Лечебный телегид  Вернуться на главную страницу
Архив
Режим поиска:
и или

ИНТЕРЕСНОЕ
ПАРТНЕРЫ


Лечебный телегид

На сайте размещены материалы издания "Лечебный телегид", созданного и выпускавшегося редакцией ООО "Репортер плюс" начиная с №1 (от 7 августа 2006 года) по № 134 (до 16 апреля 2009 года).



12.03.2007
Вопреки жизни


Колебание в решении невозможно

Не поставив, как и Иноземцев, точного диагноза, Тарасенков, однако, верно определил, каким образом можно помочь больному. Он настойчиво рекомендовал тому усиленное питание высококалорийными продуктами и питье жидкостей – молока, бульона. Но беседа с врачом не поколебала позиции Гоголя: выражение его лица нисколько не изменилось, оно было таким же мрачным и отрешенным от всего земного. «Он смотрел как человек, для которого все задачи разрешены, колебание в решении невозможно». Он не хотел больше оставаться на этом свете.

Таким образом, к 16 февраля Гоголь находился в депрессивном ступоре и в состоянии жесточайшей кахексии и обезвоживания.

К 18 февраля у Гоголя, который так и не начал питаться, наступило совершеннейшее физическое изнеможение. Более 11 лет с 1840 г. он избегал ложиться в постель, под влиянием душевной болезни считая, что она будет для него смертным одром. Но сейчас Николай Васильевич был уже не в силах держаться в креслах и перебрался на постель. Свалился на нее прямо в халате и сапогах и больше уже не вставал.

С 18 февраля лечащим врачом Гоголя стал популярный московский профессор-терапевт А. И. Овер, приглашенный к нему графиней А. Г. Толстой. Посетив больного, Александр Иванович не высказался определенно о диагнозе и не сделал новых назначений. 19 февраля доктор 

К. И. Сокологорский с согласия Овера пытался провести сеанс гипноза, но Гоголь не поддался гипнозу и в самом начале сеанса сказал врачу: «Оставьте меня».

20 февраля лечащий врач писателя А.И. Овер созвал консилиум.

Консилиум. Определение диагноза

К этому дню состояние Гоголя было очень тяжелым. Он лежал на диване, в халате, в сапогах, отвернувшись к стене, на боку, с закрытыми глазами, невероятно худой и бледный. Длинные волосы его были спутаны и падали в беспорядке на лицо и глаза. Больной был в сознании, но ни с кем не желал разговаривать и не обращал никакого внимания на окружающих. Вследствие резкого обезвоживания писателя очень мучила жажда; он часто просил пить и пил из рюмки понемногу, глоточками, воду, смешанную с красным вином.

При врачебном осмотре обнаружены крайнее истощение, бледность и сухость кожных покровов и слизистых, нормальная температура тела. Дыхание было затруднено, пульс ослаблен и ускорен.

В консилиуме участвовали профессора А. И. Овер, 

А. Е. Эвениус, С. И. Клименков и доктора К. И. Сокологорский и А.Т. Тарасенков. Шестой участник консилиума, профессор И. В. Варвинский, опоздал, задержавшись у другого больного.

Лечащий врач писателя Овер считал, что у больного имеется менингит, и навязал свое мнение другим докторам. Консилиум большин­ством голосов (3 из 5) принял именно этот диагноз. Между тем классические признаки менингита совершенно отсутствовали у больного! Не было у Гоголя также признаков пневмонии, острых хирургических заболеваний органов брюшной полости, брюшного тифа, пиелонефрита и других наиболее распространенных соматических болезней. Мысль о психическом заболевании никто не высказал, психиатра для консультации не пригласили.

Диагноз установлен неверно

Неверно установленный диагноз обусловил неправильный выбор методов лечения. Вместо спасительного для больного насильственного кормления высококалорийными продуктами были избраны опасные и вредные для ослабленного больного вмешательства: кровопускание, контрастные ванны и обливания. Эти методы были предложены Клименковым и поддержаны Овером, Сокологорским и Эвениусом. Последний одновременно предлагал и принудительное кормление больного.

Опоздавший профессор Варвинский поставил диагноз «гастроэнтерит вследствие истощения» и предполагал вредность кровопускания. Однако его суждения никто уже не хотел слушать, все разъезжались. Очевидно, опоздание Варвинского было роковым. Может быть, втроем, вместе с Тарасенковым и Эвениусом, им бы удалось склонить Овера к мысли о необходимости насильственного кормления и предостеречь от опасных для резкоослабленного больного средств.

Доктор Клименков сразу после завершения консилиума энергично принялся за выполнение его решений. Ему помогали врач М. Л. Назимов и затем Овер. Больного насильно раздели, посадили в горячую ванну, а голову стали обливать ледяной водой. Гоголь сильно стонал и кричал. Затем больного голым уложили на постель и осуществляли кровопускание, установив 8 пиявок к носу и в течение нескольких часов поддерживая начавшееся кровотечение из носа и мест присасывания пиявок. Гоголь умолял прикрыть его одеялом, убрать пиявки. Обращение врачей было неумолимое, грубое: они насильно удерживали его руки, «кричали перед ним, как перед трупом».

Состояние больного ухудшалось

Между тем состояние больного по мере «терапии» стало очень быстро ухудшаться. Как свидетельствовал доктор Тарасенков, «пульс скоро и явственно упал, делался еще чаще и слабее, дыхание, уже затрудненное утром, становилось еще тяжелее; уже больной сам поворачиваться не мог, и вечером он стал забываться, терять память». В 11-м часу вечера в беспамятстве Николай Васильевич закричал: «Лестницу, давай лестницу!»

(Очевидно, у него были галлюцинации). В 

23 часа, после перекладывания больного с кровати на кресло и обратно, случился коллапс: «Он потерял все чувства, пульс у него перестал биться; он захрипел, глаза его раскрылись, но представлялись безжизненными. Казалось, что наступает смерть, но это был обморок». Пульс вскоре возвратился, но сделался едва заметным. После коллапса Гоголь не просил больше ни пить, ни поворачиваться; лежал молча на спине с закрытыми глазами. В 12-м часу ночи стали холодеть ноги, затем дыхание сделалась хриплым и еще более затрудненным. Кожа покрылась холодной испариной. Под глазами посинело, лицо осунулось « как у мертвеца».

Ночью приезжал Кли­менков, суетился и выполнял бесполезные процедуры: дал больному каломель, зачем-то обкладывал все тело горячим хлебом.

Елизавета Фоминична Вагнер, теща историка 

М. П. Погодина, дежурила у умирающего писателя остаток ночи и утро. Она свидетельствовала: «Наш добрый Николай Васильевич скончался... По-видимому, он не страдал, ночь всю был тих, только дышал тяжело; к утру дыхание сделалось реже и реже, и он как будто уснул». Гоголь умер во сне в 8 часов утра 21 февраля 1852 г.

Несмотря на то что Гоголя считали тяжелым, почти безнадежным больным, он умер раньше, чем предполагали доктора. Участники консилиума хотели собраться повторно у больного в 10 часов утра 

21 февраля, но застали уже не больного, а лишь труп его. Умерший, одетый в сюртук, лежал на столе, над ним служили панихиду. Аутопсия не производилась.

Ошибка в диагнозе приблизила смерть

В официальном документе о смерти коллежского асессора Н. В. Гоголя было указано, что он умер «от простуды», что являлось явной фальсификацией. Никаких признаков простуды в феврале 1852 г. у писателя не было.

По нашему мнению, танатогенез выглядит следующим образом.

Развившаяся очередная депрессивная фаза маниакально-депрессивного психоза обусловила такое состояние психики, когда больной не желал больше жить и, под влиянием болезни, лишил себя пищи, ограничил в питье и сне. Трехнедельный период голодания с резким ограничением жидкости осложнился развитием у больного тяжелейшей алиментарной дистрофии с крайним истощением и нарушением обмена веществ в тканях, распадом белков, гипопротеинемией, обезвоживанием организма, снижением объема циркулирующей крови, субкомпенсированной сердечно-сосудистой и дыхательной недостаточностью. Последовавшие неправильные действия врачей – ошибка в диагнозе, неверно избранная лечебная тактика – не только не позволили спасти больного, но и приблизили летальный исход.

Известно, что сильно истощенные и обезвоженные больные очень плохо переносят кровотечение. Гоголь к тому же в результате перенесенного ранее (в 1839 г.) малярийного энцефалита был подвержен обморокам и чрезвычайно чувствителен к переменам температуры. Проведенное больному кровопускание, помимо острой анемии, способствовало резкому уменьшению и до того сниженного объема жидкости в сосудистом русле и вызвало острую сердечно-сосудистую недостаточность. Раздражающие водные процедуры с резкой переменой тепла и холода оказали шоковое воздействие на больного, также способствуя ослаблению сердечной деятельности.

Окончательный диагноз

Непосредственной причиной смерти Гоголя стала острая сердечно-сосудистая недостаточность, вызванная кровопотерей (кровопусканием) и шоковыми температурными воздействиями у страдавшего тяжелой алиментарной дистрофией больного.

Но первопричиной преждевременной кончины Гоголя несомненно являлось его основное заболевание – маниакально-депрессивный психоз.

Окончательный диагноз у умершего можно сформулировать следующим образом.

Основное заболевание: маниакально-депрессивный психоз, депрессивная фаза.

Осложнения основного заболевания: депрессивный ступор. Алиментарная дистрофия, тяжелая степень. Острая сердечно-сосудистая недостаточность. Дыхательная недостаточность.

Сопутствующие хронические заболевания: диэн­цефальный синдром после перенесенного малярийного энцефалита. Хронический двухсторонний отит. Хронический гепатит. Геморрой.

Трагедия Гоголя как больного состояла в том, что его основное заболевание при жизни не было диагностировано, что сыграло роковую роль во время последнего приступа болезни.

Гоголя можно было спасти насильственным кормлением высокопитательными продуктами, обильным питьем, подкожными вливаниями солевых растворов. Если бы это было сделано, жизнь известного писателя была бы, безусловно, сохранена.

Конечно, уровень медицинской науки и практики в XIX веке был совершенно иной. Тем не менее доктора, лечившие Гоголя в феврале 1852 г., не раскрыли пол­ностью свое врачебное искусство, не показали все свои возможности.

Ему было всего лишь 42 года.

«И прекрасное должно было погибнуть, как гибнет все прекрасное у нас на Руси».


← Назад


ИЗДАНИЯ
Лечебный телегид
Пермь спортивная
Известия
МК в Перми
Новости культуры. Пермь
Вечерняя Пермь
Советский спорт
Советский спорт. Футбол
Новости районов
Образование: Пермский край
Парламентская газета
Мир новостей
РУБРИКИ
Кинопарк
Актуальные факты
Альтернативная медицина
Болезни века
В объективе
Вопрос - ответ
Забота
Звездные хвори
Зверьё моё
Здоровье великих
Испытано на себе
Исцеление верой
Консилиум
Лечить по-русски
Ликбез
Медэкспертиза
Народные рецепты
Невероятно, но проверено
Нежный возраст
Отдых
Праздник
Природотерапия
Разговор по душам
Рейтинг
Сезонный вопрос
Телу время
Фэн-шуй
Человек голодный
Человек с обложки
Что делать?
Школа выживания
Эксклюзив
Экскурс в историю
© 2010 ООО Медиакомпас
Почтовый адрес: 614070, г. Пермь, ул. Крупской, 40.
Телефоны: (342) 281-95-76, 282-54-22, 282-54-55.

Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.