Лечебный телегид  Вернуться на главную страницу
Архив
Режим поиска:
и или

ИНТЕРЕСНОЕ
ПАРТНЕРЫ


Лечебный телегид

На сайте размещены материалы издания "Лечебный телегид", созданного и выпускавшегося редакцией ООО "Репортер плюс" начиная с №1 (от 7 августа 2006 года) по № 134 (до 16 апреля 2009 года).



06.11.2006
БАДы – не панацея

В последнее время пермякам, наверное, уже все уши прожужжало слово «БАДы», или биологочески активные вещества. Одни считают БАДы необходимым условием здорового образа жизни, другие – чем-то вроде витаминов, третьи же надеются на БАДы как на панацею от неизлечимых болезней. Что же на самом деле представляют собой БАДы? И стоит ли так безоговорочно доверять рекламе, которая порой преподносит нам эти препараты как некое чудодейственное средство?


 

За комментарием мы обратились к преподавателю Пермской фармацевтической академии Елене Геннадьевне Балахоновой.

 

БАДы – это…

 

БАДы предназначены для непосредственного приема или введения в состав пищевых продуктов с целью обогащения рациона питания человека. Пищевые добавки, или биологически активные вещества, в середине прошлого века представляли собой простые комплексы из нескольких витаминов и минералов. БАДы сегодня – это, как правило, многокомпонентные смеси, состоящие порой из 20–40 ингредиентов растительного, животного, минерального происхождения. Они выпускаются в виде таблеток, капсул, порошков или смеси высушенных растений (чаев).

 

Продажа БАДов осуществляется в основном через аптечные учреждения, специализированные магазины по продаже диетических продуктов, специальные отделы продовольственных магазинов, поэтому не удивительно, что у потребителей создаётся впечатление, что БАДы – это разновидность лекарственных средств.

 

БАДы

 

и лекарства –

 

в чем отличие?

 

В отличие от лекар­ственных препаратов, которые оказывают направленное воздействие на конкретные органы, дей­ствие БАДов на организм человека подобно воздей­ствию обычной пищи (как дополнительный источник пищевых и биологически активных веществ для оптимизации обмена веществ, для снижения риска заболеваний, а также для нормализации микрофлоры желудочно-кишечного тракта и т.д.).

 

Кроме того, если лекарственные препараты проходят очень сложный путь контроля, в том числе на предмет соответствия качеству, эффективности и безопасности, с момента разработки, синтеза, создания формы, технологии, испытания на животных, – и только после этого возможна проверка препаратов на людях, БАДы такого многоэтапного исследования практически не проходят. А это необходимо. Во-первых, потому что в состав БАДов входит подчас до 

 

20 различных компонентов, в том числе импортных и экзотических, которые либо плохо, либо совсем не изучены на предмет эффективности и безопасности их использования. Во-вторых, не учитывается и не изучено влияние друг на друга компонентов, входящих в состав БАДов (как делается во всем мире в отношении составных частей лекар­ственных препаратов), и их взаимодействие с лекар­ственными препаратами, применяемыми больными. Кроме того, даже если в состав добавок вводятся хорошо известные вещества, то не всегда известны их дозы, а значит, высок риск появления побочных реакций. В связи с чем БАДы, полезные для одних, могут быть опасными для других в той же мере, что и обычные лекарства, отпускаемые по рецепту врача.

 

Верить

 

ли рекламе

 

Последние несколько лет каждый из нас находится под прессингом агрессивной неадекватной рекламы БАДов, о «чудодейственных средствах» мы слышим повсюду: заботливые и уверенные голоса в рекламных роликах на радио, публикации псевдолегенд в газетах, где подобная реклама часто проходит под рубрикой «ваше здоровье». При этом реклама БАДов нередко представляется как история болезни с чудодейственным исходом в результате применения предлагаемой новинки. В подобных рекламных публикациях зачастую не ощущается грани между лекарством и БАДами. В качестве рекламных средств также используется контрреклама лекарственных препаратов (ссылки на наличие побочных эффектов лекарств, их химизм). Между тем в развитых странах в рекламе БАДов используются такие термины, как «дополняет питание», «для здорового питания», а такие утверждения, как, например, «предохраняет от …», «снижает уровень холестерина», «способствует кровообращению» недопустимы.

 

Основными потребителями БАДов являются пенсионеры, т.к. именно к этому возрасту люди приобретают большой букет хронических заболеваний и становятся основными потребителями информации рекламного характера о лечебных чудо-сред­ствах. Не удивительно, что после многократного прослушивания рекламных роликов по радио и той же «информации» в газетах пенсионеры, и не только, тратят свои последние сбережения на приобретение этих дорогостоящих «чудо-средств». А поскольку такое «лечение» требует определённой продолжительности (от 0,5 года и больше), то «исцеление» выходит в копеечку. А между тем вероятность запустить болезнь многократно возрастает.

 

Будьте внимательны

 

Если вы приняли решение включить БАДы в свой рацион питания, необходимо воспользоваться хотя бы той продукцией, которая реализуется через аптечные организации, так как в них есть система контроля, качество этих товаров подтверждено удостоверением о качестве и безопасности.

 

Учтите

 

Основным источником информации о БАДах является Реестр биологически активных добавок к пище – обновляется лишь раз в год, поэтому на практике контроль обращающихся на рынке БАДов (в том числе выявление фальсификатов), появляющихся на рынке чуть ли не каждые 3 дня, представляет серьёзную проблему.

 

Вдобавок следует отметить, что разработка, производство и внедрение лекарств стоят порядка нескольких миллионов долларов, себестоимость же БАДов на несколько порядков меньше, что позволяет производителям и распространителям последних при относительно небольших затратах и в короткий срок получать крупные барыши.

 

При покупке БАДов надо помнить, что…

 

● В настоящее время на фармацевтическом рынке представлено огромное количество БАДов отечественного и импортного производства. А импорт­ные биодобавки распространяются в основном через сетевой маркетинг; причём зачастую распространители не имеют ни медицинского, ни фармацевтического образования. Послед­ствия использования дорогостоящих средств по совету некомпетентного человека могут оказаться достаточно серьёзными: специалисты центра Госсанэпиднадзора отмечают случаи наркотического привыкания к некоторым компонентам БАДов, а иногда эти средства вызывают тяжелые отравления.

 

● БАДы делятся на две большие группы: нутрицевтики, являющиеся источником аминокислот, липидов, витаминов, микро- и макроэлементов; и парафармацевтики, являющиеся источником физиологически активных веществ. Нутрицевтики можно принимать самостоятельно, длительное время. Парафармацевтики по своим свойствам ближе к лекарственным препаратам, их можно использовать как вспомогательные терапевтические средства при различных заболеваниях. Они обладают достаточно сильным лечебным воздействием, и применять такие БАДы лучше по рекомендации или под наблюдением врача.

 

Информация на этикетке упаковки БАДа должна быть представлена на русском языке и содержать

 

l наименование;

 

l товарный знак изготовителя (при наличии);

 

l ссылку на нормативный документ;

 

l состав БАДа с указанием ингредиентов и их количества;

 

l сведения о весе или объеме;

 

l сведения о противопоказаниях для применения при отдельных видах заболеваний;

 

l указание, что БАД не является лекарством;

 

l дата изготовления, гарантийный срок годности или дата конечного срока реализации продукции;

 

l условия хранения;

 

l информация о государственной регистрации БАДа с указанием номера и даты;

 

l место нахождения, наименование изготовителя (продавца) и место нахождения и телефон организации, уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от потребителей.

 

l Использование термина «экологически чистый продукт» на этикетке не допускается.

 


← Назад


ИЗДАНИЯ
Лечебный телегид
Пермь спортивная
Известия
МК в Перми
Новости культуры. Пермь
Вечерняя Пермь
Советский спорт
Советский спорт. Футбол
Новости районов
Образование: Пермский край
Парламентская газета
Мир новостей
РУБРИКИ
Кинопарк
Актуальные факты
Альтернативная медицина
Болезни века
В объективе
Вопрос - ответ
Забота
Звездные хвори
Зверьё моё
Здоровье великих
Испытано на себе
Исцеление верой
Консилиум
Лечить по-русски
Ликбез
Медэкспертиза
Народные рецепты
Невероятно, но проверено
Нежный возраст
Отдых
Праздник
Природотерапия
Разговор по душам
Рейтинг
Сезонный вопрос
Телу время
Фэн-шуй
Человек голодный
Человек с обложки
Что делать?
Школа выживания
Эксклюзив
Экскурс в историю
© 2010 ООО Медиакомпас
Почтовый адрес: 614070, г. Пермь, ул. Крупской, 40.
Телефоны: (342) 281-95-76, 282-54-22, 282-54-55.

Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.