На сайте размещены материалы издания "Лечебный телегид", созданного и выпускавшегося редакцией ООО "Репортер плюс" начиная с №1 (от 7 августа 2006 года) по № 134 (до 16 апреля 2009 года).
01.12.2006
Секрет долголетия – творчество
Как дожить до 80 лет и не потерять интереса к жизни, любви к людям? Как остаться деятельным и активным? Для многих уже к 40–50 годам жизнь становится скучной и неинтересной – словно прочитанная книга. А для кого-то в этом возрасте жизнь только начинается, открывая новые горизонты. Наш рассказ – о пермской художнице Зинаиде Крыловой, которой в этом году исполнилось 80 лет. Несмотря на возраст, она полна сил, творческих планов, ежегодно ездит на пленэры, много работает. А еще она является опорой для своих близких: дочери Людмилы Зарубиной, тоже художницы, внуков и правнуков. Источником ее жизненной активности является творчество, в котором она воспевает красоту родной природы.
– Зинаида Ивановна, Вы всегда были активным человеком?
– Да, и когда училась, и когда сама преподавала, и сейчас я тоже живу насыщенной жизнью. У меня много планов, и среди них – новые поездки. Вся моя жизнь спланирована: каждый день вечером я знаю, что сделаю завтра. Намечаю на неделю, на месяц, на год вперед – и должна обязательно выполнить, иначе плохо себя чувствую.
– Зинаида Ивановна, у Вас очень красочная живопись. Как вы считаете, в чем особенность вашего творческого почерка?
– Возможно, его определяет то, что по натуре я оптимист. Вот уже более двадцати лет я езжу по Уралу, пишу пейзажи. Путешествую обычно одна: куда хочу – туда и еду, что хочу – то и рисую. Работаю с натуры, пишу сразу на формате 50 х 70 см. Работаю очень быстро, в технике «алла прима». Сделав рисунок, наношу живописный слой, начиная с самого темного места, к нему «привязываю» все остальные цвета, и пишу так, чтобы не повторять это цвет. Все время сравниваю: светлое с темным, один цвет с другим. Мой секрет – использование закона цветового спектра, чтобы цвета «зажигались». Дело в том, что сила звучания красок многократно усиливается при определенных сочетаниях. Краски «поджигают» друг друга, заставляют гореть.
– Зинаида Ивановна, в ваших работах «Таинственное озеро» и «Голубое озеро» есть что-то сказочное, завораживающее. Где Вы их писали?
– Это недалеко от деревни Шалашной. Ехать туда нужно на катере, минут пятнадцать. меня возили в эти места знакомые рыбаки: увозили в десять утра, а забирали в пять вечера. Я весь день была одна на этом озере, оно расположено в котловине, вокруг – белые выступы гор, с которых струями течет зелено-голубая вода, наполняя озеро. В воде растворен сероводород, и все деревья вокруг буквально скручены колесом, листьев на них нет. Я рисовала с разных точек, при разном освещении: вода в озере сине-зеленая, а когда небо голубое – голубоватая. Композицию я не меняла – на картинах все отображено так, как есть в действительности. Когда у меня спрашивают, не боюсь ли я на целый день оставаться одна в таком месте, я отвечаю, что нет.
– Все Ваши поездки на пленэр связаны с подобным «экстримом»?
– Многие. Вот работа «Чусовая. Камень Мултык». Чтобы добраться до этого камня, мы приехали в Кын, заночевали там, а в пять утра вышли в путь. Пришли на место к одиннадцати часам, обратно двинулись в пять вечера – к этому времени у меня была готова работа.
– Зинаида Ивановна, у вас много работ, на которых изображена река Сылва.
– На Сылве я побывала в прошлом году.
Особая история связана с работой «Гора Лобач». Несколько лет назад на арт-салоне ко мне подошел один человек и спросил: «А гору Лобач Вы видели? Нет? Тогда Вы не видели Урала». Я два года над этим думала, но у кого ни спрошу – никто не знает этой горы. Но потом один знакомый предложил поехать в Кишерть, и вот оттуда на машине меня повезли в это необычное место. Ехали мы два с половиной часа, спустились с крутой горы, внизу – река Сылва, и когда остановились – я глазам не поверила: никогда не думала, что на Урале может быть такая огромная гора, да еще с «чудовищами». Сначала я приняла то, что увидела, за работу древнего художника, но потом поняла, что все это – естественное, природное явление. Я постаралась на картине изобразить все так, как есть. Работала целый день: меня оставили в этом месте и приехали за мной только вечером. Когда солнце стало садиться, на склоне горы как будто глаза засверкали огнем, красноватым светом. Стало даже не по себе, страшновато – сижу одна, кругом ни души. Когда водитель приехал за мной, он рассказал, что в горе есть пещеры, где, по легенде, жили отшельники. Недалеко от этого места на Сылве есть залив, который привлек меня красотой, и я запечатлела его на одной из своих картин.
– Какие пейзажи, кроме уральских, вы писали?
– Я дважды ездила на Алтай: мой зять, Николай Зарубин, был родом из тех мест. Когда собралась туда во второй раз, мне было 65 лет. Дома мне сказали: «Мама, ты забываешь, сколько тебе лет?» Я ответила, что у художника возраста нет. Купила билеты и поехала с внуком, Димой. Мы целый месяц прожили с ним на Телецком озере, в леспромхозе. Красивые места, но очень опасные. Ехали поездом до Бийска, потом автобусом – до Горноалтайска. Ночевать пришлось на вокзале, милиции нет, люди вокруг какого-то «сомнительного поведения». Спасло нас то, что приехала группа туристов, человек пятнадцать, и мы к ним примкнули. Утром поехали дальше – в Артыбаш, на берег Телецкого озера. Оно находится в горах, на высоте 3600 метров. Вода в озере ледяная – она сбегает с гор с огромной скоростью, тащит валуны. Из этой поездки мы привезли много работ: «река Бия», «Каменный залив», «Телецкое озеро». Есть что вспомнить.
– Насколько я знаю, в ваших работах присутствует и православная тематика.
– Да, у меня была целая серия – 35 работ «Дорога к храму», эта выставка побывала в нескольких местах, в том числе в редакции газеты «Вечерняя Пермь». Выставку посетили представители Пермской епархии. Они выбрали две работы, одна из которых была подарена Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II
во время его приезда в Пермь, вторая работа – на Белой горе. Мне тогда вручили Благословенную грамоту и дали пригласительный билет – я была не только на богослужении на Белой горе, но во время трапезы сидела с Патриархом за одним столом.
– Есть ли у Вас какое-нибудь увлечение помимо живописи?
– Я со школьных лет пишу стихи. Набралось на небольшой сборник, я собираюсь его отредактировать и выпустить. Надо сказать, что мой отец тоже писал стихи и рисовал. Родом мы из Белгородской области. Дед по матери, Андрей Данилович Косинов, был иконописцем. Во время репрессий в 30-х годах в селе, где мы жили, хотели взорвать церковь, он собрал людей со всего села и не дал ее уничтожить. Вечером за ним приехали и забрали. Мне было три года, я помню, как он подошел ко мне, поцеловал… Больше мы его не видели. Было ему тогда всего 39 лет. Иконы, написанные им, у меня есть: они сохранились у родственников в Белгородской области. И церковь та до сих пор стоит. Другой мой дед – по отцу – был регентом церковного хора. Его тоже разорили. Когда мне было семь лет, был сильный голод, и родители завербовались в Грузию. Мы прожили там более десяти лет. Оттуда отца призвали на фронт, он погиб под Ленинградом. Когда мы после войны вернулись в родные места; деревня, где мы проживали, была сожжена. Я была старшей из пятерых детей и чувствовала за собой ответственность за близких. Время и среда формировали характер, волю – художник должен быть сильным человеком. Окончив школу, я уехала учиться в Харьков, и хотя меня никогда не учили живописи, поступила и окончила с отличием. Живопись для меня первостепенна, это – для души, именно живописи я отдаю приоритет.
Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.