На сайте размещены материалы издания "Лечебный телегид", созданного и выпускавшегося редакцией ООО "Репортер плюс" начиная с №1 (от 7 августа 2006 года) по № 134 (до 16 апреля 2009 года).
06.09.2007
Каждый родитель твердо знает или подозревает, что его чадо – гений. Но что с этим гением делать: гордиться, бояться, учить или?..
Дети-вундеркинды
Вундеркиндами называют детей обычно до 15 лет, которые, несмотря на юный возраст, уже успели достичь признания, а иногда и выдающихся результатов. В науке, искусстве – математике, музыке, поэзии – и спорте имена вундеркиндов известны всему миру.
Одаренность у детей проявляется в любознательности, быстром запоминании нового, умении воспользоваться своими знаниями. Еще вчера полуторагодовалый малыш наблюдал, как вы показываете ему мультики, а сегодня он сам включает компьютер, вставляет диск в дисковод: «Хочу мультик про Пуха!»
У некоторых взрослых волосы встают дыбом, когда ребенок в три года начинает читать. А другим мало и того, что малыш уже говорит на трех языках (всего-то).
Есть дети, которых с раннего возраста чему-нибудь напряженно обучают, не важно чему – игре на скрипке или в шахматы. Составлено жесткое расписание занятий, секций кружков. Родителям хочется, чтобы ребенок знал больше, еще больше, умел все, что не успели выучить они в своем далеком детстве (сами-то вместо секции каратэ за кошками гонялись). Всем, кто хочет сделать из своего ребенка вундеркинда, именно сделать, а не развить или раскрыть способности, – не торопитесь. Подумайте, а нужно ли ребенку держать в голове весь Эрмитаж и все симфонические партитуры в придачу?
Недетские страшилки
Некоторые считают, что гениальные способности генетически связаны с рядом тяжелых заболеваний. Психические заболевания у талантливых людей встречаются в 7-8 раз чаще, чем у их обычных современников. Нередко гениальность сопровождается подагрой. Этому, кстати, нашли вполне научное объяснение. Подагру вызывает повышенный уровень мочевой кислоты, которая по своей структуре очень похожа на кофеин и теобромин – известные стимуляторы умственной деятельности. В целом гении живут на четырнадцать лет меньше, чем их современники. Нередко чудо-дети умирали в детстве или юношестве.
Мечтать не вредно
Вредно, как известно, не мечтать. Поэтому позвольте помечтать и своему чаду. Каждый ребенок действительно талантлив, просто мы не всегда видим, в чем именно. Не нужно навязывать маленькому исследователю свои любимые занятия. Просто дайте ему выбрать, предлагайте разные занятия, разные темы – ведь он еще не знает, как много в мире интересного. Не заставляйте малыша долго и упорно изучать то, что ему не нравится. Ведь от любимого занятия он сам не сможет оторваться, сам захочет совершенствоваться в выбранной области, нужно только поддерживать его начинания.
Для вундеркиндов важен баланс нагрузки. Недостаток нагрузки губителен для таланта – мозгу нужно постоянно трудиться, решать все новые и все более трудные задачи. Избыток губителен для психики. Найти оптимальное решение – главная задача родителей гения. Сделать так, чтобы ребенок был счастлив. В конце концов, каждое чадо – это чудо. Нужно только быть к нему внимательным, открывать для него новые возможности для творчества, не форсировать события, но и не запирать перед ним двери в мир.
Возвращение из сказки
Вундеркинды поражают окружающих сверхранним развитием и недетскими достижениями. Авиценна, Гендель, Моцарт, Бетховен, Шопен – имена тех вундеркиндов, гений которых с годами раскрылся в полную силу. Однако около 90% бывших вундеркиндов рано или поздно становятся обыкновенными людьми – заурядными и ничем не примечательными.
В какой-то момент (обычно это происходит к двадцати годам) сверстники, не обладающие исключительными талантами, почему-то догоняют и перегоняют бывших юных гениев. И хотя большинство из чудо-детей получают отличное образование, далеко не у всех складывается карьера и почти всегда существуют проблемы в личной жизни.
Ведь вундеркинды в своем подавляющем большинстве – так называемые инвалиды общения. В детстве они не могли, просто физически не имели возможности развиваться эмоционально – все силы мозг и нервная система тратили на интеллектуальное развитие. В результате во взрослом возрасте у них очень часто развивается специфический невроз, который психологи уже давно называют синдромом бывшего вундеркинда.
ФЕНОМЕНАЛЬНЫ БЕЗ ОГОВОРОК
Известен пример Кристиана Фредерика Гейнекена, родившегося в Германии в начале восемнадцатого века. В возрасте восьми месяцев он разговаривал как взрослый образованный юноша, в два года читал и комментировал Ветхий и Новый Завет. Но его слабые ручки едва могли держать перо, не говоря уже о книге, а в четыре года он предсказал свою скорую смерть. К сожалению, его предсказание скоро исполнилось.
Ученые обнаружили, что успехи в выбранной области редко зависят от природного таланта. Если заниматься одним и тем же видом деятельности в течение 10 лет, постоянно выполняя все более сложные задания, можно достичь великолепных результатов. Исследователи полагают, что именно такая упорная и продолжительная работа лежит в основе феномена Моцарта.
Ученые из Национального института здоровья в Мериленде (США), используя метод магнитно-резонансного сканирования, выявили, что в раннем возрасте кора головного мозга у детей-вундеркиндов тоньше, чем у их сверстников, однако процессы утолщения коры происходят у них значительно дольше и интенсивнее, достигая пика к 11-12 годам. После этого объем коры начинает быстро сокращаться. Кора головного мозга у детей со средними способностями изначально обладает большим объемом, ее толщина увеличивается медленнее и быстрее достигает максимума. Последующее сокращение объема коры головного мозга протекает у обычных детей медленнее, чем у вундеркиндов. Причины указанных особенностей остаются неизвестными. По мнению исследователей, ускоренные процессы изменения коры головного мозга у детей-вундеркиндов связаны с более интенсивными, чем у обычных людей, процессами формирования центров, регулирующих интеллектуальную активность.
ДЕТИ – ЛУЧШИЕ АКТЕРЫ
Джоди Фостер
Младшая дочь в большой семье оказалась вундеркиндом: ей едва минуло три года, когда она поразила всех, неожиданно прочитав вслух все вывески в зоопарке. Мать отдала ее в школу для сверходаренных детей, параллельно она дебютировала на телевидении в программе старшего брата и, по отзывам, очень профессионально изображала трехлетнюю кокетку в рекламных роликах, внося тем самым немалую толику в семейный бюджет. Джоди выросла в признанную актрису серьезного кино (а с недавних пор и режиссера).
Софи Марсо
Софи Марсо, дочь шофера трейлера и продавщицы, в кино попала случайно: от одной из своих подруг она как-то узнала о том, что Клод Пиното набирает подростков для своего нового фильма, и решила за компанию с ней сходить на кинопробы. В результате 14-летнюю Марсо выбрали на главную роль из нескольких тысяч претенденток. Софи Марсо – единственная француженка, сделавшая настоящую карьеру в Голливуде.
Татум О’Нил
Самым юным лауреатом премии «Оскар» за всю историю стала 6-летняя девочка Татум О’Нил (лучшая женская роль в драме «Бумажная луна» 1973 года). Однако она так и осталась «актрисой в детстве».
Макколей Калкин
Макколей Калкин («Один дома‑1, 2», «Богатенький Ричи») – всеми любимый в своем детстве, но, похоже, тоже не нашедший свою нишу в качестве взрослого актера. До того как утвердить мальчика на роль, режиссер посмотрел и отверг около 200 юных претендентов, признав наконец, что Калкин подходит ему как нельзя лучше.
Дрю Бэрримор
Дрю Бэрримор на виду у публики с четырех лет – со времени выхода одного из самых любимых американцами фильмов – «Инопланетянина» Стивена Спилберга, прошла огонь, воду, наркозависимость, все пороки Голливуда. Теперь известна больше по развлекательным фильмам вроде «Ангелов Чарли» или романтических комедий.
Близняшки Олсен
Сегодня близняшки Олсен – не просто актрисы, а целый торговый бренд – они выпускают одежду, духи, косметику и еще много чего. Их актерская карьера началась с игры в телевизионном сериале «Полный дом», где они по очереди исполняли роль одного и того же персонажа. Мэри-Кейт и Эшли везде появлялись вместе – в кино, на постерах, в журналах и даже в видеоиграх, а потому воспринимаются публикой как единое целое.
Трое из «Гарри Поттера»
Трое из «Гарри Поттера» выросли или на глазах зрителей, или вместе с ними. Ребятам было по 11-12 лет, когда их настигла мировая слава. Самая большая опасность для них в будущих актерских карьерах – остаться только Гарри, Роном и Гермионой.
Мария Лукашина. (В статье использована информация журнала «В мире науки», e-news.com.ua, КиноПоиск.Ru, mosmedclinic.ru, marceau-s.com).
← Назад
|