На сайте размещены материалы издания "Лечебный телегид", созданного и выпускавшегося редакцией ООО "Репортер плюс" начиная с №1 (от 7 августа 2006 года) по № 134 (до 16 апреля 2009 года).
05.02.2007
Идти до победного
В подобной ситуации, увы, немногие семьи идут на то, чтобы бороться за дальнейшую судьбу своего ребёнка. А те, кто решается, бьются до победного. Например, самоотверженная мама Юлия Корелина выступила одним из инициаторов открытия аутического отделения при городской школе для детей-инвалидов. Но женщина пошла и дальше – организовала собственную благотворительную организацию «Общество помощи аутичным детям».
– Юлия Валентиновна, пару лет назад ходили слухи о закрытии школы и, соответственно, отделения для аутистов. Как дело обстоит сегодня?
– Действительно, ещё недавно школу для детей-инвалидов хотели закрывать, но её удалось отстоять. Сейчас представители власти относятся к нам с уважением, и надеюсь, что в конечном итоге наше отделение перерастёт в центр по обучению детей-аутистов, подобный тем, что существуют в Новгороде и Пскове. Тем более что объективная потребность в этом есть.
– Однако пока дело не сдвинулось с мёртвой точки, проблемы, наверное, остались прежними?
– Проблемы есть. Это и отсутствие помещений (школа всё ещё ютится на одном из этажей общежития пед-училищ), из-за которого в следующем году мы сможем принять ещё человек десять, не больше. Вторая сложность – текучка кадров среди преподавателей, которые не выдерживают психологической нагрузки. Ведь, работая с нашими детьми, педагог должен пребывать в постоянном напряжении: ребёнку необходимо давать задание за заданием, так, чтобы он не успевал даже отвлечься, опомниться.
– Расскажите, пожалуйста, о ребятах, которые занимаются в отделении…
– Здесь занимаются двадцать детей в возрасте от четырёх до семнадцати лет. Почти все они – детки со средней или тяжёлой формой аутизма. Некоторые параллельно ходят и в обычные учебные заведения. Всё потому, что родители очень тяжело принимают диагноз, и если выясняется, что у ребёнка есть хоть малейшая возможность обучаться со сверстниками, аутиста отдают в школу. А вот школьным педагогам, как показывает практика, проще поставить на ребёнке клеймо «необучаем», чем найти к нему подход. Поэтому, мне кажется, наша школа лучше. Мы стремимся не к тому, чтобы дать ребёнку блестящие знания по физике или химии, а научить его основам социального взаимодействия. И занимаемся мы не реабилитацией, как думают многие, а абилитацией. Развиваем то, что есть.
– Какие методики используются при работе с аутичными детьми?
– Среди аутичных детей очень много неговорящих. Научить их, допустим, мыть руки или чистить зубы можно только показывая фотографии, на которых запечатлены соответствующие действия. Это своеобразная альтернатива речи. При работе с говорящими детками мы используем методику оператной (поведенческой) терапии, разработанную москов-ским учёным С. Морозовым. Основной её принцип – создать ребёнку расписание в картинках: во столько-то мы идём в школу, во столько-то обедаем. Аутистам просто необходим порядок: любое отклонение от расписания вызывает панику. Поэтому когда мы с ребёнком собираемся идти к стоматологу, готовимся заранее, ходим туда предварительно по нескольку раз!
– А каким образом проводятся занятия: индивидуально или в группе?
– В большинстве своём – индивидуально: ребенок – педагог. Бывает, что к учителю дети привыкают по два-три месяца, а то и не привыкают вовсе. Приходится менять. А чтобы ребята контактировали друг с другом, мы проводим для них праздники, организуем совместные игры. Но, участвуя в мероприятиях, они, с одной стороны, находятся вместе, с другой – каждый сам по себе. Если и взаимодействуют, то не надолго: им трудно реагировать на партнёра по общению. И этому приходится учить. Учим и использовать местоимение «я», ведь о себе аутисты говорят в третьем лице.
– Юлия Валентиновна, поделитесь своей историей борьбы с болезнью…
– Когда моему ребёнку исполнился год, я сразу поняла, что он не такой, как все. Обычно дети, когда приходят в больницу, общаются друг с другом, игрушками обмениваются. А он держался возле мамы. Вообще аутичным детям бывает тяжело даже просто сидеть на руках у родителей, смотреть им в глаза. Диагноз подтвердился только когда мальчику исполнилось четыре года. Такова уж современная диагностика: аутизм боятся перепутать с шизофренией, слабоумием, даже со слепотой и глухотой! А дальше, как и всем остальным родителям, пришлось изучать множество литературы, общаться с врачами, так как о болезни до этого я совершенно ничего не знала. А сегодня мы и педагоги, и врачи, и социальные работники.
– А что явилось наибольшей трудностью?
– У аутичных детей почти всегда симбиоз с мамами. Мой ребёнок до пяти лет воспринимал меня как инструмент достижения целей. Сейчас я о трудностях говорю спокойно, но несколько лет назад мне было очень тяжело это принять. У меня есть ещё двое взрослых детей, которых я воспитываю, внушаю, что этот ребёнок, хочешь – не хочешь, будет на их попечении. Мы ведь уже не молодые родители…
– По прошествии целых шести лет обучения была ли достигнута положительная динамика?
– У аутистов часто присутствуют необычные фобии и страхи. Мой сын, например, боялся голубей, а вот упавший рядом кирпич не привлёк бы его внимания. Слава Богу, это в прошлом. Сегодня он занимается математикой, чтением и рисованием, правда, вот письмо даётся с трудом. Но самой большой радостью стал его десятый день рождения: муж рассказывал гостям, что мальчик очень хорошо поёт, правда, только маме. И вдруг мой сын (видимо, чтобы опровергнуть папины слова) запел. И это была настоящая победа!
Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.