На сайте размещены материалы издания "Лечебный телегид", созданного и выпускавшегося редакцией ООО "Репортер плюс" начиная с №1 (от 7 августа 2006 года) по № 134 (до 16 апреля 2009 года).
30.09.2006
Что задано на дом?
Начался новый учебный год. И наши дети вновь сели за школьные парты. Все мы знаем, что учеба – это большой труд. По 6, а то и по 7 уроков в школе, а затем выполнение домашнего задания, во время которого закрепляется пройденный в школе материал. О том, как следует ребенку выполнять домашнее задание и какова при этом роль родителей, рассказывает психолог-педагог, консультант социально-реабилитационного центра «Доверие» Марина Юрьевна Заворохина.
Сначала –математика, потом – рисование
Когда ребёнок придёт из школы, он обязательно должен отдохнуть, поиграть и только потом приступать к выполнению домашнего задания.
Вначале пусть ребёнок выполнит самые трудные задания, потому что после отдыха мыслительные операции активизируются.
Некоторым детям, например, трудно даются русский язык или математика. И выполнение уроков по этим предметам они откладывают на потом. А сначала сделают, предположим, задание по труду или рисованию. Вы должны объяснить ребенку, что сначала надо сделать уроки по трудным предметам, вернувшись при этом к классной работе. Ведь обычно домашнее задание является повторением пройденного материала.
Уроки – работа самостоятельная
Не старайтесь постоянно опекать ребенка, пусть он делает уроки сам. Если всё-таки он не может справиться с заданием, обратите его внимание на ту тему, по которой у него пробелы, но при этом домашнее задание он должен выполнить самостоятельно.
По каждому предмету есть свой алгоритм выполнения домашнего задания: есть алгоритм по заучиванию стихов, по работе над текстом, по математике. И ваша задача – познакомить ребенка с ними.
Начальная школа – начало ответственности
Очень важно, чтобы в начальной школе у ребёнка выработался навык самостоятельного выполнения домашнего задания – это будет способствовать развитию у него такого важного качества, как ответственность. Это как работа. Он будет чувствовать, что он сделал свою работу хорошо! И если в начальной школе от проделанной работы он не получил такого удовлетворения, то в будущем при малейшей трудности он будет говорить: «Я не хочу, я не могу, я не буду»… Всё это в начальной школе закладывается. Начальная школа – это очень ответственный шаг! И в средней, и в старшей школе ребёнок будет учиться ответственно относиться к своим заданиям – пусть это домашнее задание, пусть это какие-то домашние дела, пусть это просто уход за животным… Но именно в начальной школе закладывается такое качество, как ответственное отношение к своему поручению.
В черновике или сразу начисто?
Некоторые родители при проверке домашней работы вообще доходят до абсурда: если ребенок сделал какую-то помарочку, то заставляют его переписывать это по 10 раз. Есть дети, которые на черновике сделают замечательно, а на чистовик переписывают хуже. Есть дети, которые сделали домашнее задание на черновике, а потом со старанием переписывают на чистовик. Некоторые ребята очень хорошо выполняют задание сразу в чистовике – всё это зависит от особенностей психики. Вы должны понять, к какой категории ваш ребёнок относится. И если вы видите, что у ребёнка что-то неправильно, постарайтесь с ним это обсудить. Не за него решить, а натолкнуть на мысль, почему это неправильно. И, может быть, дополнительно объяснить материал. При этом желательно, чтобы он сам всё переделал. Какое-то время, особенно в начале учебного года, можно ему помогать, но только лишь подталкивая к правильной мысли.
Нужен ли репетитор, если ребенок отстает?
Если вы видите, что ваш ребенок стал отставать в учебе, постарайтесь найти причину. Или он просто ленится, уделяя больше внимания более приятным занятиям, или ему трудно даётся какой-то предмет? А может быть, он пропустил и не усвоил какой-то материал, на который наложился ещё один, новый, материал? В таком случае, конечно, он не понимает, что ему нужно делать. Если ребёнок многое не понял и слишком большой у него объем невыученного и непонятого материала, и вы не можете сами ему помочь, конечно, лучше нанять ему репетитора. Если у него небольшие пробелы, можно попробовать помочь ему самим. Сейчас много дополнительной литературы, которая помогает в этих случаях – это не готовые домашние задания, а развивающие задания по тому учебнику, по которому он занимается в школе. Обозначьте темы, по которым у него пробелы. Если вы затрудняетесь, то подойдите к учителю-предметнику и выясните: как ребёнок отвечает на уроках, как он познаёт материал, какие у него особенности восприятия предмета. И учитель вам об этом расскажет.
Выполнение уроков – всегда под контролем
Если ребенок начинает учиться, родители зачастую начинают учиться вместе с ним. Многие мамы и папы уже сами недостаточно разбираются в школьном материале: многое забыли, или тогда что-то в школе не изучалось. Сейчас так много новых учебников, и некоторые родители, даже имея высшее образование, много нового почерпывают из них для себя.
Старайтесь, как бы вы ни были загружены, проверить выполненные уроки. Побеседуйте с вашим ребёнком: какие у него успехи, какие у него проблемы, как вообще прошёл день, в школе, дома? Чтобы он не чувствовал себя совсем заброшенным. Наш контроль за выполнением задания порой ограничивается брошенной мимоходом фразой: «Сделал?..» – «Сделал!..» Всё! Ребёнок предоставлен самому себе. Если он чувствует, что его учёба никому не нужна, кроме него самого, то он и будет халтурить, он и будет списывать. Если сами родители будут заинтересованы в хорошей учебе, то и ребёнок будет заинтересован в этом.
Если ребенок боится ошибиться
Некоторым детям при выполнении домашнего задания необходимо присутствие рядом кого-то из близких – дети боятся сделать какую-то ошибку. Это говорит о том, что у ребёнка занижена самооценка. И он не чувствует, что он может это сделать. На начальном этапе это пока нормально, но если это затянется, то ребёнок не сможет дальше двигаться...
Дети тревожные очень боятся сделать что-то неправильно. И сразу же просят помощи у родителей. Однако родители должны дать возможность сделать задание ребенку самому. И пусть он это сделает неправильно! А вы потом помогите, чтобы у него это получилось правильно! Но не делайте за него – помогите советом, наводящими вопросами, приведите какой-то пример.
Дети зачастую гораздо умнее нас, взрослых…Поэтому любите своих детей и не оставляйте их один на один с их проблемами.
Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.