На сайте размещены материалы издания "Лечебный телегид", созданного и выпускавшегося редакцией ООО "Репортер плюс" начиная с №1 (от 7 августа 2006 года) по № 134 (до 16 апреля 2009 года).
30.05.2007
Быть независимым приятно. И это понимаешь еще в детстве, когда каждое новое знание или умение отвоевывает нам кусочек свободы. «Я сам, я сама», – говорят дети, стремясь продемонстрировать свою самостоятельность. Желание быть похожим на взрослых, которым все можно и для которых нет преград, окрыляет. Тем не менее и у взрослых этих преград предостаточно. И, к сожалению, инвалидам сталкиваться с ними приходится чуть ли не на каждом шагу.
Каким бы широким ни был спектр этих проблем, все их объединяет одно – невозможность разрешения без посторонней помощи. Это положение закреплено и юридически в Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в РФ». Документ характеризует инвалида как лицо, полностью или частично утратившее способность или возможность осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
С одной стороны, ограничение самостоятельности инвалидов вызвано объективными причинами: нарушением здоровья, травмами или дефектами организма. С этим не поспоришь. Но есть и другая сторона – условно говоря, техническая. К примеру, от части проблем и неудобств может избавить развитая инфраструктура: специальный транспорт для колясочников, особая постройка зданий и т.д.
Город не для инвалидов
Сходить в больницу или в аптеку самостоятельно даже при очень большом желании трудно: нужен транспорт, да не абы какой, а специализированный, с удобной посадкой. В Перми такие автобусы есть, но, даже несмотря на это, проблема остается нерешенной. Чтобы «поймать» нужный транспорт, необходимо знать расписание движения, которого в четко прописанном виде на данный момент нет. Преодолеть неизбежные в наших зданиях ступеньки инвалидам-колясочникам не под силу, а специальные подъезды для колясок существуют далеко не везде.
Проблемы передвижения могут перерасти в проблемы общения. Ведь, отгородившись от неудобств и унижений, человек остается в замкнутом пространстве своей квартиры и лишается полноценной коммуникации. Книги и музыка не заменяют живого собеседника, чувство одиночества неизбежно.
Начинать интеграцию с детства
Поэтому столь продуктивной кажется идея вовлеченности и интегрированности инвалидов в общество. С самого начала существования Пермское отделение Всероссийского общества инвалидов (ВОИ) рассматривало эту идею как одну из приоритетных задач своей деятельности наряду с защитой прав и интересов инвалидов, обеспечением им равных прав с другими гражданами во всех сферах общества.
Начинать же интеграцию необходимо еще в детском возрасте со школы или детского сада, где дети, как с ограниченными физическими возможностями, так и без нарушений здоровья, должны обучаться вместе. Именно в этом случае не произойдет обидной обособленности и деления на нормальных и ненормальных. Школы и детские сады должны быть одинаково удобны для инвалидов во всем, начиная с соответствующей конструкции зданий и заканчивая специализированным подходом.
Что же касается детских садов, то, к примеру, в Перми существует всего лишь один специализированный детский сад в Индустриальном районе. Понятно, что мест для всех не хватает, поэтому родители вынуждены решать проблемы самостоятельно. Мамы очень часто бросают работу, чтобы сидеть с ребенком дома. Но в этом случае возникают новые трудности: ребенок остается без общения со сверстниками, не происходит его реабилитации. К тому же распространена ситуация, когда папы, не выдержав возложенной на них ответственности, уходят из семьи. Этот вариант способен лишь ухудшить здоровье ребенка: чувство собственной вины может стать причиной расстройства психики.
Необходимо общение
Чтобы не допустить этого, опять же необходимо общение. ВОИ, например, проводит специальные акции: конкурсы рисунков, походы в театр, спортивные мероприятия и т.д. Причем не только в Перми, но и в отделениях по всему Прикамью. Не менее разнообразны и мероприятия, которые проводятся среди взрослых: турслеты, сплавы и интеллектуальные игры.
Сейчас ВОИ занято разработкой очень интересного проекта под названием «Инвамода». Проводится конкурс работ на лучшие модели одежды для инвалидов. В идеале она должна быть не просто удобной и красивой, но и маскирующей некоторые физические нарушения.
И все же, какие бы замечательные и оригинальные мероприятия ни проводило общество инвалидов, проблемы не будут решены, если желания их решать не появится и у других членов общества.
Комментарий эксперта
Как обучать детей-инвалидов?
Наталья ГРЮНТАЛЬ,
психолог Московской школы дистанционной поддержки детей-инвалидов:
Всякое обучение направлено в будущее и имеет смысл только в контексте тех целей, которых ребенок стремиться достичь. В случае тяжелого соматического заболевания, особенно с неопределенным или угрожающим прогнозом, у детей часто страдает мотивационная сфера. Ребенок перестает учиться не потому, что не может, а потому, что не хочет и не видит в работе никакого смысла. Поэтому в работе с детьми-инвалидами роль учителя заключается не только в преподавании, но и в оказании некоторой психологической помощи. Важно показать, каких целей может достичь ребенок, последовательно выполняя те или иные задания.
Очень важна и эмоциональная вовлеченность детей в процесс обучения. Потому как у многих детей-инвалидов наблюдаются расстройства в эмоциональной сфере. Ситуация болезни приводит к тому, что эмоциональный фон ребенка в целом снижен, наблюдается подавленность, тоска или апатия. И тут большую роль в изменении этого состояния может сыграть взрослый, задача которого – хвалить ребенка, подбадривать, в общем, держать положительную обратную связь.
Зачастую в процессе учебы работоспособность у ребенка-инвалида в силу истощения ЦНС быстро падает. Поэтому в ходе занятия необходимо делать небольшие перерывы, давать возможность ребенку переключиться на какую-нибудь другую деятельность.
Важно поддерживать самооценку ребенка на высоком уровне, подчеркивать значимость его личного вклада в учебные успехи. Ребенку надо показать пути преодоления тех трудностей, с которыми он столкнется в учебе.
Ульяна Плюснина.
← Назад
|