Лечебный телегид  Вернуться на главную страницу
Архив
Режим поиска:
и или

ИНТЕРЕСНОЕ
ПАРТНЕРЫ


Лечебный телегид

На сайте размещены материалы издания "Лечебный телегид", созданного и выпускавшегося редакцией ООО "Репортер плюс" начиная с №1 (от 7 августа 2006 года) по № 134 (до 16 апреля 2009 года).



03.05.2007
Экзамен без стресса!

Существует мнение, что экзамен – это всегда стресс. Но любой стресс двойственен. С одной стороны, в нем есть положительный момент, так как в стрессовой ситуации человек мобилизуется, что позволяет на экзамене выдать положительный результат. Но есть и отрицательный момент – когда этот стресс «зашкаливает» настолько, что ребенок не может больше ни о чем думать, кроме как о положительной оценке на экзамене. Такая ситуация грозит неврозом. Что следует предпринять, чтобы этого не случилось?

 


 

 

Наш консультант – доцент, кандидат педагогических наук Венера Викторовна Коробкова, декан факультета социальной педагогики ПГПУ.

Почему ребенок боится экзамена?

 

Во-первых, экзамен – это проверка, а любому человеку, даже взрослому, в ситуации проверки всегда некомфортно. А поскольку это проверка, то, чтобы именно эта причина менее всего влияла во время экзаменов, следует готовить к ней заранее, вести контроль во время обучения.

 

Педагоги проверяют, оценивают не личность ребенка, а его работу. Это две разные вещи. Результат работы всегда можно улучшить. Проверяя, нужно уделять внимание тому, что не понято, что можно исправить. Отрицательный результат в работе всегда можно изменить на положительный. Оценка результата со стороны учителя, родителей должна быть не просто «справился – не справился». Следует предложить ребенку конкретно разобраться в содержании его проблемы: что именно не понято им.

 

Во-вторых, экзамен – это ответственность. А когда речь идет о выпускных экзаменах, экзаменах при поступлении в вуз – это судьбоносный момент.

 

Психологи советуют делать «немного наоборот»: если экзамен рядовой, переходной из класса в класс – придавать больше ответственности этому экзамену, чтобы ребенок эту ответственность чувствовал. А на выпускных экзаменах или при поступлении в вуз – наоборот, снижать понимание ответственности ребенком, внушать ему, что для достижения цели всегда есть несколько путей, и если не получится этот – то, возможно, есть другие пути, и жизнь на этом не заканчивается. В любом случае есть альтернатива.

 

Третий момент, который приводит к стрессу на экзаменах, заключается в том, что экзамен, безусловно, – из ряда вон выходящее событие. И то, что сейчас экзаменов много – их сдают в 5-х, в 7-х и в 9-х классах, – помогает ребенку, тренирует его для стрессовых ситуаций. Ребенок научается сдавать экзамены.

 

 

Нестандартные ситуации при подготовке к экзаменам

 

Некоторые ученики демонстрируют некий «пофигизм», зачастую среди одноклассников даже «модно» показать, что «я не готовлюсь, мне безразлично, как я сдам экзамен». Попробуем разобраться, каковы причины этого.

 

Если ребенок действительно волнуется перед экзаменом, то скрыть это волнение очень сложно. Любой родитель это волнение видит. Но если при этом ребенок демонстрирует пренебрежительное отношение к экзаменам – можно говорить о том, что он не до конца откровенен с родителями. Это значит, что ребенок не доверяет родителям. В этих случаях им следует, что называется, не лезть в душу – это не поможет, а подбадривать, быть спокойными, приветливыми.

 

Второй момент. Бывает, что ребенку действительно наплевать на экзамены. Хотя этот случай встречается очень редко. Речь идет о том, что ребенок давно определил свою судьбу, свой жизненный путь. Данный экзамен на этот жизненный путь никакого влияния не имеет, не оказывает. Но, как правило, этот путь не одобряем родителями. (Тут глубокая проблема, решать которую надо не в рамках проблемы подготовки к экзаменам: речь идет о сложностях во взаимоотношении ребенка с родителями.) Во всяком случае, у данной категории детей экзамен не вызовет стресса: они разумно рассуждают и знают, что им нужно в жизни.

 

Третий момент – когда у ребенка наблюдается то, что мы называем перфекционизмом. Это желание быть совершенным во всем: лучше всех учиться, лучше всех сдавать экзамены, быть первым всегда и везде. Поначалу эта увлеченность, усидчивость, целеустремленность при подготовке к экзаменам вроде бы и радует, но на каких-то стадиях начинает тревожить родителей. Такой ребенок нуждается в психологической помощи, потому что таким людям бывает сложно потом, в дальнейшей жизни. Причины здесь глубинные. В любом случае требуется понимание чувств ребенка, родителям надо оказывать ему поддержку, ни в коем случае не пытаться идти вразрез с его намерениями. Но, повторюсь, здесь нужна психологическая помощь.

 

 

Советы родителям

 

При подготовке к экзаменам следует создать ребенку комфортные условия. Комфорт родители понимают по-разному: кто-то старается приготовить вкусные блюда, кто-то – обеспечить тишину во время подготовки к экзаменам и для этого меняет режим дня в семье, а кто-то просто старается оставить ребенка в покое, не вмешиваться в его жизнь. Домашние обязанности ребенка на этот период можно взять на себя – это тоже будет поддержкой. Все это индивидуально и зависит от того, как ребенку комфортнее работать. Надо подбадривать ребенка морально, поддерж-ка очень много значит. Ребенку нужно показать: мы с тобой, мы готовы тебе помочь.

 

 

Советы сдающему экзамен

 

Чтобы преодолеть стресс и волнение на экзамене, ученику следует «прокрутить» в голове, мысленно представить себе весь ход экзамена: как он войдет в аудиторию, вытянет билет, сядет на место готовиться, как он уверенно будет отвечать и как счастливым выйдет с экзамена. То есть следует «проиграть» мысленно в положительном ключе весь ход экзамена – тогда на экзамене будет легче.

 

Непосредственно перед экзаменом для снятия нервозности лучше отойти от одноклассников, которые говорят об экзамене, и мысленно представить себе какую-либо расслабляющую картинку: лес или морское побережье, чтобы успокоить душевное состояние хорошими воспоминаниями.

 

Вытянув билет и начав готовиться – в том числе на ЕГЭ, – следует грамотно распределить время, так как на экзамене оно бывает ограничено. Не следует сразу браться за сложные вопросы, так как может не хватить времени на все остальное. Лучше идти от простого к сложному: сначала сделать то, что потребует меньше времени, а потом посмотреть, сколько времени осталось, чтобы сделать все остальное.

 

Важна психологическая помощь со стороны учителя, причем помощь не в содержательном плане, а именно в психологическом. Надо, чтобы учитель рассказал, проговорил саму процедуру экзамена: какая будет комиссия, как будет проходить экзамен, какие вопросы могут быть заданы. Ребенок должен представлять себе организационную часть экзамена, ведь ощущение неизвест-ности всегда тревожит. То есть опять же ситуация должна быть мысленно проиграна в голове – тогда ребенок на экзамене будет чувствовать себя гораздо спокойнее.

Подготовила Наталья Категова.


← Назад


ИЗДАНИЯ
Лечебный телегид
Пермь спортивная
Известия
МК в Перми
Новости культуры. Пермь
Вечерняя Пермь
Советский спорт
Советский спорт. Футбол
Новости районов
Образование: Пермский край
Парламентская газета
Мир новостей
РУБРИКИ
Кинопарк
Актуальные факты
Альтернативная медицина
Болезни века
В объективе
Вопрос - ответ
Забота
Звездные хвори
Зверьё моё
Здоровье великих
Испытано на себе
Исцеление верой
Консилиум
Лечить по-русски
Ликбез
Медэкспертиза
Народные рецепты
Невероятно, но проверено
Нежный возраст
Отдых
Праздник
Природотерапия
Разговор по душам
Рейтинг
Сезонный вопрос
Телу время
Фэн-шуй
Человек голодный
Человек с обложки
Что делать?
Школа выживания
Эксклюзив
Экскурс в историю
© 2010 ООО Медиакомпас
Почтовый адрес: 614070, г. Пермь, ул. Крупской, 40.
Телефоны: (342) 281-95-76, 282-54-22, 282-54-55.

Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.