На сайте размещены материалы издания "Лечебный телегид", созданного и выпускавшегося редакцией ООО "Репортер плюс" начиная с №1 (от 7 августа 2006 года) по № 134 (до 16 апреля 2009 года).
30.09.2006
Актриса Наталья Айманова, режиссер Андрей Гарсиа: «Прожить более интересно, чем просто жить»
Мы разговаривали с актрисой Пермского драматического театра Натальей Аймановой на следующий день после премьеры «Фантомаса». Были у нее дома – пили чай на кухне, говорили о премьере, об общих знакомых, о театре, о ее муже Андрее Гарсиа – известном в Перми режиссере. Разговор ушел в какую-то «философскую» плоскость, и я включила диктофон.
– Наташа, расскажи о себе.
– Моя семья сугубо нетеатральная. Но как-то в детстве я решила стать актрисой, и исполнила свою мечту. Моя мама меня за это очень уважает, говорит, что я молодец, что все-таки добилась своего. Хотя в институт на актерский курс я поступила не сразу. Но обо всем по порядку…
Родилась я в Удмуртии, а когда мне было лет 12, мы переехали в Киров. Там я училась в школе. Киров для меня – это друзья, юность, это становление. Приобщение к театру – это тоже Киров. После окончания школы я ездила поступать в театральные вузы в Москву, в Питер – но не проходила по конкурсу.
– Наташа, а как ты оказалась в Перми?
– Это очень смешная история. Мой кировский приятель Миша Адрианов, с которым мы потом вместе учились в институте, узнал, что в Перми набирают актерский курс. А еще один приятель, кировский поэт Андрей Жигалин, сказал нам: «Я видел сон, что вы все поступили.» Вот так мы приехали в Пермь. Пермь нам очень не понравилась. Очень. После Москвы и Петербурга – это совсем другой город.
– А после Кирова?
– Киров – это, во-первых, свой город, родненький. Потом – он компактный, уютный, с красивой архитектурой. Пермь не такая: она более жесткая. Тогда, в 1990-м году она не была такой красивой, как теперь. И в Перми сложнее жить: она разбросана, и эта разбросанность сильно ощущалась после компактного Кирова. Было трудно сконцентрироваться.
Итак, мы приехали в Пермь в 1990-м году, время было достаточно трудное для всех. Сдавали вступительные экзамены, и на наших глазах творилась история: табачные бунты, еще что-то… Ну, в общем, мы и вправду поступили: сон оказался вещим.
– Ты легко поступила в институт?
– Нет, я поступила на первый курс как кандидат. Но знаете, я не напрягалась даже будучи кандидатом. Я была достаточно уверена в себе, считала, что я талантлива, а все остальное – приложится (смеется). Так началась моя учеба в Пермском институте искусств и культуры.
А потом я полюбила Пермь. Не смотря ни на что. Пришлось. У каждого времени – свой город.
– Наташа, после окончания института тебя сразу приняли в труппу драматического театра? Это легко произошло?
– Для меня – да. Я еще не сдала выпускные экзамены, а мне уже предложили работать в театре. Но я ничего особенного для этого не делала, просто занималась своим делом, которое я люблю.
– Ты в театре уже
12 лет… Что для тебя театр?
– Это очень сложный вопрос, вот именно сейчас. Я недавно размышляла над этим, и поняла, что с юности ничего не изменилось в моем восприятии театра. Это всегда какая-то возможность прожить более интересную жизнь, чем просто жить. Потому что театр увлекает, роли увлекают, это пространство увлекает и вовлекает в себя – существуешь в другом измерении, в другой жизни, в других предлагаемых обстоятельствах, и это бывает ярко, насыщенно. Переживаешь такие моменты, которые, может быть, ты бы никогда не смог прожить в жизни.
Театр помогает, и очень сильно. Помогает понять людей, потому что ты начинаешь рассматривать человека с очень разных сторон. Ты вдруг начинаешь задумываться над многими вопросами, понимаешь какую-то диалектику жизни, понимаешь, что каждый может быть прав. Например, смотришь на отрицательный персонаж и видишь его правоту.
Театр помогает концентрироваться. Работая в театре, ты обязан быть энергичным. Как говорит у нас в театре одна актриса: «Театр лечит». Ищешь в себе какие-то ресурсы, какую-то энергию – и находишь. И вдруг эта энергия поднимает даже с больничной койки – вплоть до этого. Ты не растворяешься в бытовой жизни, пытаешься глядеть на жизнь высоко… Да, в актере должна быть энергия. Это важно.
– Наташа, где можно почерпнуть энергию, что дает силы?
– Ну, искусство, например. Бывает, прочитаешь красивое стихотворение и ощутишь энергию. Энергия может быть везде, даже в мысли. Во вдохновении твоем, в каком-то увлечении. Я, например, очень люблю танцевать…
– Наташа, что тебе помогает в самых трудных жизненных ситуациях?
– У меня есть замечательные подружки – они, как ни странно, мои коллеги, бывшие однокурсницы. Вера Салеева – человек с неиссякаемым чувством юмора, которое она применяет на деле в особо трудных обстоятельствах. Оля Пудова. Оля – очень сильный человек, очень работоспособный. Очень. Она умеет «держать удар». Актриса и должна быть сильной. А все вместе мы любим пошутить да посмеяться. С чувством юмора у нас все нормально. Понятно, что в самых трудных жизненных ситуациях это помогает. А еще они, мои подружки, могут и умеют утешить.
Потом, у меня есть Андрей, который меня понимает, как ни странно. Когда что-то не складывается, он мне говорит: «Наплевать. Зато у нас с тобой есть такая-то задумка.» Например, сейчас у нас в задумке спектакль с рабочим названием «Сосна». Как раньше – спектакли, теперь уже поставленные: «Менуэт для двух женщин с оркестром», «Антигона», «Любовь дона Перлимплина», «Время чатхов». Режиссером всех этих постановок был Андрей.
Потом, у нас с Андреем есть дочь. А дети всегда учат нас жить радостно. Это – одно из самых главных и важных обстоятельств.
– Какие роли – любимые?
– Мне очень нравится моя роль Сони Данидофф в спектакле «Фантомас», недавно поставленном в драмтеатре.
Очень нравился спектакль «Другого театра» – «Менуэт для двух женщин с оркестром». И нравится. Но пока мы его не играем. Нравилась роль Антигоны в пьесе «Антигона» Софокла – это тоже постановка «Другого театра». Сейчас с удовольствием играю в «Небольшом театре» – это студенческий театр классического университета. Все эти проекты были помимо моей работы в драмтеатре, существовали параллельно.
– Все спектакли «Другого театра» я в свое время видела. Они радовали, не походили на постановки традиционных театров.
– Это благодаря таланту режиссера Андрея Гарсиа. У него какая-то своя сила, и я его за это уважаю. Андрей учился во многих вузах, но нигде не доучился. Он учился в Питере, в ЛГИТМИКе – театральном институте, но после некоторого времени учебы вернулся в Пермь, где организовал группу «Пагода». Благодаря знакомству с актрисой Антониной Анатольевной Стреляевой заинтересовался театром, поступил в Москве в Щукинское училище на режиссерский курс и проучился там практически до конца, но не стал защищать диплом. Вместо этого он поставил спектакль «Антигона» в студенческом театре Пермского классического университета. С этим спектаклем их в 1993 году пригласили – первых из России! – на Всемирный фестиваль в Монте-Карло. Они, конечно, там прогремели.
После этого Андрей в качестве режиссера участвовал в проекте «Камерный театр» – там мы и познакомились. Потом был проект «Другой театр», потом Андрей в театре «У Моста» поставил спектакль «Дом Бернарды Альбы». А потом он «приклеился» к драмтеатру. Мы показали художественному руководителю театра Борису Мильграму спектакль «Менуэт для двух женщин», и он все понял. Сначала он взял Андрея петь арию во «Владимирскую площадь», потом ввел в «Чайку», а после этого предложил сделать музыкальное оформление «Варваров». Кроме того, Андрей занят в «Гамлете». А в премьерном спектакле «Фантомас», как заметили люди, – просто прорыв. Специально для этого спектакля Андрей продумал музыкальный инструмент – «пружинотрон». Пришел к режиссеру, сказал, что хочет играть на этом инструменте. Мало того, что сыграл, – еще и станцевал, чем привел режиссера в восторг. Режиссер сказал, что это сюрреализм, и в итоге перед самой премьерой Гарсиа буквально влез в спектакль. В общем, как говорит моя героиня Соня Данидофф: «Публика, конечно, ничего не поймет, сборов не будет, зато мы и наши друзья развлечемся на славу!»
Пока мы разговаривали с Наташей, с репетиции пришел Андрей. Я, из уважения к талантам Андрея, стала уточнять его «родовое древо».
– Моя мама – из тех испанских детей, которых вывезли в Советский союз во время войны в Испании в 1939 году. Фамилия у меня мамина – Гарсиа. А батя – тоже человек с очень интересной судьбой: во время войны был командиром взвода противотанковых орудий, два раза побывал в плену, и в 1946 году получил десять лет лагерей за то, что скрыл этот факт. Когда мы жили на Октябрьском рейде, в Ильинском районе, где я, собственно, и родился, отец работал в школе, где преподавал все: от русского языка и литературы до рисования и пения. А вообще, он был музыкантом и художником.
Помню, как-то, когда мне было лет 13, он показал мне две свои картины. На одной – сосны, фиолетовые сосны, и через них контражуром светит закатное солнце. Причем – не кроны сосен, а просто стволы. И речка. Знаете, вот это ощущение, когда идешь, идешь по бору – и вдруг река появилась, и солнце заходит. И сосны – становятся фиолетовыми. А на другой картине – березки, и то, что должно быть зеленым – зеленое, что должно быть белым – белое, что должно быть черным – черное. Отец мне говорит: «Какая картина лучше?» Помню, как я облажался – выбрал березки. И батя мой так загрустил… Но потом продал обе картины. Вообще, у нас в семье его картин нет. Осталась только одна акварелька у мамы, она мне так нравится… На ней серое летнее утро, рыбак в какой-то рыжей телогрейке, с удочкой. И на воде – красным – первые лучи солнца. Вот единственное, что от папаши осталось… Ну вот, а я стал на сегодня сюрреалистическим музыкантом.
На прощание Андрей сказал мне:
– Ну, если что не так, вы сами допишите. Знаете, именно так говорил поэт Велимир Хлебников своим друзьям, которые брали, буквально крали, у него стихи, боясь, что он их потеряет, и издавали.
Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.