На сайте размещены материалы издания "Лечебный телегид", созданного и выпускавшегося редакцией ООО "Репортер плюс" начиная с №1 (от 7 августа 2006 года) по № 134 (до 16 апреля 2009 года).
14.05.2007
Как «товарищ Саахов» Кавказ оборонял
Свой орден Красной Звезды лейтенант Этуш получил в Запорожье – за то, что вернул на передовую побежавших было из окопов солдат. Высшую награду командир вручил ему во время боя, на бегу, сказав: «Возьми, Этуш, а то убьют тебя, так и не получишь награды…»
А после «Кавказской пленницы» «товарищу Саахову» писали даже те, кто сгоряча хотел его на фронте расстрелять.
В ночь на 22 июня
Владимир Этуш часто рассказывает, что он первым из москвичей стал свидетелем начала Великой Отечественной войны, хоть сразу и не понял этого: в ночь с 21 на 22 июня он шел с затянувшейся вечеринки, и тут мимо него на огромной скорости пролетела машина немецкого посольства. Уже потом он где-то прочитал, что это был автомобиль посла Германии в Советском Союзе графа фон Шуленбурга, который спустя час после начала вторжения вручил Молотову меморандум об объявлении войны. Тогда Этуш хоть и обратил внимание на эту машину, но никакого нехорошего предчувствия у него не возникло. Он пришел домой, лег спать, а в 12 часов его разбудила мама и сказала, что началась война.
Сначала 19‑летнего студента Щукинского училища отправили под Вязьму копать укрепления. Вернувшись в Москву через три месяца, Этуш обнаружил совсем другую Москву и других москвичей: во время спектакля «Фельдмаршал Кутузов» здание Вахтанговского театра попала фашистская бомба. В этот момент в зале сидело всего 13 человек. И на следующий день Этуш, несмотря на бронь театрального училища, ушел на фронт.
«До сих пор пшенку ненавижу…»
Владимира Этуша направили на курсы военных переводчиков в Ставрополь, однако на фронте он попал в стрелковый полк. Из Ростова Этуш отступал на Кавказ, которому суждено было в его жизни сыграть знаковую роль. Так вышло, что наш герой сражался в горах Кабарды, Осетии, Тбилиси и Грозного.
– Помню, когда переходили через горы недалеко от Эльбруса, наткнулись на туристическую базу. Я там прочитал в памятке для туристов, что лучше всего во время восхождения питаться шоколадом, а у нас была только гречневая крупа. Мы приготовили из нее в дорогу лепешки, но моя порция оказалась в сумке однополчанина Фишмана. То ли он отстал, то ли я, но лепешки я даже не попробовал. Зато понял: перевал можно преодолеть не только без шоколада, но даже на совершенно голодный желудок. Еще когда брали Азов, все наступали и наступали, обоз с едой отстал, а у нас была только пшенная крупа. Её-то мы целый месяц и ели: утром, в обед и на ужин. До сих пор пшенку ненавижу!
Мы все время недосыпали. Помню, идем как-то ночью по узкому карнизу скалы… Дождь, на мне румынская плащ-палатка, которая от воды и мороза окончательно задубела, смотрю только на маячащую впереди спину. Вдруг – отключился и очнулся лишь от того, что спина впереди исчезла. Колонна свернула в сторону, а я, полусонный, продолжал идти в прежнем направлении. Не проснись я в ту секунду, упал бы в пропасть…»
«Ненависть к немцем, кавказцам, татарам или евреям – это расизм»
Во время контрнаступления через Ставрополье в полку появились первые пленные. Этуш как переводчик их допрашивал. Во время одного многочасового допроса Этуш вышел подышать воздухом, а когда вернулся в избу, увидел всех спящими вповалку: «У них в ногах спал начальник химической службы полка, капитан. Внизу на полу ничком лежал начальник разведки, у него на том месте, где спина кончает свое благородное название, лежал третий немец. Я понял, что передо мной лежат, независимо от формы, независимо ни от чего – люди, а противник – тот же человек, у которого просто гимнастерка другая. У меня ненависти к «немцу вообще» никогда не было», – вспоминает Владимир Этуш.
Во время отступления под бомбами через Аксайскую переправу, куда Этуша назначили комендантом, от наивного студента не осталось уже и следа: «Вы были всем видны. Вы кричали, вы приказывали, и голос ваш был слышен. Теперь-то я понимаю, что он был по-актерски хорошо поставлен. Вы не только грозили револьвером – вы стреляли, особенно когда сорвали голос. Но благодаря вам все наши раненые были спасены, точнее, переправлены», – читаем мы в письме санитарки Дины Гурвич.
9-е мая 1945‑го раненный в одной из атак Этуш встречал в советской столице: «Я помню Москву в День Победы: никогда не забуду этого яркого солнца, которое отражалось в орденах. Это была замечательная картина. Это была Победа».
Здоровье
Владимир Этуш пережил серьезное ранение, болен диабетом, курит с детства (на фронте курил паклю, но сейчас около одной сигаретки в день – тонкой дамской). И не дает четкого ответа на вопрос о молодости души и тела, восклицая:
– Спросите чего полегче! Я-то откуда знаю?! Гимнастиками или пробежками не занимался, всегда ленился. Только недавно купил себе беговую дорожку — знаете, есть теперь такие, на которых можно бегать, не выходя из дома. А вообще-то, вот что я вам скажу. Я всегда жил в семье, и, наверное, меня правильно питали… Ну, и любовь само собой…
День рождения
Владимир Этуш родился в Москве 6 мая. С годом рождения Владимира вышла некоторая неувязочка. Сам актер рассказывает об этом так: «Я родился 6 мая 1922 года. Но в паспорте дата рождения – 23-й год. Тогда мальчикам родители, оформляя документы, нередко один год «списывали», чтобы к армии парень мог окрепнуть и пойти на службу более зрелым. Перед школой мне через суд вернули реальный возраст, но вернувшись после ранения с фронта я сумел отыскать лишь метрику с 23-м годом. Вот по ней мне и выдали паспорт. Так что считайте, как удобнее».
Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.