На сайте размещены материалы издания "Лечебный телегид", созданного и выпускавшегося редакцией ООО "Репортер плюс" начиная с №1 (от 7 августа 2006 года) по № 134 (до 16 апреля 2009 года).
20.04.2007
На поклон к ныробским святыням
Продолжая рассказ о паломнической поездке на север Пермского края, во время которой мы посетили Соликамск, Чердынь, Ныроб и Романово, я невольно вспоминаю и свое первое посещение этих мест. Но если раньше я приезжала сюда, чтобы, прежде всего, ощутить дыхание истории, то теперь сам факт присутствия на этой земле святынь заставляет людей совершать паломничество. Потому что верит русский человек в их целительную силу и благодатную помощь.
Легенды Ныроба
Более двадцати лет прошло с тех пор, как я впервые побывала в Ныробе: ездила туда погостить к знакомым в геологическую партию. От них и услышала впервые о ныробском узнике – боярине Михаиле Никитиче Романове, отправленном в 1601 году Борисом Годуновым в заточение и умерщвленном здесь. Согласно преданию, Михаила Романова привезли в Ныроб зимой, под конвоем, в кандалах, и поместили в крытую досками яму, куда дети местных жителей тайком приносили узнику съестные припасы, за что отцы семейств были наказаны. Зато позже, когда на российский престол взошел первый царь из рода Романовых – Михаил Федорович, родной племянник заточенного в Ныробе боярина Михаила, то по его повелению в селе был построен деревянный храм во имя святителя Николая Чудотворца, а жителей царь жаловал обелительными грамотами, которые освобождали от налогов и податей.
Боярин издавна почитается как мученик, мощи его в 1606 году были обретены нетленными и перевезены в Москву, а оковы, в которых он был заточен, долгое время оставались в Ныробе и хранились в специально построенной часовне – над тем местом, где была яма. Цепи эти почитались как святыня и хранились в специальном ящике. Паломники прикасались к ним, чтобы получить исцеление, а некоторые даже надевали их на себя. В полу этой часовни имелось отверстие, чтобы паломники могли спуститься и помолиться на святом месте, где страдал узник.
В советское время часовня была разрушена, а цепи переданы в Чердынский краеведческий музей. (Ныне хранятся в Музее истории веры.) Но очевидно, что жива память о тех далеких событиях – ведь от кого же, как не от местных жителей, узнали мои знакомые геологи эту историю.
Еще с того давнего посещения Ныроба запомнилась необычайной красоты Никольская церковь, в которой тогда размещалась почта, да красивая ограда с изразцами, вмурованными в каменные столбы. Ограда эта шла вокруг парка, разбитого на памятном месте уже в начале двадцатого века, когда в Ныробе проходили торжества в честь 300-летия дома Романовых.
О Никольской церкви, возведенной в 1705 году на месте деревянной, существует легенда, что церковь эта строилась мастерами, «неизвестно кем нанятыми, неизвестно откуда пришедшими», но присланными будто бы родственниками Бориса Годунова. Легенда повествует, что церковь возводилась без лесов и подъемных механизмов, и то, что делалось днем, за ночь уходило под землю. Поэтому каждый раз кладка велась от уровня земли. И только когда работы были закончены, церковь «вышла» на поверхность во всем своем великолепии. А мастера скрылись, не получив за работу денег.
Вот такие красивые легенды привезла я когда-то из далекого Ныроба…
А что ждет нас в Ныробе сегодня?
Возрождение храмов
Паломническая группа направляется в Ныроб из Чердыни. По пути – в селах Вильгорт и Искор – мы видим храмы старинной постройки, которые привлекают наше внимание. Особенно необычно выглядит Свято-Троицкий храм в Вильгорте: он как будто состоит из двух частей, одна из которых, с колокольней, построена из красного кирпича, а вторая – оштукатуренная и побеленная. Оказалось, что старая часть храма построена в 1779 году, а новая – в 1902‑м. Храм Рождества Христова в селе Искор тоже дореволюционной постройки, возведен в 1899 году. Радует, что в последние годы оба храма переданы Церкви и ныне возрождаются.
Когда мы приехали в Ныроб, Никольский храм, ныне действующий, оказался закрыт: было время между утренней и вечерней службами. Осмотрев его снаружи и погоревав, что не доведется войти внутрь, мы уже хотели уезжать, как вдруг внимание одной из паломниц привлек дом напротив церкви: над входом было распятие. Мы решились постучать, и не напрасно. Оказалось, что это дом священника. К нам вышел отец Варсонофий, один из насельников Чедынского Иоанно-Богословского монастыря, окормляющего ныне и храм в Ныробе. Батюшка не только открыл для нас храм, но и рассказал о святынях, в нем пребывающих. А потом был долгий разговор о вере и кресте, который каждый человек несет в этой жизни.
В Никольском храме сохранились старинные фрески, которыми храм был украшен еще в начале XVIII века, вскоре после постройки. На одной из них – святой мученик Христофор, который почитается как покровитель охотников. Интересно, что святой изображен с собачьей головой, окруженной венцом. Христофор написан в рост, в одеянии римского воина, с опущенным мечом у левой ноги и поднятым крестом в правой руке. В житии этого святого говорится о его соблазнительной красоте. Поэтому, чтобы не искушать ею других, Христофор просил Бога изменить его внешность. Молитва была услышана, и с тех пор его стали видеть в облике человека с собачьей головой. Московский собор 1667 года запретил изображение святого в столь непотребном виде, митрополит Арсений распорядился исправить на всех иконах песью голову на человеческую. Поэтому изображение Христофора-Псеглавца (с собачьей головой) – большая редкость в наши дни. Подобные изображения сохранились лишь в нескольких местах: в Спасском монастыре Ярославля, в Успенском монастыре Свияжска, в музее Череповца, в Ростове Великом, а также в Пермском крае – на иконе, хранящейся в краеведческом музее Чердыни, и на фреске Никольского храма Ныроба.
Чудотворный образ
В храме во время беседы со священником мы узнали еще об одной святыне, издавна почитаемой в Ныробе, – иконе Николая Чудотворца. Предание гласит, что проезжали как-то мимо Ныробки купцы с Бухонина волока. В версте от деревни увидели на пне икону Святого Николая Угодника. Взяли ее купцы и отвезли в чердынскую церковь. Наутро иконы на месте не оказалось: ее нашли на том же месте на пне. Когда ее взяли во второй раз, событие повторилось. Тогда люди поняли, что Николай Чудотворец указывает им, где ставить часовню. Тысячи паломников приходили туда помолиться перед чудотворным образом. С него был сделан список, который тоже почитали как чудотворный. Саму явленную икону никогда не выносили из храма, а со списком совершались ежегодные крестные ходы до Чердыни, а с 1750 года – до Соликамска и Усолья. В дни, когда Ныробу грозила опасность набега татар, икону прятали в специальном месте в полуверсте к югу от села. Там бил из-под земли родник, в камнях возле которого скрывали икону. Родник назвали Никольским, к нему и сегодня стремятся паломники: вода его обладает целительной силой.
Заехали и мы на Никольский родник. Одни умылись его святой водой, другие набрали, чтобы увезти с собой. Родник живет, а вот икона Николая Чудотворца утеряна, сохранился лишь список, который находится сейчас в Музее истории веры в Чердыни.
Связь времен
Побывали мы на месте, где в яме был заточен мученик Михаил Никитич. Сейчас это место выглядит иначе, чем двадцать лет назад.
В 2001 году в память о 400-летии заточения боярина Михаила Романова в парке, над ямой, была сооружена часовня по проекту архитектора Г. Л. Кацко. В том же году состоялся крестный ход в честь святых царственных мучеников и страстотерпцев, начавшийся от места заточения М.Н.Романова в Ныробе и закончившийся в Екатеринбурге и на Ганиной яме, на месте убийства и захоронения последнего российского императора и царской семьи.
Поклонившись святыням Ныроба, мы возвращались в Чердынь, где нас ожидала еще краткая встреча с наместником Иоанно-Богословского мужского монастыря игуменом Герасимом. Мы благословились на обратную дорогу. Возвращаясь в Пермь, побывали в старинном селе Романово, где, по преданию, останавливался боярин Михаил Романов, когда его везли в ныробскую ссылку.
И только вернувшись в Пермь, в один из серых дней, когда не было даже лучика солнца, глядя на серые лица прохожих из окна автобуса, я вдруг поняла: какое счастье, что эта поездка состоялась. Что наша паломническая группа – пусть небольшая, буквально из десятка людей, – проделала длинный путь, чтобы соприкоснуться с древними святынями пермской земли.
Все это – наша история. И кому, как не нам, ныне живущим в Пермском крае, следует знать и помнить ее.
Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.