На сайте размещены материалы издания "Лечебный телегид", созданного и выпускавшегося редакцией ООО "Репортер плюс" начиная с №1 (от 7 августа 2006 года) по № 134 (до 16 апреля 2009 года).
28.08.2007
«Мне всегда будет тридцать девять лет, и ни на один день больше!» – фраза одной из героинь, сыгранных Любовью Орловой. Так ее и вспоминают уже второй век – молодой, красивой, недосягаемой.
В 30‑е–40‑е годы прошлого века врачи-психиатры сочли необходимым ввести термин «синдром Орловой» – многие их пациентки изнуряли себя диетами, старательно выкрашивали волосы и возводили себя то в сестры, то в дочери любимой актрисы.
Непростая юность
В роду Орловой, одном из старейших дворянских, и знаменитый Григорий Орлов – любовник царицы, и возлюбленная Пушкина Екатерина Раевская, а в родственниках – писатель Лев Толстой. Ее талант актрисы первым заметил Федор Шаляпин. Любе тогда было семь лет, и малышка участвовала в детских домашних спектаклях, мечтая стать актрисой. Но до того как эта мечта стала реальностью, Орловой, как и миллионам других женщин, пришлось много и трудно работать. Во время Гражданской войны семья Орловой держала корову, и сестры Люба и Нонна носили молоко в Москву. Воспоминания – вполне реальные – остались на всю жизнь: в кадре вы никогда не увидите руки актрисы крупным планом: распухшие суставы и вздувшиеся вены пленке ни к чему.
Уже потом Любовь Орлова окончила Московскую консерваторию и хореографическое отделение Московского театрального техникума. Работала в Московском музыкальном театре под руководством Владимира Немировича‑Данченко.
После первой пробы в кино актриса клялась никогда не сниматься! Режиссер заметил на лице родинку и заявил, что на большом экране такие недостатки неприемлемы.
Однако до первого своего настоящего успеха она снялась в двух кинолентах – «Любовь Алены» и «Петербургская ночь».
Толстой — писатель не без способностей
О том, что стало с тем режиссером, история умалчивает, а звезда Орловой вспыхнула в комедиях «Веселые ребята», «Цирк», «Волга-Волга», ставшими «золотой» советской классикой. Она изображала то поющую домработницу, то артистку цирка, то почтальоншу. Во времена советских мифов эти светлые жизнерадостные образы завоевывали место в сердце каждого человека. Зрителям фильмов казалось: вот она – настоящая счастливая жизнь, где сбываются мечты, где все люди друг другу родные. Пусть не здесь, не у нас, но ведь где-то там...
Героини Орловой всегда были искренними, эмоциональными. Они и работали, и успевали петь и танцевать, любить и страдать.
Да она и в жизни была похожа на своих героинь – талантливая актриса, танцовщица, певица. Разъезжая по городам с концертами, она очень просто и по-доброму общалась со своими поклонниками, с журналистами. «Сказать, что Орлова — добрый человек, — замечала Раневская, — это все равно, что признать, будто Лев Толстой — писатель не без способностей».
Проси чего хочешь
Одним из поклонников Орловой был Иосиф Сталин, который собственноручно вписал имя начинающей актрисы в список награжденных. Так Любовь Орлова получила орден, а Утесов, под которого, собственно, писался сценарий, – фотоаппарат. И со своим высокопоставленным поклонником Орлова пыталась быть искренней – когда в порыве щедрости вождь народов предложил ей как в сказке «просить чего хочешь – все будет исполнено», Любовь Петровна попросила сообщить ей о судьбе своего первого мужа, репрессированного Андрея Берзина, и устроить встречу с ним. Увы, сказки не получилось – вскоре ей сообщили, что муж жив и актрису могут воссоединить с ним в лагере, если, конечно, она захочет...
Идеальная пара
Однако в жизни актрисы Любови Орловой уже произошла судьбоносная встреча с режиссером Григорием Александровым (настоящая фамилия – Мормоненко), который стал ее вторым и последним мужем. Отныне она снималась только в его фильмах, они строили совместные планы и до конца жизни прошли рука об руку, как сказочные принц и принцесса.
Кто-то считает их идеальной парой: они прожили вместе почти 40 лет, ни одной интрижки на стороне, всегда вместе, всегда рядом. Кто-то считает их любовь тщательно поддерживаемым мифом – ведь они всегда обращались друг к другу только на «вы», даже спали в разных комнатах... Как бы ни было на самом деле, эти два человека очень много друг для друга значили.
Любовь Орлова умерла от рака поджелудочной железы. Перед смертью – последний звонок мужу: «Где же вы, Гриша? Я вас жду…» Григорий Александров примчался, чтобы принять последний вздох… Потом – депрессия, и прощание – документальный фильм «Любовь Орлова».
Прикамские эпизоды
70 лет назад, в августе, в Пермь прибыла экспедиция киностудии «Мосфильм» для съемок художественного фильма «Волга-Волга». Что называется, воспользолвавшись случаем, Любовь Орлова выступила в городском саду им. Горького в Перми.
В то время еще «только» заслуженная артистка РСФСР, Любовь Орлова исполнила несколько песен из популярных фильмов и романсы Мусоргского, Чайковского, Даргомыжского, Глинки. Толпы зрителей тепло встречали одну из любимых героинь советского кино. Чрезвычайно досадным недостатком вечера газеты того времени называют «сверхпровинциальное запоздание» начала концерта почти на час.
Григорий Александров уверял, что идею фильма о великой русской реке ему подсказал Чарли Чаплин, с которым дружила
семья Александрова и Орловой. Настоящие авторы сценария помимо Александрова – Н. Эрдман, М. Вольпин – в титрах не указывались, поскольку в это время были в опале и не могли появляться не только в Москве, но и в титрах.
По сюжету, местный бюрократ И. И. Бывалов (И. Ильинский) мечтает о службе в столице. Но вместо ожидаемого вызова на службу он получает распоряжение прислать на всесоюзный смотр в Москву участников художественной самодеятельности. В городе есть два самодеятельных коллектива, но Бывалов считает, что посылать их в столицу нельзя. Соперничающие друг с другом хор народной песни под управлением письмоносицы Дуни Петровой (по прозвищу Стрелка) и симфонический оркестр под руководством Алеши Трубышкина отправляются в Москву по Волге, каждый – своим ходом. После череды неурядиц и недоразумений оба коллектива все-таки попадают на всесоюзный конкурс, где первую премию получает Дуня Петрова. Она оказывается не только талантливой певицей, но и автором песни, которую уже знает вся страна.
Большая часть съемок фильма «Волга-Волга» проходила на натуре – на Каме и Чусовой. Специально для кинофильма «Волга-Волга» были построены два судна: «Лесоруб» и «Севрюга». Александрову понравились речные пейзажи возле деревень Усть-Сарапулка и Непряха. В съемках некоторых массовых сцен принимали участие местные жители. Закончили экспедиционную часть съемок уже на Волге, в районе Жигулей.
Перед съемками Любовь Петровна работала почтальоном, чтобы лучше вжиться в роль Дуни Петровой, как работала после на текстильном предприятии для фильма «Светлый путь». Она старалась оттачивать каждый жест, каждый поворот головы, каждый свой взгляд, и в этом актрисе помогал муж, Григорий Александров.
Фильм вышел на экраны в 1938 г. и был удостоен Сталинской премии 1‑й степени. А в 1941 году Государственной премии СССР за участие в фильме «Волга-Волга» была удостоена Любовь Орлова.
Материал подготовлен на основе сайтов Peoples.ru, Любовь Орлова: сайт-портрет, Энциклопедия отечественного кино
← Назад
|