На сайте размещены материалы издания "Лечебный телегид", созданного и выпускавшегося редакцией ООО "Репортер плюс" начиная с №1 (от 7 августа 2006 года) по № 134 (до 16 апреля 2009 года).
09.10.2006
Главное – делать дело, нужное людям
В библиографическом словаре «Художники народов СССР», изданном в 1983 году, представлены три пермских художника. Один из них – Виктор Мефодиевич Зырянов. В том, что его имя было занесено в эту книгу, заключалось признание его заслуг как художника. С того времени прошло более двадцати лет. Сегодня Виктор Мефодиевич – член двух творческих союзов: Союза художников России и Союза иконописцев.
– Виктор Мефодиевич, что, в Вашем понимании, – художник?
– Слово «художник» очень емкое. Но, прежде всего, это человек, имеющий профессиею. Раньше в народе говорили: «Хорошо сделал – как художник». Прежде чем стать художником, надо наработать мастерство. А чтобы наработать мастерство, надо учиться. Художник – личность творческая, он творит, вносит свой вклад в искусство. В моем понимании художник, прежде всего, должен жить во времени, потому что он ото-бражает время. По его произведениям люди судят, каким было общество, что происходило в ту или иную пору.
По моему мнению, мы живем в период, напоминающий времена смуты, времена Ивана Грозного. В этой смуте рождаются различные новшества и веяния. Сегодня наше об-щество духовно больно. Люди разучились читать, слушать классическую музыку. Но так называемая поп-культура – это наносное, это должно уйти, как только общество выздоровеет.
– В таком случае, какое общество можно считать духовно здоровым?
– В котором люди верят в свое Отечество и не забывают своих предков. Хотелось бы, чтобы наше общество стало именно таким. И думаю, что так и будет. В современной молодежи много оптимизма. Они живут своим трудом и заслуживают уважения.
– Расскажите о себе.
– Родился я в 1931 году. После окончания восьми классов поехал в Москву поступать в Строгановское училище. Сдал экзамены, но оказалось, что общежития в училище нет. Я так расстроился: у меня отец на фронте погиб, была одна мама. Как обратно ехать? На обратную дорогу и денег-то не было. Тогда преподаватели сжалились надо мною и послали меня в Загорск, сейчас это Сергиев Посад, там было художественное училище. Там я и учился. Окончил в 1951 году, приехал домой, в Пермь, вступил в товарищество художников, которое позже было преобразовано в Художественный фонд, а затем в 1973 г. вступил в Союз художников. Занимался оформительской работой: написанием панно, монументальной живописью. А в 1969 году создал свой первый плакат – «Сохраним памятники культуры». На этом плакате был изображен храм на голубом фоне. Надо сказать, что плакатом в Перми со времен войны никто не занимался, я был первым. С этим плакатом я принял участие в зональной выставке в Челябинске, его напечатал журнал «Художник», это окрылило, – я подумал, что могу продолжать деятельность в этом направлении. Я занимался культурным плакатом: например, сделал плакат для Игоря Кио, когда он выступал в Перми. Когда хор Пермского музыкального училища поехал на гастроли во Францию и им нужен был плакат, – они обратились ко мне. Я сделал для них плакат «Поющая Кама». Делал я также плакаты для филармонии.
В 1993 году два моих плаката были на выставке в Париже, – это было признание, которое говорило о том, что я состоялся как плакатист. Пять лет назад выпускница искусствоведческого отделения в Екатеринбурге защитила диплом по моим работам, о моем творчестве. Плакат – тоже отражение времени, в котором мы жили.
– Десять лет назад Вы написали портрет святителя Стефана Великопермского – это было в 1996 году. Расскажите об этом этапе Вашего творчества.
– Правильно говорят, что все возвращается на круги своя. В детстве у меня была бабушка, которая меня воспитывала. Каждое лето я ездил к деду и бабушке в деревню Ильино, откуда родом мои отец, дед, прадед. Бабушка научила меня церковной грамоте, но главное – привила веру. Ее воспитание запало в сердце. В душе я всегда был верующим человеком: не стал самолюбивым, нет у меня ревности к славе. К товарищам по цеху, художникам, отношусь ровно. Заложенное в детстве бабушкой дало плоды: будучи уже очень зрелым человеком, я обра-тился к иконе. А портрет Стефана Великопермского – это мой первый шаг от светской живописи к иконе. Портрет сейчас находится в часовне Стефана Великопермского. В тот же период мною был написан портрет протоиерея Евгения Попова – первого священника, служившего в этой часовне, этот портрет тоже передан в часовню святителя Стефана. А первая написанная мной икона – Божией Матери, именуемая Казанскою. Эта икона сейчас у команды “Урал-Грейт”, спортсмены ее у меня попросили – пусть их оберегает.
– Какие еще работы для Церкви Вы выполняли?
– Мною написаны икона Целителя Пантелеимона для Феодосиевской церкви в Перми, Распятие и Царские врата для Крестовоздвиженской церкви в Говырино и икона Тихона Задонского для храма святого князя Владимира в Закамске.
Я все более удаляюсь от светской живописи и приближаюсь к иконе. Но я не могу сказать, где эта грань: переход происходит постепенно, невидимо. Я себя считаю начинающим иконописцем, хотя с 2002 года состою членом творческого Союза иконописцев. Просто меня влечет к написанию икон, я живу этим. Когда напишу икону, на душе у меня какая-то благодать, облегчение – как будто я сходил в церковь и исповедовался. Я рад душою, что сделал что-то важное и нужное для Церкви, что люди в храмах молятся, глядя на мои иконы. То есть я что-то сделал на этой грешной земле.
– В недавно прошедшей в Перми выставке «Православная Русь» приняли участие только два пермских художника-иконописца: Вы и Никита Витальевич Брюханов-Путилов.
– Дело в том, что не все созрели, не все пишут иконы. Тут ведь еще школа нужна. Художники уважительно ко мне относятся, к тому, что я пишу иконы. Тем более что я член двух творческих союзов. Да и к моему возрасту относятся с почтением…
– У Вас долгая творческая жизнь. Что помогает Вам преодолевать трудности?
– Трудности творческого человека – в творчестве. Более всего художник должен быть недоволен собой. Если он доволен собой – дальше хода нет. Я более требователен к себе, чем к окружающим. Быт, материальные блага – не главное. Говорят, «у савана карманов нет». Творческому человеку еще надо достигать своих целей, поставленных задач. Изобразительное искусство – самое сложное из искусств. Одного таланта недостаточно, требуется еще ежедневный труд.
– Понимают ли Вас близкие, семья?
– С женой Валентиной Петровной мы прожили вместе уже 55 лет, у нас есть дочь, внук и правнучка. Я занимался своим делом и всегда знал, что у меня «тылы прикрыты»: жена давала мне возможность заниматься творчеством.
– Вы – единственный художник в роду Зыряновых?
– Мой род – крестьянский, я – от земли. Господ в нашем роду не было. Не было и музыкантов, художников, я в этом смысле – первый. Мне с детства внушили, что главное – быть честным, хорошим человеком, верующим в Бога. Остальное – суета сует. Когда человек добивается почестей, власти, он живет неспокойно, а это идет во вред. В народе говорят: «Тщеславие – яблоко, сверху гладкое да красивое, а внутри червивое».
Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.