Лечебный телегид  Вернуться на главную страницу
Архив
Режим поиска:
и или

ИНТЕРЕСНОЕ
ПАРТНЕРЫ


Лечебный телегид

На сайте размещены материалы издания "Лечебный телегид", созданного и выпускавшегося редакцией ООО "Репортер плюс" начиная с №1 (от 7 августа 2006 года) по № 134 (до 16 апреля 2009 года).



13.07.2007
В первый пошёл!


Чем ближе начало нового учебного года, тем больше забот появляется у родителей. Во что одеть чадо, какие учебники купить, сколько денег отложить на нужды школы?.. В этой суматохе многие мамы и папы совсем забывают, что кроме экипировки ребенку требуется еще и повышенное внимание, особенно если он идет в школу впервые. Об особенностях психологической подготовки малыша к первому классу – в интервью с Ириной Шуваевой, психологом Мотовилихинского психологического центра.

У ребенка должно быть детство

– Ирина Юрьевна, за какое время до начала учебного года оптимально начинать готовить малыша?

– Я думаю, что не раньше, чем за год. Потому что ребёнок должен прожить своё детство, полностью наиграться и только потом пойти в школу.

– Считаете ли вы необходимым, чтобы ребёнок до первого класса прошёл начальную школу? Может ли её заменить домашняя дошкольная подготовка?

– Обучение должно начинаться в первом классе первой учительницей, а ни в коем случае не дома, не с репетитором и не в детском саду. Я разговаривала с разными родителями, которые рассказывали, что их ребёнок в 4 года читает. Слыша такие разговоры, не надо сравнивать своего малыша с другими, – это первое. А второе – нужно помнить, что с 4 до 7 лет самая главная функция психики – развитие. Это ролевые игры («школа», «больница», «дочки-матери»), посещение различных культурных мест, общение, развитие гигиенических навыков, навыков самообслуживания и ни в коем случае не обучение. Ведь развитие – это степень сознательности, просвещённости и культурности. А обучение – освоение навыков и знаний. У нас же получается, что детей натаскивают к школе с четырех лет, заставляют учить догмы, учить совершенно нехарактерной деятельности.

– И что является следствием такого неправильного подхода?

– То, что, придя в школу, дети начинают играть. Кроме того, существует ещё одна проблема. У мозга есть этапы созревания, и именно к 7 годам созревают участки мозга, отвечающие за приём и переработку информации. И то, что мы, психологи, идя на поводу у родителей разрешаем отдавать ребёнка с 6 лет в воскресную школу – лишь следствие слишком строгих требований с малыша уже в первом классе. Поэтому всё же лучше в течение года до школы сохранить ребёнку психику. Когда ко мне приходят родители подростка и говорят: «мы потеряли ребёнка», я отвечаю, что потеря произошла гораздо раньше, в момент подготовки к школе.

Обучение – занятие нескучное

– Стоит ли пытаться заранее обучить ребёнка тому, что впоследствии будет изучаться в первом классе?

– Нет. Ребёнок теряет интерес, ведь он уже это проходил. А то, что его неграмотно научили, это уже дело другое.

– Каким образом нужно настраивать ребёнка?

– Ни в коем случае не говорить, что в школе будет «интересно» и «весело». Даже не произносить этих слов! Потому что когда малыш приходит после первого дня занятий, оказывается, что учёба это трудно, совсем не интересно и не весело. Реакция – негатив по отношению к школе. Лучше говорить, что учение – это труд, это работа. Сравнивать с собственной деятельностью: «Вот мы ходим на работу, и точно также на работу будешь ходить ты». Так что ребёнок, придя в школу, будет трудиться, и это окажется не так трудно, как ожидалось.

– Ирина Юрьевна, расскажите, какими должны быть советы родителей относительно общения со сверстниками?

– Невозможно сказать, так как у нас нет одинаковых людей на планете вообще. Когда формируется коллектив, каждый займёт в нём свою нишу, и уже в соответствие с занятой нишей родители должны оказывать ребёнку максимум поддержки.

– А очень ли плоха ситуация, когда ребёнок до школы почти не находился в коллективе сверстников?

– Это никакого значения не имеет. Если у ребёнка сохранена психика, то для него никаких проблем в общении быть не должно. И то, что он не ходил в детский сад или мало общался с соседями по двору, не должно вызывать переживаний родителей.

Родительская помощь:главное – не переборщить!– Каков должен быть режим сна и отдыха в последние недели до начала занятий?

– У «жаворонков» никаких проблем не возникает, проблемы будут у «сов». Тех детей, которые привыкли поздно ложиться, и нужно, начиная с августа, постепенно готовить их ложиться и вставать как можно раньше. Месяца вполне достаточно, чтобы перестроиться. Добавлю и свои личные рекомендации по поводу просмотра телевизора. Дошкольнику его положено смотреть не более 

15 минут в день, школьнику – 30 минут. Есть прямая закономерность между тем, как ребёнок читает, и будет ли он вообще читать, и просмотром телевизора. Что же до компьютера, то игры на нём разрешаются только после 14 лет! До этого возраста возможны только какие-то развивающие программы (на умение печатать, например), они должны быть под контролем родителей и непродолжительное время.

– Насколько родителю стоит интересоваться учебным процессом первоклашки?

– Нужно просто жить этим учебным процессом. Сопровождать ребёнка в школу, интересоваться его школьными делами до 7-го класса. А водить малыша в школу следует до четвертого класса включительно, даже если вы живёте в двух шагах от учебного заведения. В крайнем случае ваш ребёнок может пойти с другом, но при условии, что они выйдут из дома вместе или встретятся рядом с домом.

– Какой должна быть родительская помощь при выполнении домашних заданий?

– В зависимости от того, какой ребёнок, проверка домашнего задания может быть разной. Первый вариант – родители сидят рядом, и их чадо выполняет домашнее задание. Второй – ребёнок выполнил задание – родители проверяют. Важен вот какой момент: родители должны говорить не «Вот у тебя ошибка», а «Посмотри и найди у себя ошибку или столько-то ошибок». А вот выполнять что-то за ребёнка нельзя ни по какой причине. Потому что дальше задания будут только усложняться и наступит такой момент, когда ни родитель, ни ребёнок с ними не справятся.

Детская рассеянность

– А как бороться с таким явлением, как детская рассеянность?

– Год от года становится больше детей с рассеянным вниманием или «синдромом дефицита внимания» по 10-бальной Международной классификации болезней. Он может быть как с гиперактивностью, так и без неё. Если родители обнаружили, что у ребёнка какое-то нестандартное поведение, если начались жалобы в детском саду, нужно немедленно обращаться к психологам. Ведь это проблема, с которую нужно разрешать как можно раньше. Для таких детей существует специальный комплекс упражнений (психологическая коррекция), начать который нужно обязательно до 9 лет. Если не обратиться к врачу вовремя, могут начаться проблемы с родителями, с одноклассниками, страшной частоты прогулы…

– Какой должна быть система наказаний и поощрений для первоклассника?

– Ни в коем случае нельзя применять физическое воздействие. Наказанием может явиться лишение прогулок и просмотра телевизора. Но помните, если вы наказали ребёнка на неделю, то должны эту неделю, как бы ни разрывалось сердце, выдержать. Что до поощрений, то малыша надо хвалить, награждать сладким. Важно сделать так, чтобы сладкое не было обязательной составляющей ежедневного меню. Конфеты, торты, мороженое – всё это должно использоваться только для поощрения успехов сына или дочки.

– Что должно быть для родителя первыми признаками того, что у ребёнка не всё ладится в школе?

– Если у ребёнка какое-то неблагополучие в школе, первый признак – нарушение сна, аппетита. Перед школой – жалобы на головную боль и боль в животе. Так даёт о себе знать психосоматика. Как только выясняется, что ребёнок сегодня в школу не пойдёт, головная боль проходит сама собой. Выяснить причину проблемы можно через классного руководителя или напрямую. Но в этом случае с детьми надо уметь общаться, причём не с первого класса, а с того времени, как малыш начал говорить. Нужно учить его выражать своё эмоциональное состояние, задавать во­просы: «Что ты сейчас чувствуешь?», «Как прошёл день?» Наши родители спрашивают обычно «Какая оценка?» А нужно пойти дальше, расспросить буквально всё и всё рассказать о себе. Тогда и контакт наладится и проблем у малыша в школе будет меньше!

Анна Пепеляева.


← Назад


ИЗДАНИЯ
Лечебный телегид
Пермь спортивная
Известия
МК в Перми
Новости культуры. Пермь
Вечерняя Пермь
Советский спорт
Советский спорт. Футбол
Новости районов
Образование: Пермский край
Парламентская газета
Мир новостей
РУБРИКИ
Кинопарк
Актуальные факты
Альтернативная медицина
Болезни века
В объективе
Вопрос - ответ
Забота
Звездные хвори
Зверьё моё
Здоровье великих
Испытано на себе
Исцеление верой
Консилиум
Лечить по-русски
Ликбез
Медэкспертиза
Народные рецепты
Невероятно, но проверено
Нежный возраст
Отдых
Праздник
Природотерапия
Разговор по душам
Рейтинг
Сезонный вопрос
Телу время
Фэн-шуй
Человек голодный
Человек с обложки
Что делать?
Школа выживания
Эксклюзив
Экскурс в историю
© 2010 ООО Медиакомпас
Почтовый адрес: 614070, г. Пермь, ул. Крупской, 40.
Телефоны: (342) 281-95-76, 282-54-22, 282-54-55.

Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.