На сайте размещены материалы издания "Лечебный телегид", созданного и выпускавшегося редакцией ООО "Репортер плюс" начиная с №1 (от 7 августа 2006 года) по № 134 (до 16 апреля 2009 года).
29.12.2006
Эпитетами «волшебный», «светлый», «радостный» награждают люди этот праздник. Но это всего лишь внутреннее, ассоциативное ощущение его. В чем же суть и значение этого праздника для православного человека? За комментарием мы обратились к насельнику Свято-Троице-Стефанова монастыря иеромонаху Роману.
– Рождество Христово, которое церковь празднует 7 января, – великое событие истории, изменившее жизнь людей на Земле. Только задумайтесь: сам Бог становится человеком, чтобы спасти измученный страстями мир. Он приходит с проповедью любви и покаяния. Приходит, чтобы отдать себя на распятие, за которым последует воскресение человеческой природы. Вифлеем – город, где родился Христос, переводится как «Дом хлеба». Господь говорил: «Я хлеб живый, сшедший с небес: едущий хлеб сей будет жить вовек». (Из Евангелия.) В таинстве причащения мы имеем этот небесный хлеб, который сошел на землю вот уже более 2000 лет назад. И потому праздник Рождества дарит нам надежду на духовное возрождение.
– Как отмечается праздник Рождества в храмах?
– В этот день во всех храмах в полночь начинаются богослужения. В нашем монастыре совершается три литургии, так что служба идет почти беспрерывно до 12 часов дня. Праздничные песнопения, повествование евангельских историй, устраиваемый по обычаю вифлеемского вертеп создают особую атмосферу, позволяющую глубоко прочувствовать радость торжества. Высокий настрой души усиливает и праздничное убранство храмов. На Рождество в них украшаются елки. Мы привыкли наряжать их на Новый год, а между тем елка всегда была атрибутом Рождества. Никогда не теряющая своего зеленого наряда, она является символом вечной жизни, а венчающая ее звезда – напоминание о той, вифлеемской, возвестившей миру о Рождении Христа.
– Вероятно, Рождество, как и другие значительные православные праздники, требует от верующих особой подготовки?
– Безусловно, установленный церковью 40-дневный пост, предшествующий Рождеству, призывает человека к духовному подвигу и нравственному очищению. И чем серьезнее человек отнесется к посту, тем сильнее будет способен прочувствовать ту благодать, которую несет в себе этот праздник.
– В таком случае, насколько уместно, с точки зрения церкви, празднование нового года, приходящееся как раз на период поста?
– Воцерковленный человек никогда не позволит себе в это время предаваться разгулью и веселью, а скромно, в семейном кругу, отметит этот праздник.
В нашем монастыре уже 3 года 1 января совершается служба священномученику Вонифатию, память которого церковь чтит в этот день. Этому святому молятся за своих ближних об избавлении их от пьянства, а в новогоднюю ночь сами нередко предаются этому пороку.
Удручает то, что люди, вместо того чтобы прийти в храм вознести благодарность Богу за еще один прожитый год и испросить благословение на год грядущий, спешат заручиться покровительством новых «богов» – идолов из астрологических календарей.
– Как относится церковь к святочным гаданиям?
– Любая попытка предсказать судьбу, заглянуть в будущее, прибегая при этом к картам, гороскопам, гаданиям, расценивается церковью как противление установлениям Божиим. Святочные гадания никогда не одобрялись церковью. Их существование объясняется тем двоеверием, которое сохранилось в русском человеке со времен падения язычества. Удивительно, что современный образованный человек, считая себя православным, зачастую впадает во власть суеверий.
– Отец Роман, что вы пожелаете в канун праздника Рождества читателям нашей газеты?
– Пусть из всех звезд на небе, к которым мы обращаем свои взгляды, вифлеемская звезда единственная будет привлекать к себе наши сердца.
Записала Оксана Усталова.
← Назад
|