается, начинает понимать твою интонацию, тембр голоса. «Медицина лечит человека, а ветеринария – человечество», – сказал Павлов, и в этом он был прав.
Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.