На сайте размещены материалы издания "Лечебный телегид", созданного и выпускавшегося редакцией ООО "Репортер плюс" начиная с №1 (от 7 августа 2006 года) по № 134 (до 16 апреля 2009 года).
09.04.2007
Святыни Чердыни
Продолжая рассказ о паломнической поездке на север Пермского края, хочется особо сказать о Чердыни. Мы и ехали в Чердынь за тем, чтобы побывать на службе в Иоанно-Богословском монастыре, старейшем на Урале, поклониться древним святыням Чердыни: Бондюгскому кресту, который издавна почитали наши предки, прикоснуться к оковам боярина Михаила Никитича Романова, от которых, по преданию, люди получали исцеление, побывать на месте захоронения святых ратников, некогда отстоявших Чердынь, помолиться и попросить их заступничества. Каждой из этих святынь около 400 лет.
Храмы Чердыни
Руководитель нашей паломнической группы – женщина немолодая, ей около 70 лет. Недавно она перенесла тяжелую операцию и едет Чердынь в надежде, что эта святая земля подарит ей исцеление. Конечно, у каждого был свой мотив поездки. Но думаю, что всех нас объединяло понимание того, что земля здесь действительно святая…
Мы не знаем достоверно, сколько лет Чердыни. Но знаем точно, что в 1462 году епископом Ионой, одним из последователей Стефана Великопермского, здесь был основан старейший на Урале Иоанно-Богословский мужской монастырь.
Известно, что в начале XVII века в городе было 14 храмов. Все они погибли в пожаре 1638 года, кроме Иоанно-Богословского монастыря. Позже храмы частично восстановили: к концу XVII века в городе их было девять.
Существующий ныне монастырский храм Иоанна Богослова – петровских времен. По преданию, его строили пленные шведы. В 1784 году монастырь был закрыт, в 1912 году на его базе открыт Богоявленский женский монастырь, который прекратил существование после революции. Храм стал приходским и практически не закрывался в советское время.
В марте 2003 года – через 540 лет с момента основания – Иоанно-Богословский мужской монастырь вновь начал функционировать, и сегодня единственная в Чердыни действующая церковь – храм Иоанна Богослова в монастыре. Очевидно, в этом есть Божий промысел, что именно эта монастырская церковь, первая в Перми Великой, выстояла во всех бурях и потрясениях.
Мы, паломники, побывали на службе в нижнем, зимнем храме монастыря, а затем нам предложили подняться на верхний этаж, в летний храм, чтобы мы могли своими глазами увидеть старинный иконостас XVIII века с дивными иконами. После монастыря нас ждали встречи со святынями в Музее истории веры и Чердынском краеведческом музее.
Крест из села Бондюг
В числе экспонатов Музея истории веры наше внимание привлекает знаменитый крест из села Бондюг. Крест имеет надпись, которая говорит, что он был поставлен в 1619 году в знак того, что православие пришло на чердынскую землю с вологодской стороны.
Предание рассказывает, что на то место, где ныне находится село Бондюг, приплыл по Каме на каменной лодке святой Стефан Великопермский, а потом на этом месте святыми старцами Герасимом, Питиримом и Ионой был поставлен деревянный крест. И пусть святители жили в разное время и при жизни не могли встретиться – в памяти народной их связала воедино проповедь православной веры на пермской земле. С 1939 года крест находится в чердынском музее, с 2000 – в экспозиции Музея истории веры.
Чердынские святые
Символично, что в год открытия в Чердыни Музея истории веры в Москве на Архиерейском соборе в числе новомучеников, пострадавших за веру в годы репрессий, были прославлены четыре чердынских священнослужителя: Яков Шестаков, Николай Конюхов, Евграф Плетнев и Александр Тетюев. В музее бережно хранят память и об истории давней, и о событиях века двадцатого…
Одна из святынь Чердыни – огромных размеров чугунная плита с именами 85 убиенных воинов, погибших в сражении с ногайскими татарами, – хранится в краеведческом музее этого города. Когда-то в память об этом страшном сражении – оно произо-шло 6 января 1547 года у Кондратьевой слободы – в Чердыни была сооружена Спасская часовня. Ее устроили на месте погребения воинов – возле Успенской церкви. В стену часовни была вмурована чугунная плита с именами погибших. Издавна убиенных ратников почитали как местночтимых святых, обращались к ним с молитвой о заступничестве. «Убиенные родители» – так называли их чердынцы, ведь ценой своей жизни ратники сохранили жизнь городу.
В советское время часовня была разрушена, а плита, к счастью, попала в музей. Сегодня на месте разрушенной часовни идут восстановительные работы, и в 2007 году, в честь 460- летия битвы у Кондратьевой слободы, часовню планируют открыть.
Оковы мученика Михаила Романова
Другая святыня, хранящаяся в музее, – оковы боярина Михаила Никитича Романова, дяди первого царя из династии Романовых – Михаила Федоровича. Михаил Никитич в 1601 году Борисом Годуновым был сослан в Ныроб, где был умерщвлен голодной смертью. Поклониться святыне, хранившейся до революции в Ныробе – месте ссылки Михаила Никитича, – ехали и шли тысячи паломников. Боярина почитали как мученика и верили, что цепи даруют исцеление от болезней. Богомольцы даже надевали на себя оковы, а вес их немалый – около трех пудов.
В 1926 году оковы поступили в чердынский музей, где хранятся по сей день. Сотрудники музея не препятствуют тому, чтобы верующие прикладывались к святыне, как в былые времена, прося исцеления и заступничества.
Уже более 400 лет пребывает эта святыня на ныробской и чердынской земле – подумать только, как много людей соприкасалось с ней, прикладывалось, молилось.
Побыв возле святынь, наша паломническая группа направляется теперь к месту ссылки боярина Михаила Никитича – в село Ныроб.
Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.