На сайте размещены материалы издания "Лечебный телегид", созданного и выпускавшегося редакцией ООО "Репортер плюс" начиная с №1 (от 7 августа 2006 года) по № 134 (до 16 апреля 2009 года).
14.05.2007
У Бога свой замысел о каждом человеке
Многих из нас время от времени одолевают так называемые вечные вопросы: зачем мы пришли в этот мир, для чего живем, к чему вообще нам надо стремиться? Мы ищем на них ответ, наверное, на протяжении всей жизни, очаровываемся и разочаровываемся, обретаем надежду и отчаиваемся, поднимаемся и снова падаем…
Протоиерей Борис Бартов, один из старейших священников Пермской епархии, ветеран Великой Отечественной войны, считает, что у Бога свой замысел о каждом человеке. И задача священника – помочь людям этот замысел понять и принять, чтобы впоследствии они были верны своему предназначению. Впрочем, сама жизнь отца Бориса – а в этом году ему исполнится 82 года – есть не что иное, как подтверждение этой истины. Он человек удивительной судьбы. Именно в военные годы он обрел веру и решил, что его жизненный путь будет посвящен Церкви. И вот уже более полувека он несет священническое служение в городе Кунгуре. А начинал свою пастырскую деятельность отец Борис в 50-е годы – время, когда детей крестили тайно и служение Богу было делом отнюдь не безопасным. Отец Борис честно выполнял свой пастырский долг: укреплял приход, заботился о людях. Сегодня он – настоятель кунгурского храма во имя Преображения Господня.
О том, как складывался его путь к вере, о годах военных и своей семье отец Борис рассказал корреспонденту «Лечебного телегида».
Все начиналось с Преображения
Родился отец Борис в крестьянской семье. Сначала они жили в деревне Кинделино, а позже, в 1930 году, переехали в Кунгур. О своих детских впечатлениях, связанных с верой, о. Борис рассказывает так:
– Помню, когда был совсем ребенком, частенько с мамой ходил в церковь. А потом, повзрослев, став пионером, комсомольцем, практически не думал ни о Боге, ни о вере. Словом, жил как все. К тому же отец вообще запрещал говорить о религии. Но вот где-то перед войной вернулся из заключения мой дедушка – очень верующий человек. Я был тогда молодым, многое меня интересовало и увлекало. Глядя на деда, я тоже стал читать Библию. Чтение оставляло след в моей душе. Но сердечного, глубокого принятия веры еще не было. Это произошло чуть позже – 19 августа 1942 года, в праздник Преображения Господня. Этот день я запомнил на всю жизнь. Помню, накануне вечером мама спросила меня: «Может, в церковь завтра сходишь?» – «А что, и схожу», – согласился я. Церковь располагалась в селе Шубине, а это в 12 километрах от Кунгура. И потому на следующий день я поднялся рано: не было и шести. Сам думаю: как же из дома-то уйти? Отец меня не отпустит. Тогда решил схитрить: взял ватман, чертежные инструменты, а отцу сказал, что пошел по учебе, мол, чертежи не готовы. Из дома вышел – ватман забросил на сеновал. И… пошел в храм Божий. Буквально враз, в одно мгновение что-то изменилось во мне. Так поразило меня все увиденное там. С тех пор я уже принадлежал Церкви.
Так уж получилось, праздник Преображения стал для отца Бориса особенным. Именно 19 августа он был крещен. В тот же день, только несколько лет спустя он впервые осознанно пришел в храм. И еще: церковь, в которой сегодня служит протоиерей и которую с 1996 года он начал возрождать, тоже посвящена Преображению.
Военные годы
– Отец Борис, в каком году Вы ушли на фронт?
– Меня призвали в армию в 1942 году, я был тогда на третьем курсе Кунгурского машиностроительного техникума. Сначала направили в Лугинскую школу авиационных механиков. Там я учился почти полтора года, и окончил ее весной 1944‑го. Получив специальность авиационного механика, служил в штурмовой авиации, на Северо-Западном фронте, в районах Старой Руссы, Новгорода. Потом – в дальней авиации. Закончил войну в Минске. Там тоже был аэродром, и моя работа заключалась в обслуживании техники – самолетов.
– Насколько я понимаю, в то время Вы уже были верующим человеком?
– В армии я прослужил 8 лет. До 50-го года.
И где бы ни был, в каких бы городах ни служил, обязательно приходил в храм. Более того, когда война закончилась, я стал потихонечку работать при храмах, читать, петь на клиросе.
– А как же армейская служба?
– Дело в том, что в последние годы службы работать механиком по состоянию здоровья мне уже было нельзя, и военное начальство определило меня в писари. Жил я тогда на квартире и располагал некоторым свободным временем, потому и мог подрабатывать в храмах.
Вернулся на родину с твердым решением стать священником
Возвратившись после демобилизации в родной город, отец Борис привез с собой целый чемодан духовной литературы. Кроме того, к тому времени у него набралась целая папка отзывов, справок от батюшек тех храмов, в которых служил. Он уже твердо знал, что желает посвятить свою жизнь Церкви, и почти сразу же отправился в Пермь, к епископу Иоанну… Владыка долго беседовал с ним, расспрашивал о семье, о службе в армии. Отец Борис показал все письменные свидетельства своей работы в храмах. И вскоре был рукоположен в сан диакона.
Сначала служил в церкви села Шубина, а затем был переведен во Всехсвятский храм Кунгура. С 1960 года стал его настоятелем. К тому времени он уже был священником.
Случайностей в жизни не бывает
– Отец Борис, у Вас огромный священнический опыт. Вы помните те времена, когда Церковь была под запретом, а также годы, когда храмы стали возвращаться Церкви, когда в них стала возрождаться молитвенная жизнь. Между тем сегодня многие нынешний интерес людей к Церкви объясняют некоей модой на православие…
– Наоборот, я вижу, что сегодня люди все более и более укрепляются в вере. Многие, причем совершенно молодые, регулярно ходят в храм, участвуют в исповеди, причащаются Святых Христовых тайн, что, собственно, и является показателем качества веры, ее глубины. Люди научаются мыслить и жить по-христиански. Они делают внутренний, сознательный выбор.
Ну а потом – сколько случаев, когда человек, казалось бы, вошел в храм совсем случайно, а остался в нем навсегда…
Один пример: еще при советской власти в храм села Кольцова, тогда в нем служил замечательный и любимый паствой священник Григорий Ахидов, пришли десять ребятишек – воспитанников детдома. На большинство ребят все увиденное в храме впечатления не произвело, а у одного парнишки душа отозвалась, он почувствовал этот мир, и он стал открываться ему. Мальчик вырос и стал священником. Вот вроде бы и случайно человек зашел в храм, но это изменило всю его жизнь.
«К каждому человеку нужно идти с сердцем»
– Отец Борис, а Ваши сыновья тоже стали священниками?
– Нет. Только старший сын. Он окончил Санкт-Петербургскую академию, сегодня он протоиерей, настоятель петербургского храма во имя Святой Троицы Измайловского полка. Дочка стала женой священника. Два других моих сына выбрали гражданские специальности.
– Ну а внуки продолжают духовные традиции вашей семьи?
– Да, в Петербурге уже сложилась целая династия: внук учится в семинарии, одна внучка выучилась на регента, другая освоила иконопись… У нас с женой сегодня восемнадцать внучат и один правнук – в общем, семья большая.
– Отец Борис, а как, на Ваш взгляд, следует строить свои отношения с детьми?
– Это очень сложный вопрос. Но мне кажется, что от детей не нужно требовать многого, не нужно их пугать, надо с добротой, пониманием к ним идти. Научить их самому элементарному – послушанию, уважению, любви. Как это сделать? Едва ли тут можно дать какой-нибудь универсальный совет. К каждому ребенку нужен индивидуальный подход. И здесь не надо знать высшую математику, нужно просто слушать сердце… Да и вообще к каждому человеку нужно идти с сердцем… Это так просто и так сложно…
Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.